• 3 мая 20243.05.2024пятница
  • В Тюмени 6..8 С 2 м/с ветер юго-восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


В Тюмени могут воскресить старую узкоколейку

Общество, 10:41 01 апреля 2012

Тюмень. Сеть узкоколейных железных дорог может соединить центр Тюмени и его заречную часть.

С инициативой создать на базе старой железной дороги, проложенной по совмещенному мосту через р. Туру до п. Тарманы, современное сообщение принадлежит одному из тюменских бизнесменов, пока желающему оставаться неизвестным. Проект должен пройти множественную процедуру согласования со всевозможными структурами городской и областной власти.

Как рассказал меценат в эксклюзивном интервью корреспонденту агентства "Тюменская линия", его вдохновилo увиденное во время отдыха в Дубаи надземное метро. Помочь разгрузить родную Тюмень от бесконечных пробок бизнесмен решил за свой счет. Уже составлена смета расходов на модернизацию железнодорожной линии, ее расширение, вместе с покупкой состава, цена проекта - около 800 млн рублей. Сейчас объявлен конкурс на изготовление вагонов и локомотива, специально для эксплуатации на узкоколейке. Вместимость состава будет приблизительно до 200 человек. Срок воплощения проекта - пять лет. Когда он будет внедрен, путь от центра города до п. Тарманы, Матмассы, Мыс займет у горожан всего несколько минут. Количество остановок и стоимость проезда будут уточнятся ближе к моменту торжественного открытия старой-новой железной дороги.

Напомним, совмещенный мост через р. Тура первоначально предназначался не только для поездов узкой колеи, но и для поездов широкой колеи и автомобилей. Он стал крупнейшим мостом на узкоколейных железных дорогах СССР, имевших колею 750 мм. До открытия моста на перегоне Войновка - Туринская по совмещенному мосту следовали пассажирские и грузовые поезда в направлении Тюмень - Тобольск.

История Тарманского погрузочно-транспортного управления началась в 1930-х годах с появления небольшого участка узкоколейной железной дороги вблизи п. Боровский, принадлежавшей Боровскому торфопредприятию. В 1960 году была пущена в эксплуатацию Тюменская ТЭЦ, работавшая на торфяном топливе. Первоначально торф доставлялся из Боровского. В октябре 1967 года вблизи ТЭЦ было закончено строительство капитального моста через р. Туру. Одновременно на Тарманском торфяном массиве, расположенном к северу от реки Туры, была открыта крупная сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения.

Главное депо узкоколейной железной дороги было построено в п. Тарманы. Кроме того, депо имелось в Новотарманском. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали в основном тепловозы ТУ4. Позднее появились тепловозы ТУ7, мотовозы ЭСУ2А и другие локомотивы. В 1979 году Тюменская ТЭЦ была переведена с торфяного на газовое топливо. Объем добычи торфа после прекращения поставки на ТЭЦ значительно сократился, однако к тому времени на выработанных торфомассивах появились садовые участки. По узкоколейной железной дороге продолжали курсировать пассажирские поезда. Сообщение было круглогодичным, поездами пользовались не только садоводы, но и жители пригородных населенных пунктов. Сохранялась добыча торфа для сельхозпредприятий и котельной п. Новотарманский.

В середине 1990-х годов в черте города на узкоколейной железной дороге имелось 9 остановочных пунктов пассажирских поездов. Вокзал узкоколейной железной дороги находился вблизи остановки городского транспорта "Совмещенный мост". В конце 1998 года пассажирское движение было прекращено, несмотря на многочисленные протесты. Перевозка торфа также была прекращена.(ред.: первоапрельская шутка)

Евгения Тенегина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен