• 29 ноября 202429.11.2024пятница
  • USD109,5782
    EUR116,1410
  • В Тюмени -11..-13 С 3 м/с ветер западный


Владимир Ульянов: депутат не должен сигнализировать о проблеме, он должен ее решать

Политика, 11:48 25 апреля 2012

Тюмень. О депутатской деятельности и главных задачах парламентария, о жизненно важных региональных законах, об избирательных инициативах и о перспективе проведения в области референдума рассказал в интервью информационному агентству "Тюменская линия" заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной думы, член постоянной комиссии по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам регионального парламента Владимир Ульянов.

Владимир Ильич, вы впервые сели в депутатское кресло?

  • Двадцать лет назад я был депутатом Областного совета народных депутатов, который нес только представительную функцию. В настоящее время дума имеет как представительную, так и законодательную функции. Парламентарии принимают законы, а четверть века назад мы принимали нормативно-правовые акты. Работу парламентариев должно оценивать население. Депутаты же должны заниматься самооценкой. Когда спрашивают, нужна ли областная дума, я всегда отвечаю: она неизбежна, поскольку предусмотрена законом. В каждом субъекте федерации должна быть законодательная (представительная), исполнительная и судебная власти.

До думы я в 2003-2005 годы возглавлял главное правовое управление правительства региона. Тогда губернатор Сергей Собянин, один из первых в России, поставил задачу: нормативно-правовую базу региона перевести на новые рельсы - программно-целевой метод финансирования. Все бюджетные средства поступали на реализацию программ, где указывались цели, задачи и механизм реализации. Второй принцип новой схемы - нормативное финансирование, где бюджет ориентирован на результат, так называемая система БОР. Третье - системность нормативно-правовой базы, чтобы она двигалась в одном направлении. Это был совершенно новый подход к исполнению бюджетного законодательства. Полгода специалисты правительства разрабатывали пакет законов. Всего получилось 39 базовых законов, которые пришли на смену 120 региональным законам. В старой версии в области было 15-20 законов в медицине, здравоохранении, образовании, социальной сфере. Получился один комплексный закон об образовании, медицине и т. д.

Спустя семь лет новая нормативная база не устарела. Она дополняется новыми направлениями и подпрограммами. Говорят, что тюменские парламентарии не проявляют активность, не принимают законов. Так нам и не надо печь законы как блины, у нас адаптирована и работает современная нормативная база.

В чем заключается работа депутата?

  • Депутат не должен просто сигнализировать о той или иной проблеме, он должен ее решать. Надо максимально отказываться от обещаний, которые невыполнимы. Надо уметь говорить населению "нет", если требования или предложения невыполнимы. Не нужно персонифицировать проблему, нужно решать ее для группы людей, населенного пункта, улицы или квартала. Хотя, конечно, есть ситуации, когда помощь требуется одному человеку.

Главная цель общения депутата с избирателями - сказать правду. Рассказать, какую помощь может оказать депутат в той или иной ситуации, проконсультировать, что-то посоветовать, помочь словом и делом. Знаете, частных просьб о помощи или решении проблем немного. В основном на прием приходят граждане, которые просят за часть населения, жильцов ТСЖ, дома.

На пятилетнюю работу составлен перечень наказов избирателей. Например, по газификации с. Ембаево. Улица не газифицирована, народ не участвует в индивидуальном жилищном строительстве. Зашли в тупик. Ситуация попала в наказы, теперь она под контролем правительства. Или еще один случай - обеспечение водоснабжением с. Богандинское. Необходимо строить водовод. Затратное дело, но необходимое. Проблема в том, что власть на местах, в силу имеющихся бюджетных отношений, не может в полной мере помогать населению. Эти задачи перекладываются на вышестоящие органы. Это всероссийская проблема, муниципалитеты не обладают достаточными финансовыми, материальными, организационными ресурсами. Приходится эти функции брать на себя областным структурам.

Расскажите о работе на собственном избирательном участке?

  • У меня большая программа по развитию детского хоккея в сельской местности. В частности, приобретено 13 комплектов хоккейной формы для сельских команд в Заводоуковске, Увате, Тобольске, Упоровском, Ишимском и Тюменском районах. Главная задача, чтобы депутатский фонд не уходил на разовые мероприятия, в никуда. Сейчас за мной закрепили семь сельских районов. Удалось провести встречи с избирателями Абатского, Викуловского и Сорокинского муниципальных районов.

Подход Юлия Цезаря "Пришел, увидел, победил" не работает применительно к региональному парламенту и деятельности депутатов. Депутатская деятельность - текущая и ежедневная работа. Не бывает так, что написал депутат закон, его приняли и стали жить хорошо. Можно написать кучу красивых законов, но жизнь не улучшится. Для любой территории важно привлекать инвестиции, открывать новые производства, чтобы появлялись рабочие места, росла заработная плата и благосостояние населения, увеличивались поступления в бюджет. Важно расходовать бюджетные средства эффективно, чтобы каждый бюджетный рубль приносил три инвестиционных.

Какие законы можно назвать жизненно важными?

  • В прошлом году депутаты приняли ряд жизненно важных и эффективных региональных законов: о жилищных субсидиях бюджетникам, о предоставлении земельных участков многодетным семьям. Законы доказали свою эффективность, претерпели изменения. Приняты новые поправки, расширяющих круг лиц, которые могут воспользоваться поддержкой. Мне импонирует подход команды губернатора, они прорабатывают множество вариантов, советуются с населением.

В законотворческой деятельности существует три направления: обеспечить приведение законодательства области в соответствие с федеральным. Это большой блок, российские законы постоянно совершенствуются. Второй блок работы - принятие закона в сфере полномочий субъекта РФ. Третий - предложения региона по изменению или дополнению федерального закона.

Важно, чтобы предложения депутатов и правительства совпадали. Включать "хотелки" нельзя. Тем более, что под каждую программу и законопроект должны закладываться определенные средства из регионального бюджета. Часто законодателям говорят, что они не инициативны и ждут предложения правительства. Все дело в том, что именно команде губернатора исполнять новые программы и выделять средства из бюджета на их реализацию.

Как вы относитесь к инициативе проведения референдумов?

  • Надо отличать законодательный референдум от общественного обсуждения той или иной проблемы. Это разные вещи. Например, в Швейцарии законы принимает население посредством проведения референдумов. Это наивысшее проявление демократии, когда народ напрямую принимает законы. И есть консультативный референдум, когда у населения спрашивают: "Как вы относитесь к этой инициативе?". Консультативный референдум граничит с общественным обсуждением. Важно, чтобы население города или субъекта участвовало в обсуждении проблемных вопросов. Мы работаем для населения. Важно, чтобы частные вопросы совпадали с общими. Жители Тюменской области готовы к общественному обсуждению проблем. Хотя в менталитете россиян остается позиция - "моя хата с краю". Тем не менее, 15-20% активного населения страны заинтересовано в том, чтобы решения принимали и с их участием. Население должно втянуться в процесс. А власть готова к открытости.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен