• 25 апреля 202425.04.2024четверг
  • USD92,5058
    EUR98,9118
  • В Тюмени 0..2 С 6 м/с ветер восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Сергей Дегтярь: вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей

Экономика, 18:40 23 августа 2012

Тюмень. Россия вступила в ВТО. Переговоры, равно как и подготовка ко вступлению во Всемирную торговую организацию, шли на протяжении нескольких лет. Насколько готовы российские производители и сетевой ритейл к "открытию коридора", смогут ли они выдержать конкуренцию с мировыми брендами, покажет время.

О том, какая работа велась по продвижению тюменских товаров на региональный рынок, в эксклюзивном интервью информационному агентству "Тюменская линия" рассказал заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.

  • С постперестроечных времен сфера потребительского рынка практически не регулировалась, взаимоотношения между торговлей и производителями были достаточно хаотичны, возникало много проблем, и Тюменская область здесь не исключение. Для того, чтобы обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон, а также для разъяснения положений проекта федерального закона о торговле, мы организовали прямую линию. К слову, на второе полугодие 2009 года пришлось активное обсуждение нескольких предложенных вариантов вышеуказанного закона. Особенное внимание уделялось статьям, регламентирующим взаимоотношения между поставщиками продукции и сетевым ритейлом.

Скажу прямо, на тот период ни те, ни другие не были готовы к цивилизованным взаимоотношениям. Местные сельхозпроизводители в большинстве случаев при всех потенциальных преимуществах качества своей продукции серьезно отставали из-за отсутствия привлекательной упаковки, внешнего вида - всего того, что делает товар популярным у покупателя. Кроме того, сроки и объемы поставок соблюдались не всегда, что вызывало вопросы как у покупателей, так и у широкого круга предприятий торговли. Причем последние были ориентированы на продажу яркого импортного товара, который активно приобретался жителями Тюменской области, но серьезно отставал в своих качественных и экологических характеристиках.

Акция "Покупаем тюменское" должна была разрешить ряд вышеописанных проблем. Ее активно поддержал губернатор области Владимир Якушев. Цель акции - продвижение товаров сельхозпроизводителей Тюменской области и стимулирование предприятий торговли региона к их реализации. Задачами проекта стали популяризация продукции местных производителей, увеличение объемов поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли области и урегулирование взаиморасчетов между местными сельхозпроизводителями и предприятиями торговли. Они одновременно предполагали еще и выполнение основных требований закона о торговле.

Насколько, на ваш взгляд, успешно прошла реализация закона о торговле в Тюменской области?

  • Закон и сейчас активно реализуется. Напомню о том, что с момента начала реализации закона, то есть с февраля 2010 года, ряд его статей имел переходный период. Особенно это касалось урегулирования взаиморасчетов между поставщиками и продавцами продукции. Совместно со специалистами департамента АПК мы активно консультировали ту и другую стороны по новому формату договоров по взаиморасчетам. Юристы областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка разработали типовую форма договора, чтобы максимально исключить конфликтные ситуации, тем самым не сорвать сроки поставок продукции, а также не дать возможность обременить местного производителя дополнительными, так называемыми бонусами и поборами, которые ложились в торговую наценку. В конечном итоге - чтобы жители области не почувствовали на себе превратности первых шагов в реализации нового закона о торговле. Естественно, сложности еще остаются, но в целом нам это удалось.

Насколько вышеперечисленная работа позволила подготовиться к ВТО, какие конкретно мероприятия были реализованы?

  • Прежде всего от вступления в ВТО не должен пострадать рядовой покупатель. Думается, что успех адаптации к новым условиям потребительского рынка Тюменской области должен работать по всей цепочке: производитель - продавец - покупатель. Регулярными стали проведение круглых столов в правительстве области с участием местных сельхозпроизводителей и сетевого ритейла. Они стали полноценной переговорной площадкой, где рассматривались и были урегулированы, в том числе с участием губернатора, самые конфликтные вопросы. На круглых столах (февраль, апрель, август 2010 года, март, ноябрь 2011 года, март 2012 года) с участием товаропроизводителей и сетевых компаний неоднократно рассматривались вопросы качества поставляемой продукции, упаковки и соблюдения требований к маркировке. Сотрудничество в данных вопросах способствовало расширению ассортимента продукции, улучшению ее качества, применению новых современных видов упаковки. Многие производители провели реконструкцию и модернизацию производственных мощностей, установили высокотехнологичное оборудование, отвечающее самым современным требованиям.

Для создания условий устойчивого увеличения производства сельскохозяйственной продукции и стабилизации цен на указанную продукцию в октябре 2011 года заключено соглашение между НП "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области" и НП "Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия Тюменской области".

По итогам 2011 года доля продаж товаров местного производства в общем объеме товарооборота продовольственных товаров торговых сетей составила 20%, с продукцией собственного производства торговых сетей - 27,7%. Активную позицию в этом занимает администрация Тюмени. Доля оборота торговых сетей по городским округам и муниципальным районам области в 1 полугодии 2012 года составила 17,4% от общего оборота розничной торговли. Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводится ежемесячный мониторинг динамики и структуры дебиторской задолженности за поставленную продукцию ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области в предприятия торговли. С 1 января 2010 года просроченная кредиторская задолженность региональных торговых сетей сократилась почти в пять раз (с 16,4 до 3 миллионов рублей).

Кроме того, уменьшилась просроченная дебиторская задолженность у местных товаропроизводителей по товарным группам: безалкогольные напитки - на 1,5 миллиона рублей, или в 4,5 раза; хлеб и хлебобулочные изделия - на 3,4 миллиона рублей, или в 2,5 раза; мясо-колбасные изделия - на 6 миллионов рублей, или в 2,4 раза. На 1 июля 2012 года отсутствовала просроченная дебиторская задолженность у предприятий-изготовителей мяса птицы и рыбопродукции.

Как осуществляются мероприятия по популяризации продукции местных производителей?

  • Дегустации продукции местных товаропроизводителей "Покупаем тюменское. Вкусный маркетинг" прошли в торговых предприятиях Тюмени. Постоянными участниками дегустаций являются: ООО "Тюменский деликатес", ОАО "Тюменьмолоко", ЗАО "Квартет", ЗАО Птицефабрика "Пышминская", ООО "Ишимский мясокомбинат". В 2012 году проведено 32 дегустации, что позволило повысить узнаваемость дегустируемой продукции у населения. Во время экскурсий "Покупаем тюменское. Внеклассные прогулки" школьники и студенты побывали на предприятиях и познакомились с местными производителями и выпускаемой ими продукцией. В текущем году проведено 11 экскурсий для 220 школьников и студентов на предприятия разных сфер производства. Это также способствовало профориентации учащихся и позволило устанавливать тесные связи между образовательными учреждениями и предприятиями. Конкурс "Знай наших" знакомит жителей с местными производителями и многообразием их продукции. Около 20 мелких и крупных производителей приняли в нем участие. Автобусы популярных городских маршрутов в этом году "одеты" в цвета и символику проекта и называются "Вкусные автобусы". В мероприятии приняли участие шесть производителей из разных городов и районов области: ООО "Молоко" из с. Бердюжье, ИП Салов В.И. из Тюмени, ОАО "Мясокомбинат Ялуторовский", ООО ТПК "Дикорос-Тюмень", ООО ПК "Молоко" из с. Нижняя Тавда, ООО "Ишимский мясокомбинат". Предприятия отмечают интерес к их продукции как со стороны потребителей, так и со стороны средств массовой информации, что отражается на росте продаж.

Для участников проекта "Покупаем тюменское!" разработан фирменный стиль, так называемый брендбук – инструмент, позволяющий производителю экономить время, а также денежные средства для продвижения своей продукции, используя узнаваемый единый фирменный стиль оформления продукции, упаковки, рекламных материалов и мест продаж под брендом "Покупаем тюменское!". Этот фирменный стиль помогает потребителю идентифицировать выбранные товары с товарами местных производителей. В результате грамотное применение брендбука способствует увеличению спроса и, как следствие, приверженности покупателей к торговой марке производителя. В настоящее время достигнуты договоренности с сетями "Мосмарт" и "Магнит" по брендированию внутреннего пространства предприятий в символику проекта для привлечения внимания жителей города, стимулирования интереса у населения к местным товарам и увеличения их продаж.

Разработано рекламное изображение "Перевес в твою пользу". Тюменцы понимают, что покупать местное выгодно. В городе размещено 10 билбордов с изображением. Еще восемь билбордов будут размещены в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковске. Изготовлены плакаты для использования в предприятиях розничной торговли и общественного питания "Покупаем тюменское. Выбираем лучшее", плакаты "Покупайте товары, отмеченные знаком" (стимулирование покупок товаров со знаком конкурса "Лучшие товары и услуги Тюменской области"). Модернизирован сайт "Покупаем тюменское 2.0", который является виртуальной площадкой для продвижения товаров местных производителей. На ресурсе зарегистрированы 102 предприятия-производителя, 52 предприятия розничной торговли, количество уникальных посетителей достигает до 150-200 в сутки, в среднем - 5 тысяч 910 человек в месяц. В 11-й раз прошел конкурс "Лучшие товары и услуги Тюменской области". С 2002 по 2012 годы количество предприятий-участников увеличилось почти в три раза. На участие в конкурсе в 2012 году принято заявок от 136 предприятий Тюменской области, в том числе восемь предприятий из ХМАО-Югры и два - из ЯНАО.

Насколько увеличились объемы поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли Тюменской области?

  • Для удовлетворения спроса населения Тюмени в качественных, натуральных товарах, создания условия для расширения рынка и поддержки местных производителей продовольственной продукции городской администрацией заключено семь соглашений с сетевыми ритейлерами в части реализации товаров местных товаропроизводителей в 44 действующих торговых объектах в объеме не менее 10% от общего товарооборота продовольственной группы товаров (ООО "Лента", ООО "Партнер-Маркет", ООО "Элемент-Трейд-Тюмень", ЗАО ТД "Перекресток", ЗАО "Мегамарт", ООО "О’КЕЙ"), а ЗАО "Тандер" (сеть торговых объектов "Магнит") - не менее 20%.

Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводят ежемесячный мониторинг объемов поставок продукции региональными товаропроизводителями в предприятия розничной, оптовой торговли, общественного питания, социальной сферы и иные хозяйствующие субъекты. За 6 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечен рост объемов поставок произведенной продукции в сетевые компании, прочие предприятия торговли, общественного питания и иные организации. Так, например, в разрезе товарных групп: молочная продукция ООО ПК "Молоко" увеличилась на 2 тысячи 229 тонн, или 50,7%; ООО "Боровский молочный завод" - на 226,7 тонны, или 30,9%; ООО "ЮниМилк" - на 10 тысяч 962 тонны, или 23,4%; ОАО "Тобольский гормолзавод" - на 519,4 тонны, или 22,9%; хлеб и хлебобулочные изделия ИП Мансурова Г.Р. - на 319,2 тонны, или на 49,6%; ОАО "Тюменский хлебокомбинат" - на 557,8 тонны, или 11,3%; кондитерские изделия ИП Ямов С.В. - на 8,9 тонны, или 47,3%; ИП Шарий А.В. - на 41,4 тонны, или 30,3%; ЗАО "Земля" - на 0,7 тонны, или 20%. Мясо-колбасные изделия: ЗАО АПК "Рощинский" - на 22,2 тонны, или 24,4%. Мясо птицы ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" - на 66,9 тонны, или 21,4%. Безалкогольные напитки: ООО "Водопад-1" - на 107,4 тонны, или 37,7%; ЗАО МПБК "Очаково" - на 120,8 тонны, или 11,1%.

Какую основную задачу Вы видите перед участниками этого процесса при вступлении в ВТО?

  • Прежде всего нужно понимать, что конкурентная среда станет жестче не только в производстве, в том числе и сельхозпродукции, но и в сфере торговли. Множество представителей иностранного ритейла уже стоят на низком старте со своим товаров с неочевидным качеством. Конкурировать с ними в этом означает путь в никуда. Для регионального, а возможно и федерального ритейла, единственным конкурентным преимуществом может стать реализация только местной или отечественной продукции. Сейчас настало время объединить усилия, сделать свои отношения максимально эффективными между местными сельхозпроизводителями и региональным ритейлом. Хорошая основа для этого заложена. Успех нужно развивать. В конечном итоге выиграют потребители – жители Тюменской области.

Соб. инф.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен