Валерий Фальков: шансов поступить на "бюджет" в 2013 году больше
Тюмень. Вопрос образования никогда не терял своей актуальности. Но во "вступительную" пору он становится особенно острым. О том, что в ближайшее время изменится в вузах, какие специальности будут более востребованными и о многом другом рассуждали первый вице-спикер областной думы, координатор проекта партии "Единая Россия" "Модернизация образования" Андрей Артюхов и ректор ТюмГУ Валерий Фальков.
Расскажите о том, что нового ждет абитуриентов, поступающих в этом году в ТюмГУ.
Валерий Фальков: В ТюмГУ открыли два специалитета ("Биоинженерия и биоинформатика" и "Экономическая безопасность") и несколько новых профилей в рамках педагогического образования. За счет федерального бюджета смогут учиться 1210 первокурсников. Университет в этом году будет принимать на 44 направления подготовки бакалавров, 5 специальностей и 25 направлений магистратуры, в рамках которых реализуется 54 магистерских программы.
В университете очень много специальностей и направлений, где конкуренция не столь высока, как нам бы хотелось. Например, прикладная математика, информационная безопасность, радиофизика, биология, химия, физика, география — бюджетных мест на этих направлениях предостаточно. Но у абитуриентов по-прежнему остается спрос на модные профессии. Кстати, количество бюджетных мест на традиционно "аншлаговые" специальности сократилось: на "юриспруденцию" с 38 мест до 35, на "экономику" с 68 до 22.
Традиционно на направление подготовки "Педагогическое образование" выпускники идут не очень охотно, мы решили поддержать 40 студентов-первокурсников и платить им дополнительно к государственной стипендии еще 5000 рублей в месяц. При одном условии: у абитуриента по результатам ЕГЭ в сумме должно быть не менее 210 баллов. Еще хотел бы заметить, что по направлению "Педагогическое образование" выделено 50 бюджетных мест, которые мы распределили по трем профилям: физика, математика — по 20 мест, начальное образование — 10.
Мы собираемся стимулировать будущих педагогов, и это сознательная стратегия вуза. Ее цель — не просто закрыть проблему нехватки учителей в школах, но и отобрать из числа абитуриентов самых способных ребят. Обучение на договорной основе — не препятствие для получения дополнительной стипендии.
Сейчас в России наблюдается тенденция: уменьшение бюджетных мест на гуманитарные специальности и, наоборот, увеличение на инженерные и естественно-научные специальности.
Андрей Артюхов: Эта тенденция — требование времени. Нужно вспомнить советский и более ранние периоды, когда инженерной подготовке в вузах был отдан приоритет. В 90-е годы вузам сказали "живите, как хотите", и они стали пытаться выживать. Многие из них смекнули, что красивое название и правильный пиар делают свое дело. В итоге — перепроизводство выпускников по невостребованным экономикой специальностям, острый дефицит инженерных кадров. Очевидно, нужны и гуманитарные специальности — вопрос о соотношении, о пропорциях, исходя из потребностей реальной жизни.
Признаки, по которым оценят качество работы университета: средний балл по ЕГЭ первокурсников — 60 баллов, объем научных работ в расчете на одного научно-педагогического работника от 50 000 рублей, доля студентов-иностранцев не менее 1%, доход вуза на одного научно-педагогического работника — 1 100 000 рублей, общая площадь помещений на одного студента 11 кв. м, доля выпускников очного отделения, не состоящих на учете в службе занятости для содействия в трудоустройстве в первый год после получения диплома, — не ниже среднего показателя среди выпускников всех вузов той же специальности по федеральному округу. Вы согласны со всеми этими показателями?
Валерий Фальков: Я бы сказал, что и эти в том числе. Это те показатели, которые легко можно измерить, при этом все вузы с ними согласны. У ТюмГУ средний балл по ЕГЭ — 69,7. Критерий о том, что общая площадь помещений на одного студента — 11 квадратов, кажется достаточно спорным. Но давайте посмотрим: когда в вузе какого-нибудь города обучаются 15 тысяч человек, а снимают помещение в 1000 квадратных метров, то возникает вопрос: как студенты ходят на занятия, ведь здание не может вместить всех? Не может быть нормального вуза без кампуса в широком понимании этого слова, без нужной материально-технической базы — хорошо оборудованной лаборатории, аудиторий и так далее. Андрей Артюхов: Критерии эти вполне разумные, хотя не исчерпывающие. Когда в свое время я работал директором филиала ТюмГНГУ в Новом Уренгое, меня удивляло, как вели себя некоторые московские вузы в городе. В 90-е я старался оснастить лаборатории современным учебным оборудованием. А московские вузы арендовали один класс в какой-нибудь средней школе и все понимали, что это не учеба, а халтура. Если бы критерий о квадратных метрах на одного студента существовал тогда, то не было бы такого бардака. А эти вузы выпустили массу "псевдоспециалистов" с пустыми дипломами.
Как вы относитесь к тому, чтобы бюджетников отправлять потом по распределению работать по специальности?
Валерий Фальков: Во всем мире качественное образование очень дорогое. Если посмотреть на страны Западной Европы, США, то зачастую нужно быть либо очень одаренным человеком, и получить грант, либо учиться в кредит. В этой связи государство у нас часто любят критиковать, не разбираясь в сути. А суть в чем: если посмотреть, сколько было бюджетных мест в СССР в расчете на количество выпускников и сколько в 2013 году, то оказывается, что в 2013 году конституционное право наших граждан на образование более гарантировано, чем в советское время. И количество бюджетных мест сохраняется на протяжении 10 лет, хотя количество выпускников сокращается. Соответственно, шансов поступить в 2013 году гораздо больше, чем, например, в 1995. И, вполне естественно, что государство в любой стране платит только за то, что ему нужно. Если бизнесу нужны кадры — пусть платит бизнес. В России получается так, что вузы готовят, платит государство, а бизнес пользуется. Например, за один год обучения по технической физике государство платит 130 тысяч рублей, за юриста — 63200 рублей. Это к вопросу о том, что надо ли отрабатывать. Я считаю, что надо. В зависимости от специальности и направления. Я бы отказался от тотального распределения. С другой стороны, неправильно выбирать совсем по собственному усмотрению. Ведь когда компания платит за своего сотрудника, она, естественно, ждет того, чтобы сотрудник отработал. А чем отличается государство, государственный бюджет?
Андрей Викторович, работая в Совете Федерации, вы продвигали закон о распределении после вузов?
Андрей Артюхов: В 2005 году я внес проект федерального закона об этом. Смысл был такой: государство вправе принимать решение о направлении ребят на работу на 2-3 года, тех, кто обучается на бюджетных местах. Причем в моей пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такое решение должно приниматься не в обязательном порядке, а в случае необходимости, когда есть острая нехватка специалистов. И прежде всего, это должно было коснуться оборонной промышленности и ряда дефицитных специальностей социальной сферы. Совет Федерации принял это единогласно, комитет по науке и образованию Госдумы также единогласно проголосовал за него. Совет Госдумы включил его в повестку заседания. Но за два дня до пленарного заседания меня вызывают в правительство РФ и говорят, что требуется доработка. Замминистра образования и науки, который сейчас работает заместителем Чубайса, посчитал этот закон "нелиберальным". Я приводил в пояснительной записке следующие данные: 80% выпускников сельскохозяйственных и других вузов не идут работать по специальности.
Меня радует, что недавно Дмитрий Медведев озвучил, что проблема есть и "бюджетники" должны там, где надо, не везде, 2-3 года, отработать. "Договорников" это вообще не касается. Очевидно, этот законопроект не потерял своей актуальности до сих пор.
В советское время мы привыкли, что серьезной наукой занимаются в основном в научно-исследовательских институтах, откуда и родом многие наши ученые. Сейчас же акцент смещается в вузы. Как вы оцениваете перспективу вуза как научного центра?
Валерий Фальков: Я оцениваю положительно. Очень много для того, чтобы наука была в вузах, делает наше государство. Очень много наработок, идей. И основная сложность, с которой мы столкнулись, мало иметь идею, нужно суметь ее коммерциализовать. Это, например, получилось у компании "Тюменский бройлер", руководитель которого Оксана Величко, и научно-производственного объединения "Тюменькриобанк". Они подписали соглашение о поставке необходимого сырья высокого качества — куриного яйца — для изготовления ранозаживляющего средства "Цельгель". Важно довести идею до конечного воплощения, мало быть просто ученым, нужно еще и иметь предпринимательское начало. Вузам нужно какое-то время, чтобы такие люди появились, точнее их критическая масса достигла нужного предела.
Андрей Артюхов: Наукой можно заниматься и в научно-исследовательских институтах, и в университетах. При наличии научной школы, на создание которой уходят многие годы, и современного лабораторного оборудования. Но важно не только создать новый научный продукт или технологию, но и довести ее до потребителя. Здесь необходима помощь многим ученым. Эту задачу в регионе помогает решить технопарк, есть система поддержки со стороны правительства. Наш город — студенческий, и органы власти должны двигаться вместе с университетами, чтобы улучшить условия для тюменской науки, чтобы сделать Тюмень крупным научным и учебным центром страны.
Соб. инф.