• 2 марта 20212.03.2021вторник
  • В Тюмени -13..-15 С 5 м/с ветер южный


Альберт Новопашин: прокуратура - реальный инструмент для защиты прав человека

Общество, 12:00 26 сентября 2013

Тюмень. Интернет-конференция начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тюменской области старшего советника юстиции Альберта Новопашина состоялась на сайте информационного агентства "Тюменская линия". Тема: "Защита прокуратурой Тюменской области социальных прав граждан".

Ирина Шемякина: Добрый день, дамы и господа, уважаемые пользователи Интернета! На сайте информационного агентства "Тюменская линия" проходит интернет-конференция начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Тюменской области, старшего советника юстиции Альберта Новопашина. Ее тема: "Защита прокуратурой Тюменской области социальных прав граждан".

Альберт Новопашин ответит на вопросы посетителей нашего сайта в режиме реального времени. Пользователи Интернета смогут ознакомиться с текстовой версией конференции и посмотреть видеозапись.

Здравствуйте, Альберт Рафаилович.

Альберт Новопашин: Добрый день!

Ирина Шемякина: Первый вопрос от Оксаны Юрьевны из Тюмени. Считаете ли вы наиболее приоритетными направлениями деятельности прокуратуры на сегодняшний день борьбу с коррупцией и защиту прав граждан? Что делается в этом направлении?

Альберт Новопашин: Направления, о которых идет речь, - это противодействие коррупции и защита прав граждан. Они всегда находятся в приоритете в работе органов прокуратуры, это то, чем мы занимаемся ежедневно. Само предназначение прокуратуры – надзор за соблюдением Конституции РФ, законов - говорит о том, что любое нарушение закона, в том числе и нарушение прав и свобод гражданина, – это основание для вмешательства органов прокуратуры, принятия соответствующих мер реагирования для восстановления нарушенных прав. Если говорить о результатах работы в этих направлениях, то могу сказать следующее: в 2013 году органами прокуратуры области в рамках исполнения национального плана по противодействию коррупции было выявлено более двух тысяч случаев нарушения закона, сразу оговорюсь - речь идет не о преступлениях, а именно о нарушениях законодательства, которые допущены государственными и муниципальными служащими. Такие, как неуказание всех положенных сведений в декларациях о доходах, издание нормативно-правовых актов, которые могли бы способствовать коррупционным проявлением и ряд других нарушений. Для устранения нарушений прокурорами Тюменской области внесено в 2013 году более одной тысячи актов реагирования – к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 700 должностных лиц. Если говорить о преступлениях, то по результатам прокурорских проверок в 2013 году возбуждено 27 уголовных дел о коррупционных преступлениях, всего за восемь месяцев правоохранительные органы возбудили 901 уголовное дело, среди них около 200 фактов взяточничества. Восстанавливая нарушенные социальные права граждан, а это прежде всего жилищные, трудовые, право на охрану здоровья, медицинскую помощь, прокуроры внесли более 2 тыс. 500 исков реагирования, подготовили свыше 3 тыс. заявлений в суд в интересах конкретных граждан, виновные должностные лица понесли дисциплинарную материальную ответственность. Результатом этой прокурорской работы стала выплата задолженности по заработной плате, выделение квартир детям-сиротам, возмещение вреда, причиненного неправильным оказанием медицинской помощи.

Ирина Шемякина: Игорь из Тюмени просит рассказать, какие формы реагирования применяет прокуратура для защиты прав и законных интересов простых граждан?

Альберт Новопашин: Формы или акты прокурорского реагирования четко регламентированы законом о прокуратуре – это "протест прокурора" - выносится на незаконный правовой акт; представление прокурора об устранении нарушений закона - этот акт выносится должностному лицу или в орган, который уполномочен устранить допущенные нарушения закона; постановление прокурора о возбуждении административного производства – после совершения административного правонарушения; предостережение – это акт прокурорского реагирования, который объявляется, если у прокурора есть достаточные сведения полагать, что должностным лицом может быть совершено нарушение законодательства. Кроме того, достаточно широко тюменскими прокурорами применяется такая мера реагирования, как заявление в суд в интересах граждан, которые по какой-либо причине не могут самостоятельно защитить свои права в суде, допустим, в силу возраста, состояния здоровья. Реализуя свой правозащитный потенциал, прокуроры на основе мониторинга законодательства также доносят информацию до органов местного самоуправления, в которой содержатся предложения, как эффективнее построить работу для исполнения закона, как эффективно взаимодействовать. В каждом случае при выявлении нарушения прокурор может сам выбрать форму реагирования, о которых я сказал ранее, но цель формы одна - устранение нарушения закона. Иногда все акты реагирования применяются в комплексе.

Ирина Шемякина: Максим из Тюмени интересуется, чем отличается правозащитная функция Генпрокуратуры от деятельности правозащитных организаций? В чем они совпадают?

Альберт Новопашин: Задачи, на решение которых направлена деятельность прокуратуры и правозащитных организаций, совпадают – это защита прав и свобод человека от произвола недобросовестных чиновников, работодателей. К сожалению, уровень юридического образования у населения в настоящее время недостаточный. Есть проблемы с оказанием юридической помощи. В случаях нарушения закона человек остается один на один с недобросовестными чиновниками или работодателями, допустившими беззаконие. Сегодня усилия всех ветвей власти в государстве направлены на улучшение качества жизни, благосостояние граждан, но эта работа невозможна без усиления правовой защиты граждан, в особенности социально уязвимых и незащищенных категориях граждан. Именно в этих условиях органы прокуратуры в силу тех полномочий, которыми наделены законом по устранению нарушений, являются реальным инструментом, с помощью которого человек может отстоять, восстановить свои права. Кроме того, в отличие от правозащитных организаций, органы прокуратуры РФ в соответствии с законодательством представляют разветвленную централизованную систему органов с подчинением нижестоящего прокурора вышестоящему. Это, в свою очередь, приближает органы прокуратуры к гражданину. Вместе с тем хочется сказать о том, что органы прокуратуры осуществляют свою правозащитную функцию по взаимодействию с теми же правозащитными организациями, органами власти и уполномоченным по правам человека.

Ирина Шемякина: Ирина Бессонова из Тюмени просит рассказать, наши граждане, находящиеся за рубежом или на территории стран СНГ, обращаются за защитой своих нарушенных прав и свобод и какова процедура обращений?

Альберт Новопашин: Вопрос поставлен широко и, на мой взгляд, не совсем обращен к деятельности прокуратуры, дело в том, что у нас защиту прав наших соотечественников за рубежом осуществляет Министерство внутренних дел, если говорить конкретно, то консульские учреждения, которые расположены в иностранных государствах. Если российский гражданин, находящийся за пределами нашей родины, считает, что его права нарушены и он нуждается во вмешательстве третьих лиц, он прежде всего за помощью обратится в консульское учреждение, расположенное на территории государства. Однако надо иметь ввиду, что если это касается вопросов гражданского права, административного права, то эти вопросы в каждом государстве урегулированы собственным законодательством с учетом норм международного права.

Ирина Шемякина: Вопрос от Александра Григорьева из Тюмени. Как известно, в последнее время происходит значительное усиление социальной направленности бюджетных расходов для надлежащего обеспечения прав граждан на труд и его своевременную оплату, образование, медицинское обслуживание, для оказания необходимой государственной поддержки семей с детьми. Благополучие населения во многом определяется сохранностью бюджетных средств, использованием их по целевому назначению. Какая работа проводится органами прокуратуры для предупреждения и устранения правонарушений в этой сфере?

Альберт Новопашин: Органы прокуратуры в своей деятельности не подменяют контролирующие органы. Вопросы целевого и эффективного расходования относятся к компетенции органов финансового контроля. Однако вместе с тем органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением бюджетного законодательства наряду с мероприятиями, которые проводят органы финансового контроля, о которых я сказал. В этих целях прокурорскими работниками систематически проводятся проверки с участием специалистов органов финансового контроля на предмет целевого и эффективного расходования бюджетных средств во всех социально значимых сферах. В том числе в сфере здравоохранения, образования. По результатам проверок, если есть для этого основания, если есть нарушения, прокуроры вносят акты реагирования: представления об устранении нарушения закона, в тех случаях, когда прокурор усматривает необходимость осуществления уголовного преследования, видит состав преступления, выявленный по результатам проверки, материалы направляются в орган предварительного расследования для принятия соответствующего решения. Прокурор зачастую обращается в суд о взыскании потраченных не по целевому назначению бюджетных средств. Если у задающего вопрос есть конкретные факты нарушения, он может обратиться в прокуратуру с заявлением.

Ирина Шемякина: Тимур из Тюмени спрашивает, с точки зрения структуры и функций прокуратуры, какие вы ставите задачи перед собой как перед руководителем ведомства?

Альберт Новопашин: Вне сомнений, это защита прав и свобод человека и гражданина, о чем я уже говорил выше. Наверное, не так широко в целом, а защита прежде всего конкретного человека. В частности, того, который обратился в органы прокуратуры с заявлением. Если права этого человека действительно неоправданно и незаконно ущемлены, то мы сделаем все возможное, чтоб их восстановить. Считаю для себя это одним из приоритетов. Еще безусловно - сопровождение формами прокурорского реагирования, сопровождение и реализация государственных и муниципальных программ, направленных на улучшение качества жизни граждан.

Ирина Шемякина: Вопрос от Геннадия из Тюмени. Сегодня у прокуратуры достаточно полномочий для эффективного осуществления функции надзора?

Альберт Новопашин: О формах и актах прокурорского реагирования я уже говорил. Я считаю, что тех форм, которые на сегодняшний день предоставлены законом, достаточно, достаточно у прокурора полномочий, чтобы устранить нарушение закона, принять меры к восстановлению нарушенных прав и интересов человека и государства. Главное при применении этих форм реагирования не уходить в формализм, осознавать конечную цель - для чего ты применяешь эти формы реагирования и, конечно, не быть равнодушным к своей работе.

Ирина Шемякина: Петр из Ишима задает следующий вопрос. Мы вступили в ВТО, какие методы по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров, на ваш взгляд, необходимо почерпнуть у европейских государств, которые на сегодняшний день отсутствуют в России?

Альберт Новопашин: Повышение квалификации на системной основе - это одна из основных обязанностей каждого прокурорского работника. В сегодняшних условиях, когда законодательная база постоянно претерпевает изменения, в связи с происходящими экономическими процессами, расширением экономической свободы, чтобы успешно выполнять поставленные перед прокурорским работником задачи, помимо знания закона, он должен владеть методикой их правильного применения. Высказаться о методах повышения квалификации европейских прокурорских работниках, я, к сожалению, не могу, но скажу, что в большинстве зарубежных государств прокуратура выполняет в основном функцию по осуществлению уголовного преследования. Российская же прокуратура обладает достаточно широкими полномочиями по защите прав и интересов государства и граждан практически во всех сферах жизнедеятельности, которые регламентированы нашим законодательством.

Ирина Шемякина: Ольга Себелева из Сургута спрашивает, как деятельность российской прокуратуры оценивают за рубежом?

Альберт Новопашин: Буквально недавно завершилась 18 ежегодная конференция международной ассоциации прокуроров. В этом году конференция проходила в Москве, участие в ней принимал и прокурор Тюменской области. На мой взгляд, проведение такой конференции в Москве говорит о том, что результаты работы российской прокуратуры заметны и получают соответствующую положительную оценку во всем мире. На конференции прокуроры государств делились опытом, в том числе российские прокуроры и, в частности, о своей работе вне уголовно-правовой сферы, но и по осуществлению правозащитных функций в целом. В некоторых государствах прокуроры такими полномочиями не наделены.

Ирина Шемякина: Марина из Тюмени интересуется, что, на ваш взгляд, является критерием эффективности работы прокуратуры?

Альберт Новопашин: Для меня главным критерием является восстановление нарушенных прав человека. Реализованное право с помощью прокурора, к примеру реализованное право на жилье, на возмещение ущерба причиненного незаконными действиями. Приятно, когда в прокуратуру приходят благодарственные письма от граждан за оказанную нами практическую помощь в реализации их прав.

Ирина Шемякина: Вопрос от Надежды Зиминой из Тюмени. Располагаете ли вы статистикой обращений граждан России в Европейский суд по правам человека с жалобами на действия следственных и судебных органов. Как часто такие жалобы удовлетворяются?

Альберт Новопашин: Такой статистикой я не располагаю, эта статистика ведется в Генеральной прокуратуре РФ. Прокуратуре субъектов, в том числе прокуратуре нашей области, генеральная прокуратура направляет решения Европейского суда об удовлетворении жалоб российских граждан. Могу сказать, что согласно поступающим решениям Европейского суда наиболее часто удовлетворяются жалобы на неудовлетворительное содержание обвиняемых в местах изоляции, на применение незаконных методов ведения следствия, проще говоря – применение насилия сотрудниками правоохранительных органов.

Ирина Шемякина: Александр Богданов из Тюмени спрашивает, что самое интересное в вашей работе? От чего вы получаете удовольствие?

Альберт Новопашин: Интересно все, каждый день приносит новые знания и от этого я получаю удовлетворение, от общения с новыми людьми. Работа у нас динамичная, нет однообразия, каждый день новое общение, новые знания - это и доставляет удовольствие.

Ирина Шемякина: Вопрос от Дениса Алексеевича Озорина. 29 мая 2013 он отдал исполнительный лист судебным приставам. Он является истцом, ответчик должен 298 тыс. рублей за ДТП. До сих пор приставы ничего не сделали. Дело передают каждую неделю новому приставу. Посоветуйте, как быть.

Альберт Новопашин: В соответствии с законом об исполнительном производстве судебный пристав должен принять меры о взыскании задолженности и исполнения исполнительного листа в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Если вы считаете, что судебные приставы бездействуют, передают дело от одного к другому, то здесь налицо волокита. В этом случае вы в вправе обжаловать бездействие судебных приставов непосредственно у руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, либо обратиться в территориальную прокуратуру с заявлением.

Ирина Шемякина: Обращение от Айсылу Митхатовна Миралеева из Тюмени. Управляющая компания в лифте дома установила рекламный щит. По закону лифт является собственностью жителей. Как решить этот вопрос, если УК отрицает получение денежных средств от рекламщиков. При установке рекламного щита была повреждена стенка лифта.

Альберт Новопашин: В соответствии с жилищным кодексом лифты принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Заключение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в частности в лифте, возможно только при наличии согласия собственников в этом многоквартирном жилом доме. Заключение договора осуществляется лицом, которое уполномочено на его заключение общим собранием собственников помещения в многоквартирном доме. Таким образом управляющая компания при установке рекламной конструкции при повреждении общего имущества обязана возместить причиненный вред в порядке, установленном законодательством, в частности Гражданским кодексом. Если граждане, проживающие в этом многоквартирном доме, считают необходимым привлечь виновное лицо, допустившее установку рекламной конструкции без их согласия, они в праве обратиться в управление федеральной антимонопольной службы по Тюменской области для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Ирина Шемякина: Павел из Тюмени пишет, задолженность по зарплате уже с апреля 2013 года. Ответьте, пожалуйста, отвечают ли учредители и генеральный директор своей собственностью или же в случае банкротства организации, он потеряет все, что ему должна компания?

Альберт Новопашин: Юридическое лицо в случае возникновения обязательств отвечает по ним всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель или собственник имущества, по общему правилу, не отвечает по обязательствам юридического лица, т.е. при определенных условиях, в данном случае мы говорим о банкротстве, если банкротство вызвано учредителями этого общества, участниками общества, собственником имущества или другим лицом, которое вправе давать обязательные для исполнения юридического лица указания, и мы установили, что эти указания непосредственно привели к неблагополучной ситуации в организации банкротства, то в случае недостаточности имущества организации юридического лица ответственность может быть возложена и на учредителей.

Ирина Шемякина: Иван Анатольевич из Тюмени пишет, подскажите, насколько законно требование администрации образовательного учреждения о предоставлении справки об отсутствии судимости у работника, который уже 10 лет там работает. Какими нормативными документами регламентировано данное требование?

Альберт Новопашин: Требование справки о наличии или отсутствии судимости у работника правомерно, поскольку, в соответствии с трудовым законодательством, в частности, трудовым кодексом, у нас установлены ограничения для занятий трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания детей и в других сферах, которые связаны с воспитанием и развитием несовершеннолетних. Закон не допускает к работе в этих организациях и учреждениях лиц, которые имели судимость или имеют судимость. Поэтому есть основание для расторжения трудового договора в случае наличия судимости.

Ирина Шемякина: Даже если он справку не предоставит, могут расторгнуть договор?

Альберт Новопашин: Нет, только после выяснения обстоятельств о наличии или отсутствии судимости.

Ирина Шемякина: Альберт Рафаилович, это были все вопросы от посетителей сайта агентства "Тюменская линия". У вас есть возможность обратиться к тем, кто наблюдал за интернет-конференцией.

Альберт Новопашин: Во-первых, благодарю всех, кто обратился ко мне с вопросами, надеюсь, что удовлетворил ваше желание узнать о работе органов прокуратуры, вы получили информацию о том, как действовать в случае нарушения ваших прав. Всем хочу пожелать не нарушать закон, удачи, успехов в делах, здоровья, уважения друг к другу.

Соб. инф.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Яндекс.Новостях

Архив новостей