Текстовая версия передачи "Прямой разговор с Владимиром Якушевым"
Тюмень. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев во время передачи "Прямой разговор с Владимиром Якушевым" ответил на вопросы жителей региона. Видео- и twitter-трансляцию программы можно было увидеть на сайте агентства "Тюменская линия".
Всего губернатору поступило более 700 вопросов. Во время полуторачасового эфира глава региона ответил на 36 из них.
Представляем полную текстовую версию программы. Ведущие программы: Роман Явныч, Ксения Казанцева, Юлия Бурова.
Ведущий программы: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Первый вопрос: "За какие виды спорта будете болеть и что даст нашей области эстафета олимпийского огня?".
Владимир Якушев: Буду болеть за все виды спорта, где принимают участие российские спортсмены. Это, конечно, мужской и женский биатлон. Буду очень переживать, чтобы все прошло удачно. Буду болеть за саночников, там у нас тоже хорошее продвижение и хорошие шансы на получение медалей. Даже по тем видам спорта, где у нас нет больших шансов, например, прыжки с трамплина, двоеборье, все равно буду болеть за наших ребят и желать им победы. Мы прекрасно знаем, что каждый вид спорта набирает обороты, и школа прыжков с трамплина, которая была в свое время утрачена, восстанавливается. Я уверен, что ребята из сборной страны улучшат показатели и в следующем олимпийском цикле покажут хороший результат. Эстафета олимпийского огня - очень хорошее мероприятие. Это еще один проект, который показывает многообразие нашей страны. Это мероприятие правильное с точки зрения патриотизма. Для молодежи важно узнать, насколько огромна наша страна, какие разные национальности, культуры существуют. Как познавательный проект он несет важную смысловую нагрузку. В эстафете в Тюмени и Тобольске принимают участие олимпийские чемпионы, призеры Олимпийских игр, люди с ограниченными возможностями здоровья - все они получают возможность принять участие в этом проекте. У нас есть возможность выразить им общественное признание. Эстафета олимпийского огня объединит всех жителей региона.
Луиза Носкова: Хочу поддержать тему патриотического воспитания. Тюменские спортсмены встречаются с молодежью и их спрашивают, где можно посмотреть историю тюменского спорта.
Владимир Якушев: У меня недавно один молодой человек спросил, где можно взять фотографии спортсменов с одного из мероприятий. Я был поставлен в тупик. Полностью разделяю предложение о создании музея спортивной славы региона. Потому что история нашего тюменского спорта очень богатая, интересная. Площади тюменского краеведческого музея позволяют разместить экспозицию, она будет востребована. Поддерживаю эту идею и надеюсь на то, что после сочинской Олимпиады фотографий, которые могут быть представлены, станет намного больше. Плюс, когда в Тюмени будут зажигать олимпийский огонь, чаша как реликвия останется в нашем регионе. Думаю, в этом музее она должна занять одно из центральных мест.
Ведущий программы: Вопрос от болельщика ХК "Рубин" Анатолия Скирпичникова. Когда команда "Рубин" будет играть в КХЛ и когда в Тюмени построят новую хоккейную арену? Просто скажите правду.
Владимир Якушев: Хороший вопрос. Говорю правду: проектно-сметная документация для строительства полностью готова. У нас есть понимание, где будет стройплощадка, к ней уже практически полностью подведены все коммуникации. Подготовительная работа идет. Но есть два сдерживающих фактора.
Первое: когда мы начали изучать возможность заполнения трибун, которые будут вмещать 13,5 тысячи человек, и возможности самоокупаемости этой арены, возникли вопросы. Мы не готовы такую арену заполнять. На играх "Рубина" трибуны вместимостью 3,5 тысячи человек заполнены далеко не полностью. И есть опасения, что, построив такой грандиозный объект, содержать его придется за счет бюджета. Одно дело построить, сделав разовое вложение, другое дело - еще и компенсировать за счет бюджета расходы на содержание. Потому сейчас идет осознание того, как можно этим объектом управлять, чтобы он был, как минимум, на самоокупаемости.
Мы работаем с одной отечественной и одной зарубежной компанией, которые могли бы взять на себя функции по управлению этим объектом. Потому и не приступаем к строительству, что с управляющей компанией необходимо обсудить проект хоккейной арены, выполнить ее рекомендации. Коммерческая раскрутка этого объекта должна проходить правильно, а для этого его нужно правильно построить. Поэтому мы не стали торопиться со строительством, чтобы не получить грандиозный объект, который придется содержать за счет бюджета. Бюджет у нас сейчас достаточно напряженный, и те объекты, которые могут быть самоокупаемыми, должны быть самоокупаемыми. Пока нельзя сказать, что мы нашли такой вариант для хоккейной арены. Когда мы получим ответ на этот вопрос, тогда и будем готовы двигаться дальше.
И второй момент. Управляющие компании, с которыми мы ведем переговоры, предлагают построить хоккейную арену в режиме государственно-частного партнерства, на условиях софинансирования. Это достаточно непростой механизм, есть вопросы, связанные с правовым регулированием. Мы работаем в этом направлении. Когда будет понимание, что хоккейная арена будет отдавать нам то, что мы туда вложим, после этого будут приниматься все решения.
Что касается выхода "Рубина" в КХЛ - я неоднократно говорил на эту тему. Как только у нас появится якорный спонсор, мы сможем принять такое решение. Пока такого спонсора нет.
Но есть еще один вариант, и я хотел бы обратиться к болельщикам. Известна примерная сумма бюджета команды КХЛ, которая не борется за призовые места, но стремится подобраться к плей-офф. Это не менее полумиллиарда рублей. Естественно, такую сумму областной бюджет на себя не возьмет, мы можем только софинансировать. Если половину расходов мы возместим из бюджета, если помогут местные спонсоры, то оставшиеся деньги можно было бы получить от болельщиков за счет продажи сезонных абонементов на игры "Рубина". После этого мы заходим в КХЛ. Я думаю, клуб проведет с болельщиками работу в этом направлении.
Ведущий программы: Вопрос преподавателя вуза Светланы Глущенко. Не считаете ли вы, что высшее образование в регионе находится в плачевном состоянии? Вузы в Тобольске и Ишиме закрыли, присоединив их к ТюмГУ, а сам университет не стал ни федеральным, ни исследовательским. Доктора наук из города из года в год уезжают, права преподавателей не защищены. Что вы, как губернатор, предпринимаете в этом направлении?
Владимир Якушев: Давайте начнем с того, что губернатор может и чего он не может. Есть полномочия, которые я могу осуществлять, и которые не могу. Все, что касается высшего образования, - это полномочия федерального уровня. Но это не значит, что региональную власть не волнует судьба наших высших учебных заведений.
Мы прекрасно понимаем, что одна из точек роста областного центра - это студенчество, и Тюмень всегда была студенческим городом. Если наш нефтегазовый университет не будет выпускать конкурентоспособных специалистов, то мы уже не сможем говорить о том, что Тюмень - столица нефтегазового сервиса. Соответственно, серьезная точка роста отпадет. Плюс к тому, нефтегазосервисные компании нуждаются в математиках, физиках, химиках, которых готовит тюменский госуниверситет. У региона есть потребность и в специалистах многих других специальностей.
Что касается учебных заведений в Ишиме и Тобольске - они не исчезли. Запрашивалось наше мнение, и мы совместно с Министерством образования после долгих консультаций принимали это решение. Система по подготовке педагогических кадров будет работать в едином комплексе. Ишим, Тобольск, тюменский госуниверситет - это три площадки, где мы готовим преподавателей для общеобразовательных учреждений. Чем сильнее будут преподаватели в школах, тем лучше будут студенты в вузах.
Будет создаваться конкурентная среда, о которой мы неоднократно говорили на разных площадках. Раньше вузы, которым нужно было выживать, заключали договоры, брали и продолжают брать выпускников школ с достаточно низкими результатами ЕГЭ, лишь бы деньги платили. Соответствующим было и качество выпускников вузов. Пока не будет конкурентной среды, мы не получим конкурентоспособных выпускников. Соответственно, они будут все меньше востребованы на рынке труда, мы получаем девальвацию дипломов о высшем образовании, получаем некий замкнутый круг: плохие выпускники школ - не очень успешные студенты - не очень хорошие специалисты. Этот круг надо как-то разрывать. И мы решили начать эту работу с тех вузов, которые готовят педагогические кадры.
Мы согласились на слияние с ТюмГУ ишимского и тобольского вузов, но это ни в коей мере не значит, что эти учебные заведения прекратили работу. Они просто работают в совершенно новом формате. Мы совместно с ними отработали новую программу, определили, что необходимо знать преподавателю, который идет на работу в общеобразовательную школу. Это, как минимум, наличие одного иностранного языка, это и достаточно высокие требования по ЕГЭ. Лучшие студенты будут получать практику за рубежом. Кроме того, вводится ряд серьезных грантов губернатора для стимулирования студентов педагогических вузов.
Что касается тюменских вузов, я уже говорил, что они были вынуждены выживать в определенное время, стали преподавать специальности, которые были востребованы, но хорошего преподавательского состава для этого не было. В результате мы получали много специалистов на рынке труда, которые оказались невостребованными. У нас идет очень серьезный процесс обновления кадров. Вы знаете, что в тюменском госуниверситете у нас новый ректор - достаточно прогрессивный и продвинутый. Буквально на днях состоялись выборы, появился новый ректор в строительном университете. Мы работаем очень плотно, единой командой и уже обозначили те цели и задачи, которые должны решить. Будем работать над программой изменения всего учебного процесса, добиваться, чтобы в эти вузы приходили лучшие выпускники школ.
Сейчас у нас на очереди нефтегазовый университет, там тоже следует провести определенную работу. Я пока не говорю о замене кадров, но мы должны отработать новые подходы, изменить программу, заимствуя лучшие практики, в том числе зарубежные. Обмен студентами, обязательное наличие иностранного языка у студентов. Они должны читать техническую литературу и чертежи на иностранных языках. Это те изменения, на которых мы настаиваем.
Система образования в регионе находится в зоне нашего непосредственного внимания, и в дальнейшем мы над этими вопросами будем очень серьезно работать. Тем более, вы знаете, что наша знаменитая международная академия экономики и права, которая является региональным вузом, станет площадкой по повышению квалификации. Мы работаем над изменением формата этой площадки, чтобы в постоянном режиме там шла переподготовка преподавательского состава профтехучилищ и специалистов регионального и муниципального управления.
Всем надо учиться, систему образования нужно встряхивать, что мы и делаем в последнее время. Кто-то называет это кризисом, кто-то - реформацией, но ведь из кризисов можно выходить с высоко поднятой головой. Я с уважением отношусь к нашему профессорско-преподавательскому составу и призываю его более активно участвовать в мероприятиях по модернизации образования.
Ведущий программы: Вячеслав, тюменский учитель, спрашивает, останется ли программа субсидирования жилья для учителей в следующем году?
Владимир Якушев: Да, эта программа останется. Денежные средства заложены на 2014-2016 годы, поэтому беспокоиться не нужно. Работники бюджетной сферы все правила игры знают, они прописаны, я не буду тратить время на их повторение. Программа будет работать на тех же самых условиях. Раз уж речь зашла о соцпрограммах, то здесь следует уточнить, что действительно их реализация зависит от наполнения областного кошелька.
Ведущий программы: В прошлой программе вы делали прогноз по поводу бюджета-2014 и вот год прошел, как в этом году? На послании областной думе вы говорили, цитирую: "Придется затянуть пояс потуже". С этого момента поподробнее - на чем экономить будем?
Владимир Якушев: Экономить будем на всем. Будем более рачительно относиться к тем ресурсам, которые есть. Считаю, что у нас хорошие и выверенные программы. И главный девиз, под которым мы с вами работали, все программы должны быть долгосрочными, только тогда мы можем работать и получать эффект. Если программа работает год, то никакого эффекта мы не получим. Если программа работает три года, то приходит только понимание, и мы начинаем получать первые результаты. И только когда мы говорим о более долгосрочных сроках - пять, шесть, семь лет - тогда этот эффект начинает нарастать, причем мы начинаем получать еще и мультипликативный эффект, что тоже очень важно. Поэтому, я думаю, что ни одна программа под ноль сокращаться не будет. Другое дело, что будет сделано переосмысление и оно сделано в рамках представленных бюджетов. Естественно, мы серьезно подходили и к нашим долгосрочным целевым программам, естественно, осматривали наиболее важные мероприятия, смотрели на те, которые, может, носят второстепенный характер, и мы можем их отложить без серьезных последствий. На какие-то мероприятия мы посмотрели и оценили наши возможности - и темпы снизили, то есть была проведена аналитическая работа. Поэтому сказать, что мы от чего-то отказываемся, я не могу. Мы будем поддерживать и АПК, и нашу промышленность, будем поддерживать малый бизнес, здравоохранение, образование - это те вещи, от финансирования которых мы отказаться не можем в силу того, что это наши полномочия. Что касается вопросов, связанных с дорожным строительством, благоустройством, здесь тоже определенная переоценка сделана, мы понимаем, что будем делать и куда будем двигаться, потому что есть ряд проектов, которые не терпят отлагательства. И очень серьезно рассматриваем систему частно-государственного партнерства, что позволит уменьшить нагрузку на бюджет. Вот над этим мы плотно работаем, интерес есть и у иностранных инвесторов, в том числе у российских. Не хотелось бы останавливать какие-то проекты и закрывать долгосрочные целевые программы, поэтому максимально будем работать над качеством и интенсивностью нашей работы.
Ведущий программы: В послании к областной думе прозвучало словосочетание "инвестиционная революция", но не секрет, что свой вклад, причем немалый, внес и Тобольск - открытие комбината "Тобольск-Полимер" прогремело буквально на весь мир. Тобольский гигант начал работу, об этом уже много говорили, если можно - вкратце, есть ли спрос на продукцию "Тобольск-Полимера" и какие ближайшие перспективы именно этой производственной площадки?
Владимир Якушев: Спрос на продукцию однозначно есть, потому что пока полипропилен еще завозим из-за рубежа, поэтому свой полипропилен очень востребован. Хотелось бы, чтобы вокруг этой площадки появились малые предприятия, которые производят конечную продукцию из полипропилена. Интерес есть, но, как всегда, инвесторы долго думают, раскачиваются, поэтому на это надо потратить определенное время. Главный момент, конечно, что "СИБУР" заявил о строительстве второго завода, который будет гораздо крупнее и будет производить уже другой конечный продукт - полиэтилен, в котором тоже нуждается Россия, поэтому перспективы у этой площадки огромные. Представьте: только в пиковый момент на втором заводе "Запсибнефтехим-2" будут работать от 13 до 15 тыс. человек. Инвестиционный потенциал этой площадки проявится уже в момент строительства, потому что будут сконцентрированы несколько компаний, плюс оборудование, наладка. Сам процесс строительства - это уже инвестиционная привлекательность и Тобольска, и нашего региона. Ну и самый главный момент - конечная переработка углеводородного сырья - то, о чем мы постоянно говорим. Торговать сырой продукцией - газом и нефтью - это дело, конечно, необходимое, но когда мы делаем конечный продукт, то получаем максимально добавленную стоимость на территории нашей страны. Ведь когда мы отдаем туда сырье, а оттуда получаем конечный продукт, вся добавленная стоимость там сидит, и мы те деньги, которые выручили за свою продукцию, потом отдаем за готовую продукцию, да еще сверху платим за готовый продукт. А вот когда углеводородное сырье, переработка и конечный продукт здесь, у нас, то это совершенно другая экономика.
Ведущий программы: Евгения из Тобольска спрашивает: "Во время приезда президента на открытие Тобольск-Полимера прозвучало заявление о том, что в Тобольске планируется строительство аэропорта. Планируется ли скоростной поезд Екатеринбург - Тобольск, разговоры ведутся уже несколько лет. Скажите, насколько реально и целесообразно такое транспортное решение?".
Владимир Якушев: Буквально на прошлой неделе состоялось совещание по итогам той встречи в Тобольске, на которой президент дал поручение отработать вопрос по развитию аэропортовой инфраструктуры. Минтранс получил поручение и вместе с ними мы работаем над технико-экономическим обоснованием строительства аэропорта в Тобольске. Если решение примут положительное, то финансирование будет совместным – это деньги по специальной программе Минтранса по развитию региональных аэропортов, деньги регионального бюджета и средства частных инвесторов. Свое желание заявляет СИБУР. Нужно все просчитать, потому что мало того что эту инфраструктуру нужно построить, ее еще нужно будет и обслуживать, а это стоит больших денег. Чтобы покрыть эти расходы, нужно будет обеспечить большой поток пассажиров. Что касается железной дороги. Я выступал на этом совещании, и поэтому в поручении Минтрансу также записаны те участки, где поезда двигаются со скоростью не более 40 километров в час, а также однопутные участки, мосты, их необходимо расширить. Тогда и пассажирские, и грузовые поезда получат возможность двигаться с более высокой скоростью. Кроме того, Тюмень - Тобольск - это ветка железной дороги, которая пока не полностью электрифицирована, эту проблему тоже надо решать.
Ведущий программы: Председатель городского совета ветеранов Виктор Крючков спрашивает: "В нашем городе многое делается для расселения жителей из ветхого и аварийного жилья, но переселенцы в своих новых квартирах выносят окна, двери, продают все, что можно, а сами уходят в старое жилье, даже бомжуют. Как вы относитесь к таким переселенцам, и есть ли возможность как-то изменить закон, чтобы прекратить это безобразие?".
Владимир Якушев: Действительно, такая проблема есть. Сейчас действует достаточно много жилищных программ, и если человек ставит перед собой задачу переехать и жить в нормальных человеческих условиях, то он решает эту задачу: ипотека, займы в областном жилищном фонде, если это молодая семья, то участие в специальной жилищной программе для этой категории и другие меры. Чего греха таить, достаточно большая доля граждан, проживающих в аварийном фонде, – социально неблагополучные люди. Такая проблема существует не только в Тобольске, но и в Тюмени и в других муниципальных образованиях. Расселяя людей, мы стараемся сделать так, чтобы в новом доме не жили одни только переселенцы из ветхого и аварийного фонда. Потому что практика показывает, что потом от этого дома, действительно, только рожки да ножки остаются. Такая же ситуация иногда складывается, когда мы ремонтируем жилой фонд. Деньги выделяются, через полгода мы приходим в этот дом и опять видим разбитые подъезды, вырезанные батареи. Естественно, здесь необходимо проводить воспитательную работу. То, что касается непосредственно данной программы. Как правило, это двухэтажные дома по 16-18 квартир. По федеральному законодательству мы можем расселить этот дом только полностью, а потом снести его. Только тогда принимается отчет о выполнении программы. Предложить решение проблемы сразу я не могу. Давайте вместе думать на эту тему. И, конечно, общественность должна воспитывать таких людей. Постараемся сделать так, чтобы нормальные люди от таких соседей не страдали.
Ведущий программы: У нас есть несколько вопросов об электричке, которая курсировала бы по Тюмени от Войновки до Дома обороны или села Утешево. Идею о запуске нового для Тюмени общественного вида транспорта предложили вы, Владимир Владимирович. В связи с этим Анатолий Елкин и Сергей Перминов интересуются, действительно ли есть такой проект? Есть ли примерные сроки его реализации? И где планируется маршрут – по действующим веткам Транссиба или будут строиться другие ветки? Планируется ли включить в эту схему и другие микрорайоны областного центра?
Владимир Якушев: Пока этот вопрос рассматривается только с точки зрения использования Транссибирской магистрали, о новых ветках речи не идет. Это будет хорошая разгрузка дорог между Войновкой, микрорайонами и центром города. Проект почему интересен, потому что его реализовать можно очень быстро. Сейчас идут все расчеты: необходимо будет совместно с железной дорогой решить вопросы по обустройству перронов и переходов, чтобы люди не ходили через железнодорожные пути. Нужно сделать цивилизованные переходы над путями Транссиба. К сожалению, у нас вопросы согласования с железной дорогой всегда сложные. Я думаю, что технически организовать этот проект не так сложно. Построить несколько надземных переходов – это по времени недолго, плюс поменять маршрутную сеть, чтобы к этим местам подходили уже понятные маршруты - маршрутные такси или автобусы. В плане реализации, я думаю, к лету этот проект можно будет реализовать. Единственное, что я не могу гарантировать, так это вопросы прохождения согласования с железной дорогой, но будем стараться максимально это ускорить, потому что проект очень перспективный для города.
Ведущий программы: Тюменцы интересуются, как ведется строительство дорожных развязок. Ирина Пирожкова спрашивает, когда будет достроена развязка на ул. Монтажников, а Сергей Тепленин интересуется, укладываются ли в сроки строители развязки на ул. Мельникайте, ведь ее обещали сдать к концу этого года?
Владимир Якушев: То, что касается развязки на Монтажников, – это конец 2015 года, потому что она очень сложная, проходит через Транссиб, согласований очень много. Устанавливаются серьезные конструкции, и вопрос согласования идет не так быстро, как нам хотелось. Но по контракту это ноябрь 2015 года. Но мы всеми силами тоже помогаем - включаем административный ресурс, чтобы у подрядчика не было серьезных задержек. Надеемся на то, что в плановом режиме мы этот проект запустим. То, что касается развязки на Ставропольской - Мельникайте, то к концу года она полностью заработает. На некоторых разъездах будет перенос тепловых сетей. Это займет небольшое количество времени, это было связано со сложностями в переносе заправочной станции - мы не сумели договориться, пришлось переделывать проект, сейчас будет переторговка. И я надеюсь на то, что осенью подрядчики справятся со всеми основными работами по перекладке тепловых сетей, чтобы эти съезды были полноценными. Развязка к концу года заработает.
Ведущий программы: Хочу напомнить нашим зрителям, что вопросы на программу начали собирать примерно за две недели. За это время поступило около 300 звонков и электронных писем, отмечу, что на все вопросы будут даны письменные ответы, некоторые из них прозвучат в ходе программы. Несколько вопросов по дорогам. Тюменцы интересуются ходом реконструкции Московского тракта, который является своеобразными воротами Тюмени, там постоянные пробки. И такой же вопрос о Старотобольском тракте, на выезде в сторону Антипино, где тоже непростая дорожная ситуация.
Владимир Якушев: Что касается Московского тракта, проектная документация по нему полностью готова. Это действительно очень важная артерия, тем более, что мы не планируем останавливаться на расширении только Московского тракта. Если мы будем двигаться по нему, то выйдем на кольцо у так называемой барахолки, здесь появится новая развязка, которая "разошьет" это узкое место. И дальше точно так же нужно расширить дорогу и вывести на развязку Мориса Тореза, чтобы это заработало в комплексе. Затем у нас появляется проблема с выездом на улицу Профсоюзную. Если представлять, что мы едем на автомобиле, мы движемся немного справа, а слева у нас находится парк. Этот узел тоже надо "расшивать". Этот вопрос мы дали на откуп студентам строительного университета. Они уже подготовили очень интересные решения. Какой смысл в расширении этих узлов: мы заезжаем с московской развязки и должны проехать весь город перпендикулярно улице Республики до Профсоюзного моста, Заречных микрорайонов, чтобы уйти на Тобольск. Эта артерия будет перпендикулярно "расшивать" город. В первом квартале 2014 года проект по развязке на Московском тракте выставят на торги, работы начнутся весной 2014 года. На Старотобольском тракте есть проблемы, потому что сосредоточено несколько больших производств. Там серьезный транспортный поток, особенно в часы пик. Есть технические решения, причем не очень дорогие, например, пробить ряд улиц и этот узел расширить и сделать его более удобным для проезда, в том числе и для работников тех предприятий и для тех, кто живет в Антипино и близлежащих территориях. Эти два проекта - в числе приоритетных.
Ведущий программы: Вопрос дорог - один из самых обсуждаемых в области. В нашей студии есть представитель портала автолюбителей car72.ru Николай Смирнов. Николай, добрый день, вам слово.
Николай Смирнов: Я не хочу говорить о наших дорогах, они не самые худшие в России. Я не хочу говорить о цене на бензин, которая не самая низкая в России. Я хочу спросить о третьем, самом больном вопросе, - культуре тюменских водителей. И самый большой бич - пьяные за рулем.
Владимир Якушев: Наверное, это самый первый вопрос. Дороги мы построим, а вот водителей воспитаем ли?
Николай Смирнов: Год назад неравнодушные пользователи нашего портала объединились, заручившись поддержкой областного ГИБДД, и вышли в патрулирование на своих машинах, со своим оборудованием. Вычисляли нетрезвых водителей и координировали экипажи ДПС на перехват. Но мы не можем и не хотим полностью на себя брать функции государственных органов, но и бездействовать нельзя. На ваш взгляд, исполнительная власть может помочь активным гражданам, простимулировать?
Владимир Якушев: Давайте обсудим. Во-первых, под словом "стимулировать" что подразумевается? Если сделать эту работу оплачиваемой - это одна тема, потому что тогда надо понимать, как это должно выглядеть. Если мы говорим о какой-то поддержке и моральном стимулировании, то мы готовы это поощрять, подключать средства массовой информации. Поэтому нужно более четко сформулировать предложение, как вы сами видите эти вещи. Ну а на самом деле хочу поблагодарить за такую активную позицию. Мы видим, что ГИБДД не справляется с нетрезвыми водителями. Показатели в сводках, которые я получаю, не падают. Количество пьяных водителей за рулем, к сожалению, остается высоким. И это не может нас не тревожить. Бурное обсуждение идет в Интернете о случившемся дорожно-транспортном происшествии. Потом выясняется, что водитель, может быть, в момент ДТП и был трезвый, но был без прав, потому что был лишен их за пьянство за рулем. Год назад был громкий случай, когда нетрезвый водитель врезался в железнодорожный вагон. Это случай из ряда вон выходящий. Если общественность максимально будет к этим вещам подключаться, обсуждать их, то ситуация начнет выправляться. А то зачастую свидетели того, когда нетрезвый товарищ садится за руль, остаются безучастными. Хотя у нас нет никаких проблем вызвать такси, не такие это большие деньги. Как правило, это стоит того, чтобы спокойно и без хлопот добраться. И даже если попросить у того же заведения, в котором человек находился, чтобы машина постояла до утра, проблем не возникает. Тем не менее, пьяный берет ключи, садится за руль, его никто не останавливает. В результате либо погибает сам, либо люди, которые к этому не имеют отношения. Вопрос нетерпимости должен обязательно присутствовать. Если мы видим, что рядом с нами, не дай бог, такая ситуация происходит, нужно предпринять все усилия для того чтобы родственник, друг, брат, знакомый ни в коем случае не допустили эту ошибку. Он себе жизнь испортит или лишит себя жизни, либо навредит ни в чем не повинным людям. Таких случаев очень много. То, что касается вопроса стимулирования, я готов его рассматривать, только давайте его более предметно сформулируем. А в целом я призываю всю общественность относиться к этому нетерпимо. Тогда ситуация начнет меняться, потому что самые нехорошие вещи в жизни происходят с нашего молчаливого согласия.
Ведущий программы: На обращения, которые мы направляем через аппарат губернатора, приходят более быстрые и детальные ответы, чем если направлять напрямую в департаменты. Как вы смотрите на эту ситуацию - губернатор не должен каждого исполнителя за руку водить. У чиновников должна быть своя инициатива.
Владимир Якушев: Согласен, я не должен этого делать и, что касается переписки и встреч с населением, я свою точку зрения высказал конкретно. Есть закон по работе с обращениями граждан, где говорится, что если чиновнику поступил некий запрос, есть регламент на ответ. Но часто бывает, что ответы приходят и никто ничего не понимает. Такое, к сожалению, бывает. Мы работаем в этом плане. Проводим обучение, как писать письма и выделять главное, уметь давать ответы на те вопросы, которые гражданин задает. Такая работа очень творческая и требует самоотдачи. Это не в качестве оправдания, просто еще у ряда чиновников есть такое рассуждение в голове. Помимо того, что он должен отвечать на корреспонденцию и те запросы, которые приходят к нему, он еще несет и другую нагрузку, занимается повседневной работой по каким-либо направлениям и делает это профессионально, а что касается ответов на вопросы, которое присылает население, тут ему чего-то не хватает. Нет у человека способности правильно написать письмо и сформулировать мысль. То есть, как специалист он хороший, анализирует, делает правильные выводы, к нему нет никаких претензий, а навыков написать письмо, выделить главное и дать ответ нет. Поэтому у нас постоянно идут курсы обучения, будем дальше совершенствовать систему.
Ведущий программы: Как бороться с бюрократами в ЖКХ? В феврале этого года в доме был смонтирован общедомовой счетчик тепловой энергии. Его до сих пор не могут зарегистрировать. Управляющая компания "Уют" ссылается на "Тепло Тюмени", "Тепло Тюмени" тоже на кого-то ссылается, а мы платим по-старому.
Владимир Якушев: Установку общедомового счетчика должна решать ресурсоснабжающая компания, а организация самого процесса стоит за управляющей компанией. Почему они ссылаются друг на друга - непонятно. Часто бывает, что управляющая компания абстрагируется от тех вопросов, в организации которых она должна принять непосредственное участие. Компания "Тепло Тюмени" должна обеспечить, чтобы общедомовой счетчик работал и жители могли снимать показания по этому счетчику.
Ведущий программы: Почему средства на ремонт ЖКХ поступают на конец года? Например, в Винзилях в пер. Ленинском начали менять трубы для отопления 10 ноября. Заставьте чиновников и депутатов работать быстрее и на перспективу.
Владимир Якушев: Надо понимать, если деньги поступили в конце года - это не значит, что нужно проводить торги и обязательно менять трубы в этом году, тем более ноябрь - это не тот период, когда реконструируют или строят новые сети. Вопрос нужно перенести на следующий год. Те бюджетные ассигнования, которые выделены муниципалитету, никуда не деваются, а автоматически переводятся на следующий год, поэтому муниципалитет должен организовать работу таким образом, чтобы спокойно подготовиться, провести торги, определиться с компанией, которая качественно проведет работу, и перенести их на весенне-летний период. Торопиться и проводить работы в ноябре неправильно, мы не получаем качества, когда начнется опрессовка, понадобятся многочисленные отключения, а на улице уже холодно. Вопрос на контроль беру и посмотрю, что в Винзилях происходит. Разберемся по факту.
Ведущий программы: Когда будет проложен участок газопровода 15-200 м на ул. Островского. Подобный вопрос поступил из д. Первотроицк Ишимского района, д. Малые Акияры, п. Московский, д. Мичурино и других. Как будет решаться вопрос с газом в перечисленных и других населенных пунктах?
Владимир Якушев: Каждый год мы выделяем определенные суммы на газификацию. Те населенные пункты, куда подошли магистральные газопроводы и где частично есть межквартальная разводка, в приоритетном порядке получат финансирование, чтобы проекты довести до конца. Что касается строительства магистральных газопроводов к удаленным населенным пунктам, эти вопросы решаются сложнее. Потому что это большие деньги и если расстояние в несколько десятков километров, то для инвестиционной программы это серьезная и большая нагрузка. Мы рассматриваем альтернативные возможности регулирования этих вопросов. Очень много поступает предложений по использованию сжиженного газа.
Ведущий программы: Когда будет усилен контроль за управляющими компаниями, кто может их контролировать? Есть какие-то пути решения проблем, связанных с работой УК?
Владимир Якушев: Во-первых, это жилищная инспекция, куда можно жаловаться на действие той или иной компании. Но на самом деле нужно менять федеральное законодательство, когда более активные граждане с меньшим количеством голосов смогут решать судьбу управляющей компании и следить за ее работой. Положительные примеры активности граждан есть в Тюмени и за пределами города, когда граждане находят общий язык с УК и полноценно управляют своим фондом.
Активность граждан обязательно должна расти. Как только мы скажем, что у нас должен появиться некий государственный орган, активность граждан сразу будет стремиться к нулю, все будет переложено на этот контролирующий орган и все мы будем его только ругать. Говорить о неком общественном контроле уже даже не придется, а своим жилищным фондом должны управлять собственники. И когда они сами принимают решение и выбирают УК, которая полноценно не выполняет свою работу, а потом не могут провести собрание. Ну это показатель активности наших граждан и желания менять жизнь к лучшему.
Как только мы создадим специальную госстурктуру, которая будет контролировать УК, мы из одного хаоса перейдем в другой хаос. И количество УК, которые полноценно работают на рынке, каждый год растет. Это не говорим о том, что мы от этого процесса пытаемся абстрагироваться. Мы должны солидарно эту ответственность делить, в противном случае мы никогда не наведем порядок в ЖКХ. Потому что интересы разделились, раньше это все относилось к муниципальному фонду и государство отвечало за это. Теперь мы все поделили, квартиры приватизировали, появились реальные собственники, а теперь они ждут, чтобы квартирой управляли.
Если мы опять уберем класс собственников от управления своей собственностью, мы никуда не двинемся в этом процессе. Другое дело, когда гражданам не хватает юридической консультации, если есть вопросы, связанные с проведением ремонтов или другие, то жилищная инспекция окажет помощь в этом вопросе. Но инициатива должна быть от собственников.
Мы можем создать некий общественный орган, который будет следить за работой УК, некий сайт, который будет ранжировать эту работу, будет писать о том, где допускаются нарушения, чтобы в нем находились активные граждане, юридически подкованные. Мы готовы помогать, жилищная инспекция будет работать, первое время муниципалитет должен подключиться и собрать координационное совещание и общественный совет, но дальше сами граждане должны быть активны.
Ведущий программы: Вопрос из студии задает руководитель тюменского представительства Благотворительного фонда социальной поддержки и защиты прав ребенка на жизнь и воспитание в семье "Колыбель надежды" Гульнара Прадедова. В Тюменской области действует программа "Ключ к жизни", однако дети-аутисты попасть в нее не могут, поскольку, согласно действующим в России стандартам, это заболевание считается неизлечимым. Учитывая рост численности таких детей, можно ли разработать комплекс мер по реабилитации и социализации таких детей на региональном уровне? Система, которая действует сейчас, неэффективна, но деньги на это выделяются.
Владимир Якушев: Я думаю, что над разработкой такой программы можно поработать, рассмотреть наиболее эффективные варианты. Вопрос в том, что отношение всей нашей системы здравоохранения к детскому аутизму до 2013 года было непонятно. Недавно, наконец, вышли методические рекомендации Минздрава, как работать с такими детьми. Поэтому я думаю, что эта работа примет более системный и понятный характер. Плюс к тому у нас действует школа для родителей детей-аутистов. Для того чтобы поднять качество ее работы, необходимо собраться медикам и родителям таких детей и вырабатывать совместные подходы. Если для лечения детей-аутистов необходимо будет задействовать механизмы программы "Ключ к жизни", мы это сделаем, я этого не исключаю.
Ведущий программы: В студии есть представитель популярного среди родителей интернет-ресурса "Детки!" Елена Кошкарова. Вопрос про детские сады. Почему проблемы сокращения очередей в детсады в Тюмени решили не строительством новых детских садов в каждом новом районе и реконструкцией старых, а путем значительного увеличения количества детей в группах действующих дошкольных учреждений? Под группы отдаются спортивные и музыкальные залы, дети занимаются зарядкой в коридорах, кроваток и шкафчиков для раздевания на всех не хватает. Многие здания, где раньше были детские сады, сейчас превращены в офисные помещения. Каковы планы по открытию новых детсадов и школ в 2014 году?
Владимир Якушев: Мы недавно с вами плотно общались, и тему детских садов я вам, по-моему, разжевал и просил, чтобы вы со своей аудиторией очень плотно поработали и разъяснили ситуацию.
Во-первых, не согласен с вопросом по большинству позиций. За последние пять лет 90 зданий детских садов, использовавшихся не по назначению, были возвращены детским дошкольным учреждениям.
Следующий момент. Кому-то не нравится, что мы активно используем для музыкальных и спортивных занятий одни и те же залы. Но ничего плохого в этом я не вижу, если правильно организованы потоки детей. Потому что когда музыкальный зал четыре часа отработал и его заперли, и то же самое со спортзалом - согласитесь, при том дефиците мест в детсадах это нерациональное использование площадей.
Что касается недостатка мест в детсадах - средняя посещаемость в областном центре за 10 месяцев составила 58 процентов. Вдумайтесь в эту цифру - чуть более половины. Поэтому, когда мы ведем речь о том, что где-то дети находятся в не очень благоприятных условиях, - это далеко не так. Вы можете собрать наиболее активных посетителей вашего сайта и провести экскурсию по детсадам, посмотреть, как организована работа.
Ведущий программы: У представителя портала nashgorod.ru Ирины Шаровой есть несколько вопросов.
Ирина Шарова: Первый вопрос о судьбе площади 400-летия Тюмени: конкурс проведен, Арт-Палас снесли, а на том месте парковка. Когда будет воплощен проект в жизнь?
Владимир Якушев: Этот вопрос поясняли неоднократно на разных площадках. В зимнее время никакие работы проводить нельзя. Конкурс провели, победители есть, проект понятен. При наличии финансирования работы мы начнем не раньше лета. Необходимо подготовить всю проектно-сметную документацию.
Ирина Шарова: Что решено в отношении "круглой бани" на улице Ленина?
Владимир Якушев: Пока ничего не решено. Администрация города должна провести все необходимые процедуры, связанные с опросом. Как горожане решат, так и будет решен вопрос.
Ирина Шарова: Почему в Тюмени не строят надземные пешеходные переходы, а делают дорогие подземные.
Владимир Якушев: Что касается надземных переходов, на тех территориях, которые находятся не в центре города, эта тема рассматривается. В ближайшее время мы увидим, что такие переходы тоже появляются.
Ирина Шарова: Возможно ли организовать в Тюмени реверсивное движение, которое поможет решить проблемы с пробками без расширения улиц и вырубки деревьев?
Владимир Якушев: Нет, невозможно. С той дисциплиной, которая есть у наших водителей, мы получим столпотворение, кучу аварий и смертей. Наши водители к реверсивному движению не готовы, здесь нужна жесткая дисциплина. Когда водитель видит, что полоса свободна по реверсивному движению, он принимает решение, выезжает и двигается, а при нашей дисциплине это будет мордобитие. Мы сегодня не готовы к такому движению.
Велущий программы: Владимир Владимирович, спасибо за ответы. Время нашего эфира походит к концу. Благодарим за вопросы. Все, кто оставил свои контактные данные, получат ответы в письменном виде. До свидания.
Владимир Якушев: Всего доброго, спасибо.
Соб. инф.