• 19 мая 202419.05.2024воскресенье
  • USD90,9873
    EUR98,7776
  • В Тюмени 4..6 С 4 м/с ветер северный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Максимально сократить пробки в Тюмени - задача центра управления светофорами

Общество, 16:27 07 февраля 2014

Тюмень. Несколько режимов работы светофоров - утренний, дневной, вечерний, режим выходного дня - установлены на всех перекрестках по маршруту Червишевский тракт – ул. М. Тореза – ул. Профсоюзная – ул. Дружбы – Тобольский тракт в Тюмени. Это позволяет оптимизировать транспортные потоки, сократив время стояния в пробках.

Об этом сообщил директор компании "Тюменьгортранс" Алексей Санник, презентуя журналистам автоматизированную систему управления дорожным движением, запущенную в областном центре с нового года.

Именно эту дорогу выбрали для эксперимента потому что это единственный сквозной участок, который пересекает город вертикально с севера на юг, а также позволяет уйти части транзитного транспорта на Червишевский и Московский тракты. Центр управления дорожным движением оборудован на базе бывшего троллейбусного парка. Он оборудован 18 мониторами, на которые выводится информация с 29 обзорных камер, которые вращаются на 360 градусов и могут приближать картинку. Установлены также и 97 видеодетекторов, которые считают количество машин, проходящих по конкретному участку, плотность транспортного потока, расстояние между машинами, определяют они и вид транспорта: грузовой, легковой, автобус.

Например, как сообщила заместитель начальника отдела мониторинга, профилактики и разработки режимов дорожных светофорных объектов Екатерина Добровольская, плотность потока в 8-9 часов утра с Червишевского тракта на подъезде к ул. Герцена составляет около 6 тыс. автомобилей в час по трем полосам. Вечерний час пик менее интенсивен, потому что утром все спешат практически к одному времени, а вот рабочий день у всех заканчивается по-разному: кто-то до 17 часов работает, кто-то – до 19, а кто-то задерживается и после 20.

Маршрут с Червишевского тракта на Тобольский включает 35 светофоров, девять из которых еще и фиксируют нарушения правил дорожного движения. А если представить это направление без светофоров, перекрестков, пешеходных переходов и еще каких-либо помех для движения насквозь, то при скорости в 60 км можно преодолеть расстояние приблизительно за 30 минут. "Смысл существования автоматизированной системы как раз в том, чтобы, подбирая светофорные режимы в зависимости от ситуации на дороге, сократить время простоя водителя в пробке, - отметил Алексей Санник. - Причем отсюда вытекает еще и экологическая эффективность, ведь без простоев сокращается расход топлива".

Режим, заложенный в каждом светофорном объекте, определяет сколько времени, по каким полосам, на какой свет будут двигаться машины, например, 10 секунд прямо, 15 – во встречном направлении, что дает возможность для поворотов. При этом в режиме нон-стоп подсчитывается количество машин, плотность потока, исходя из которых система может дать приоритет какому-либо из направлений, добавить или убавить секунды. Таким образом, создается система координации, позволяющая попасть при соблюдении скоростного режима в зеленый коридор.

В работу автоматизированной системы могут при необходимости вмешаться операторы, переделать любые настройки, например, продлить время зеленого сигнала светофора. Рабочая смена оператора длится с 7 до 21 часа. Ночью достаточно одного диспетчера. Интересно, что один специалист может справиться примерно с 20 камерами.

Надо отметить, что ни одно переключение режима не происходит без согласования с Госавтоинспекцией Тюменской области. Для оперативности принятия решений по этому поводу в Центре управления создано еще одно рабочее место – для инспектора ГИБДД. "Есть регламент взаимодействия с ГИБДД, - сообщил заместитель директора компании "Тюменьгортранс" Руслан Тимерзянов. - Если мы на камере видим, что авария существенно затрудняет движение, то сообщаем об этом в инспекцию, и они стараются на такие ДТП реагировать оперативнее". Кроме того, правоохранительные органы и водители-участники ДТП могут запросить в гортрансе видео.

"Никакая система не отменяет того, что необходимо делать совокупно для пропускной способности транспорта в городе: строительство дорог, мостов, подземных и надземных пешеходных переходов, - подчеркнул Алексей Санник. - Если на каком то участке дороги интенсивность превышает пропускную способность, то никакая система ничего не сможет сделать, если со всех четырех сторон очень большое количество машин захочет проехать одновременно, система не даст никому приоритет, так все и будут стоять. АСУ - не панацея, не тот инструмент, который включили и все поехали, во всем городе не встало ни одной машины".

У этой системы есть будущее, считает директор Тюменьгортранса. "Каким оно будет, что будет развивать дальше и на каких участках - пока сказать сложно, эффективность системы объективно можно начать оценивать через год-два, когда накопится достаточно статистических данных. А для того чтобы система начала предсказывать интенсивность на следующий день, нужно накопить огромную базу, и тогда мы сможем примерно представлять ситуацию на дорогах, скажем, 1 января 2018 года", - отметил Алексей Санник.

Пока же транспортники выяснили интересный, но еще непонятный факт - наименьшая транспортная активность в Тюмени приходится на четверг, когда меньше всего машин в городе. Наибольшая плотность приходится на понедельник и пятницу, что объяснимо, в первый день недели все спешат на работу, в последний рабочий день - торопятся домой и за покупками.

Евгения Тенегина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен