• 29 ноября 202229.11.2022вторник
  • USD60,7520
    EUR63,3008
  • В Тюмени -19..-21 С 2 м/с ветер южный


Эксперты выясняют, что нужно для нормального функционирования рынка тепла

Общество, 18:42 04 июля 2014

фото Фортум | фото Фортум

Инициативу реформы рынка тепловой энергии в Минэнерго обсуждают с начала 2014 года. В конце мая на заседании комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству на площадке Российского Союза промышленников и предпринимателей с ней выступил представитель Минэнерго РФ. Изменения рассчитаны на создание в отрасли конкурентной среды. Специалисты разработали дорожную карту "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", которая определяет последовательность действий федеральных и региональных ведомств для развития централизованного отопления, привлечения в систему инвестиций.

План Минэнерго предусматривает шесть разделов, которые первоначально содержали сорок мероприятий. Предполагается, что переходный период для новой модели рынка тепла завершиться к 2020 году. В реформе центральное внимание уделяется использованию в теплоснабжении технологий когенерации, как наиболее экономически выгодных.

Один из базовых элементов, на которые должна опираться реализация реформы теплоснабжения – разработка в городах долгосрочных схем теплоснабжения и выбор единой теплоснабжающей организации (ЕТО), имеющей широкий круг обязанностей и полномочий (требование закона "О теплоснабжении" и ряда нормативных документов). Избранная ЕТО должна отвечать за порядок теплоснабжения - каждая в своей зоне (либо речь может идти об объединении зон при наличии технологических и юридических обоснований).

Предполагается, что они будут предоставлять для потребителя тепло по свободным ценам, но максимальный потолок которых будет регулироваться ценой так называемой "альтернативной котельной" (экономический термин, под которым подразумевается обсчет стоимости тепла для потребителя, если бы оно производилось на идеальной, высокоэффективной котельной с учетом стоимости ее строительства - своего рода идентификатор стоимости тепла для потребителя в его населенном пункте). Реформа вызвала споры между государственными ведомствами, частными крупными генераторами, муниципальными предприятиями. Волнует этот вопрос и обычных граждан, они как никто другие знают, как изменения тарифов за коммуналку могут ударить по семейному кошельку. Переход теплоснабжения на систему свободного ценообразования тюменцев ждет еще не скоро. Своим мнением с жителями области поделились эксперты в этой области. 

Теме реформирования рынка тепловой энергии на недавно прошедшем в заповедной зоне Челябинской области мероприятии компании "Фортум" "Энергетическая кухня 2014" посвятил свое выступление заместитель генерального директора по операционной деятельности - главный инженер ОАО "Фортум", вице-президент по тепловому бизнесу, федеральный эксперт по рынку теплоснабжения Парвиз Абдушкуров. Он рассказал журналистам из разных регионов России о проблемах отрасли теплоснабжения и путях их решения через изменение модели рынка тепла.

Спикер заметил, что за последние 20 лет доля потребления тепловой энергии от когенерационных источниках снижается, при том они гораздо выгоднее с экономической точки зрения. "Предположим, можно взять условно 100 кубов газа сжечь их в котле и получить 10 гигакалорий тепловой энергии. Или можем взять тот же объем топлива при комбинированной выработке на ТЭЦ - получить 9 гигакалорий тепловой энергии и 9 мегаватт электрической ", - привел наглядный пример выступающий.

По приведенной Парвизом Абдушкуровым информации, тепловая отрасль в России в 99% случаев находится в убыточном секторе. При этом централизованное теплоснабжение по денежному обороту сопоставимо с 2,5% ВВП России, в денежном выражении это около 1,5 трлн рублей.

Говоря про износ сетей, он привел данные Минэнерго, по которым за последние 10 лет неуклонно растет аварийность в системах теплоснабжения и на источниках. Степень износа основных фондов достигает 70%. А потери тепла от источника до потребителя составляют 25-35%. При этом во внутридомовых системах самих потребителей потери тепла могут доходить до 70%. Накопленные неплатежи за тепло составляют более 150 млрд рублей (по крупной генерации).

По данным Госсовета по вопросам ЖКХ потребность в инвестициях для восстановления коммунальной инфраструктуры составляет 9 трлн рублей (это 66% доходной части годового бюджета страны, три размера Фонда национального благосостояния РФ, или 50% золотовалютных резервов страны). При этом инвестиции в 2012 году составили около 3% от необходимого объема. Дефицит инвестиций очевиден, также как очевидно и то, что государство не сможет закрыть эту потребность. Нужен стимул для частного инвестора.

"Отрасль деградирует, в ней не хватает оборотных средств на реновацию, в ней нет стимулирования к улучшению. Никто не хочет вкладываться в сферу ЖКХ. Когда во всем цивилизованном мире картина совершенно другая: это низкая доходность с точки зрения рынка, но при этом есть гарантированный покупатель. Поэтому в ряде сnран инвесторами в ЖКХ выступаюn даже крайне консервативные пенсионные фонды. Обновление и развитие отрасли с помощью масштабного привлечения инвестиций возможно только при законодательном обеспечении рыночного саморегулирования всех секторов ЖКХ", - подчеркнул Парвиз Абдушкуров.

Новая модель теплоснабжения, которую поддерживает компания наряду с другими крупными генераторами – рынок, а не монополия. Необходимо определить справедливый уровень цены на тепло как на товар и оптимальный уровень оказания услуг или взаимоотношений, которые будут удовлетворять все стороны: производителя тепла, поставщика ресурса и потребителя. Для этого надо минимизировать регуляторные функции государства в теплоснабжении и убрать массу посредников между продавцом и покупателем тепла. У потребителя должна быть возможность выбирать из нескольких производителей, а последних нужно ограничить справедливым уровнем цены, считают в компании "Фортум". "Надо договориться о качестве, предоставляемых услуг и уйти в свободные отношения", - поделился соображениями эксперт.

К основным принципам модели рынка теплоснабжения будут относиться: защита потребителей (они платят не больше цены альтернативной котельной); защита участников процесса теплоснабжения (убираются 12 надзорных органов, цена на передачу теплафиксируется по определению и нормируется в отличие от цены на само тепло, потребитель может заключить договор только с выбранной в соответствии с требованиями закона единой теплоснабжающей организацией ( кроме тех, кто подключен напрямую к коллекторам источников производства тепла; защита интересов государства и органов местного самоуправления (договор поставки теплоэнергии между ЕТО и прочими источниками заключается по свободной цене. ЕТО разрабатывает, а органы местного самоуправления утверждают схему теплоснабжения).

"При этом в модели заложен базовый принцип – мы убираем бесконечные надзоры и регулирование, но кратно усиливаем роль и эффективности ЕТО: отвечать за надежность и качество теплоснабжения оно будет путем выплаты потребителю значительных штрафов за их нарушение", - заметил Парвиз Абдушкуров.

В обсуждении новой модели рынка теплоснабжения наиболее острые споры вызывает метод определения цены на тепло. Регуляторы в лице ФСТ не соглашаются с принципом АК, настаивая на тарифном регулировании. Производители тепла, терпящие убытки именно на тепле из-за котлового тарифа и различного рода "перекрестки", предлагают принцип определения цены на тепло по методу альтернативной котельной.

По мнению "Фортум" (и это мнение далеко не единственное), у каждого потребителя должно быть право выбрать, от кого ему получать ресурс. А для этого он должен видеть "потолок" цены, неизменный в течение определенного периода времени. "Мы решили подумать, что будет, если микрорайон со всей инфраструктурой построит своего рода идеальную котельную и подключится к ней. Вырастет цена за тепло или нет, с учетом затрат на строительство, обслуживание, содержание и так далее? Независимый оценщик в лице международной компании по заданию Минэнерго сделал необходимые расчеты на примере десяти российских городов. Официальный отчет выйдет в ближайший месяц, но могу сказать сейчас - по подсчетам около 70 процентов населения страны уже платит за тепло выше расчетной цены альткотельной", - заметил Парвиз Абдушукуров.

По идеологии "Фортум", все тарифы, которые выше стоимости энергии в сравнении с ценой тепла от условной альтернативной котельной, должны заморозиться – это "крышка" сверху. У тех, чей тариф ниже, он будет подниматься до уровня АК. При этом повышение могут растянуть на пять лет.

По мнению Парвиза Абдушкурова, комплекс мер по реформированию теплоснабжения, обсуждаемый сейчас на уровне Минэнерго и правительства РФ, позволит привлечь необходимые инвестиции в развитие отрасли. "Если инвестор понимает пределы цены, и уверен, что правила игры неизменны, тогда он начнет вкладывать деньги. Пока что это занятие рискованное - нельзя посчитать проект и прогнозировать риски из-за постоянных изменений в тарифной политике и чрезмерном регулировании отрасли", - заметил эксперт.

Мнением по поводу предлагаемых реформ Минэнерго, в частности альтернативных котельных, принципах развития и регулирования рынка тепловой энергии с агентством "Тюменская линия" поделился заместитель губернатора Тюменской области, начальник Государственной жилищной инспекции области, главный государственный жилищный инспектор Тюменской области Вячеслав Вахрин.

По его мнению, альтернативная котельная, как один из способов тарифного регулирования, имеет право на жизнь, но не может быть единственным в своем роде регулятором. "При том авторы идеи хотят отменить государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения. Это бы дало возможность когенераторам повысить свои тарифы, что станет источником для развития когенерации, повышения ее эффективности", - заметил чиновник.

По словам собеседника агентства, котельных в тюменском регионе много и особенно в небольших муниципальных образованиях, но далеко не везде нужна дополнительная электроэнергия. "С этой точки зрения в Тюменской области нельзя перевести все котельные в когенераторы, иначе территория будет избыточной по электроэнергии. Поэтому этот метод, как один из способов регулирования допускаю, но как единственный не приемлю", - сказал он.

Вячеслав Вахрин добавил, что в полном понимании этого выражения рынка тепла в России может и не сложится из-за сложностей в создании альтернативно теплоснабжения. "Большое количество сетей и разных энергетических источников уже есть и заменить один на другой вряд ли получится. Еще надо помнить, что население не оплачивает полным рублем всю стоимость ресурсов. Мы постоянно субсидируем платежи, а инвестиционные возможности бюджетов не безграничны", - отметил он.

Отметим, на пресс-конференции 2 июля, Вячеслав Вахрин озвучил изменения тарифов за коммунальные услуги в Тюменской области. Максимальный рост цены за коммуналку составил 7,55%. Предел роста установило правительство Тюменской области.

Владимир Вахрин добавил, что предлагаемые изменения по теплоэнергетике вызвали большой резонанс в муниципалитетах. "Хозяйственники наших муниципалитетов разводят руками и не знают, как будут привлекать инвестиции для наведения порядка в своих котельных, а если они приостановят работу, то что мы предложим потребителю взамен? И почему мы должны посадить когенераторов в теплую ванную, а остальных производителей энергии поставить под холодный душ? Дело в том, что все процессы внутри систем тепло-, энерго- и водоснабжения между собой связаны и надо соблюсти баланс, не сделать роковых ошибок", - сказал он.

При этом стимулировать развитие теплоэнергетики надо, считает чиновник. По его словам, он взаимодействует с авторами концепции и входит в рабочую группу Российского Союза промышленников и предпринимателей по вопросам ЖКХ. "Мы вносим ряд критических замечаний по поводу реформы, участвуем в ее доработке и считаем, что рациональные зерна в ней есть, надо продолжать искать эффективную модель рынка тепла", - подытожил он.

Кристина Белоусова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Яндекс.Новостях