• 29 марта 202429.03.2024пятница
  • USD92,2628
    EUR99,7057
  • В Тюмени -3..-5 С 6 м/с ветер северо-западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


В поезде-бане, построенном в Тюмени, парился Рокоссовский

Общество, 14:00 18 апреля 2015

В бане, построенной в Тюмени, парился выдающийся советский полководец, будущий маршал Победы Константин Рокоссовский и поверженный фельдмаршал вермахта Паулюс со своими генералами. Об этом удивительном факте корреспонденту агентства "Тюменская линия" рассказал историк, краевед и писатель Александр Петрушин.

"Конечно, это была баня на колесах. 38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд /38-й БПДП/ был сформирован в Тюмени в феврале 1942 года по инициативе тюменцев, - рассказал историк и краевед. - Строили всем тюменским миром - все жители города приняли участие в его формировании. Мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель "Бытовик" передала два парикмахерских набора, ДОК "Красный Октябрь" изготовил и поставил всю банную мебель. Состав насчитывал 10 вагонов. Паровоз ФЭД, вагон-цистерна с водой, вагон-парильня, душевая, вагон-раздевалка, дезинфекционная камера, склад, клубное помещение, где можно было отдохнуть, почитать, поиграть на музыкальных инструментах и вспомнить далекий дом, родных и близких людей. Точно такой же паровоз ФЭД установлен как памятник Тюменским железнодорожникам у ДК "Железнорожник".

Краеведу удалось найти воспоминания командира поезда-бани, майора административной службы Таратина. Майор вспоминал, что с марта 1942 года поезд маневрировал в прифронтовой полосе 16 армии, которой командовал в то время генерал-майор Рокоссовский. При бомбежке в Кубинке, где стоял поезд, Рокоссовский был тяжело ранен. И пока ждали специально посланный из Москвы самолет, его перенесли в поезд-баню. Когда генерала провожали в самолет, он пообещал персоналу еще попариться в этой бане на колесах.

"И не забыл. В декабре 1942 года Таратин получил приказ поступить в распоряжение военно-санитарного управления Донского фронта, которым в то время командовал генерал-майор Рокоссовский. И когда разгром группировки Паулюса закончился, этому есть подтверждающие документы, Рокоссовский сказал: "Ну, а теперь, в баню!", - рассказал Александр Петрушин. Генерал, по воспоминаниям начальника поезда-бани, приехал со своим штабом. Они попарились, помылись. Причем, Рокоссовский предпочел хозяйственное мыло, он сказал: "Мне не привыкать".

"Но что еще было интересно - Рокоссовский дал команду помыть, попарить и проутюжить фельдмаршала Паулюса и его генералов. И начальник поезда вспоминает, что Паулюса и трех генералов доставили на следующий день под охраной. От парилки они отказались. Мылись в душевой, пока их форму прожарили в дезкамере и отутюжили. Потом парикмахеры их подстригли, побрили, поодеколонили. Вот они пользовались только туалетным мылом", - рассказал Александр Петрушин.

Тюменский поезд-баня прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде, до Берлина. "За все это время, по официальным данным, через нашу тюменскую баню на колесах прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных. Так что этот памятник, конечно, уникальный", - считает Александр Петрушин.

Не так давно в Тюмени был объявлен конкурс эскизных проектов сквера Железнодорожников, организаторами которого стала управа Калининского административного округа. Самую интересную идею, по мнению комиссии, подали студентки 4 курса ТюмГАСУ Алина Райлян и Екатерина Потапченко. Основа дизайнерской задумки девушек – перрон и кованые фигуры пассажиров вдоль прогулочных дорожек. Авторы прислушались к пожеланиям ветеранов-железнодорожников и добавили в проект поезд-баню. Кованый состав разместится вдоль одной из дорожек в виде ограждения со стендом с фотографиями и справочной информацией. "Это очень хорошая идея, - считает историк и краевед Александр Петрушин. - Я вижу еще и коммерческую часть этого проекта: если воссоздать реальную баню на колесах, в которой по-фронтовому можно будет и помыться, и попариться, и чайку попить – успех будет обеспечен".

Борис Олейник

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен