• 18 апреля 202418.04.2024четверг
  • USD94,3242
    EUR100,2787
  • В Тюмени 7..9 С 1 м/с ветер южный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Дмитрий Еремеев призвал тюменцев принимать в жизни гражданского общества активное участие

Политика, 11:19 21 апреля 2016

Глава муниципального образования городской округ город Тюмень, председателем Тюменской городской думы Дмитрий Еремеев встретился с корреспондентом агентства "Тюменская линия" накануне государственного праздника, который пока еще не слишком широко празднуется в России - Дня местного самоуправления. Отношение к этому празднику имеет практически каждый гражданин РФ.

В Российской Федерации насчитывается более 23 тыс. муниципальных образований, в которых созданы органы местного самоуправления, включая 517 городских округов, 1 тыс. 712 городских, 1 тыс. 822 муниципальных района, 236 внутригородских муниципальных образований и 18 тыс. 852 сельских поселений. В них работают больше 340 тыс. человек, которые являются представителями органов муниципальной власти. В этих же органах избрано 235 тыс. депутатов. Все эти люди имеют полное и законное право отмечать этот день, как свой профессиональный праздник – День работника местного самоуправления в России.

По указу президента РФ от 10 июня 2012 года N 805 "О Дне местного самоуправления", День работника местного самоуправления отмечается на территории РФ 21 апреля. День праздника официальным выходным не является. Эта дата выбрана неслучайно. В 1785 году русская императрица Екатерина II утвердила всем городам грамоту на права и выгоды: "Жалованная грамота городам". Эта грамота послужила началом развития российского законодательства о местном управлении.

- Дмитрий Владимирович, можно ли считать Екатерину Великую матерью русской демократии, ну, или хотя бы родительницей российского самоуправления?

- Думаю, что императрица Екатерина, как и ее великие предшественники – Петр I, Елизавета с полным основанием могут быть названы настоящими государственниками, правителями радевшими за развитие страны. Что касается вышеназванной грамоты: документ официально назывался "Грамотой на права и выгоды городам Российской Империи" - название весьма многообещающее, и Екатерина II действительно строила большие планы, но не успела их осуществить. В документе было много разделов, состоявших из десятков статей, и при его составлении был использован опыт европейских стран: Екатерина в силу своей ментальности, стремления к прогрессу, опиралась на образцы документов, составленных в Швеции и Пруссии. Так как именно страны Европы имели наиболее развитую систему городского самоуправления.

Жалованная грамота и в самом деле стала только началом: городские жители стали считаться единым сословием – горожанами, независимо от профессии и вида деятельности, но о дальнейшем серьёзном развитии стало возможным говорить только при Александре II, известном своими реформами – в частности, городской и земской.

В 1864 году в уездах и губерниях по указу императора стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами – в их обязанности входило ведение всех местных хозяйственных дел. В 1870 году в городах России появились управы и думы – почти как сегодня, и местные вопросы стали решать уже они, но продолжалось это недолго.

- Что стало на пути движения России к западным демократическим ценностям? Почему русское местное самоуправление приказало долго жить?

- К сожалению, Александр III, ожесточившись после убийства отца, свернул все либеральные реформы.

Самый большой удар был нанесен по местному самоуправлению. После принятых им законов, практически все зачатки самоуправления были уничтожены.

 "Положение о земских участковых начальниках" ограничило крестьянское самоуправление. Новое "Земское по­ложение" усилило роль дворян в земствах. Новое "Городовое положение", появившееся в 1982 году, усилило кон­троль губернаторов над городскими думами и изменило положение о выборах в пользу круп­ных предпринимателей. Все земские начальники не избирались, а назначались сверху; мелкие предприниматели и другие небогатые горожане были лишены права голосовать, и даже судебная реформа была изменена. Городское управление стало полностью зависеть от администрации, состоявшей из чиновников, назначаемых правительственными органами.

- В 1917 году самодержавие, как известно, пало, и к власти пришел народ. Что изменилось?

- Действительно. Казалось бы, Октябрьская революция 1917 года, названная народной, должна была возродить местное самоуправление – ведь власть, по словам большевиков, принадлежала народу, - однако этого не произошло (по сути и по форме в советское время все органы власти сверху донизу были во-первых, однопартийными, а, во-вторых, государственными). Вновь вспомнили об идее самоуправления только в конце 1980-х годов при Горбачеве. О появлении самостоятельных органов местного самоуправления можно говорить, лишь начиная с 1993 года, при Президенте Ельцине, когда реформа местного самоуправления была закреплена в Конституции РФ. В 1995 году был принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а в сентябре 1997 – закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Реформы в области местного самоуправления продолжаются и сейчас, и законодательство в этом направлении тоже развивается – это вселяет надежду.

- С тех пор прошло почти четверть века. В России многое изменилось. Изменилась и муниципальная власть. В чем, на Ваш взгляд, главные отличия органов местного самоуправления наших дней и тех, которые действовали в 90-е годы?

- Изменения есть и они серьезные. За прошедшие годы проведена, как я уже сказал, масштабная работа по совершенствованию законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы организации местного самоуправления. Сегодня деятельность муниципальной власти регулирует федеральный закон № 131, принятый в 2003 году.  На протяжении всех лет в него постоянно вносятся поправки и дополнения: с 2003 года было внесено около 500 поправок. Последняя, если не ошибаюсь, новелла была внесена в феврале текущего года. Эти поправки потребовали в свою очередь принятия новых (почти 100) федеральных законов.

Были разграничены полномочия и сферы ответственности органов государственной власти и муниципалитетов. В значительной степени отрегулированы вопросы налогообложения, собственности, установления тарифов… Да много еще чего!

Другое дело, что существующее разграничение полномочий, финансовых потоков, да и законодательства в целом в Российской Федерации имеет ярко выраженную тенденцию к централизации. А это, на мой взгляд, тормозит развитие местного самоуправления в стране. Я считаю, что такое положение вещей ведет к созданию достаточно мощных препон в решении вопросов местного значения и финансовому обескровливанию муниципалитетов.

- Однако, что же такое органы местного самоуправления сегодня, и каковы их полномочия?

- Согласно Конституции РФ под местным самоуправлением понимается самостоятельная система власти, отделенная от государственной.

Какие вопросы должны и могут решать органы местного самоуправления? Это закреплено в статье 14 вышеупомянутого закона –  "Вопросы местного значения городского, сельского поселения". Их порядка сорока и все они так или иначе связаны с жизнедеятельностью того или иного муниципального образования.

- Дмитрий Владимирович, можете назвать, какие вопросы относятся к вопросам местного значения?

- К вопросам местного значения относится всё, что касается насущных проблем, связанных с жизнью и деятельностью населения. В основном это вопросы, связанные с качеством жизни, и это не только материальная сторона. Например, с помощью местного самоуправления можно привести в порядок водоснабжение, организовать своевременную уборку и вывоз мусора, сделать ремонт в подъездах, заасфальтировать улицу и обустроить детские площадки, а можно построить новый кинотеатр или открыть спортивную школу.

Что же на самом деле могут решить органы местного самоуправления? Это другой вопрос. Здесь проблем непочатый край. К сожалению, на сегодняшний день в российской Федерации нет ни одного финансово самостоятельного муниципального образования. Причина в существующей системе распределения налогов, установленных Налоговым Кодексом РФ. Поэтому большинство полномочий, которые органы местного самоуправления должны, и, поверьте, искренне хотят решать зачастую натыкаются на отсутствие финансовых возможностей.

Недавно в РФ на законодательном уровне было закреплено правило, согласно которому руководитель органа местного самоуправления освобождается от ответственности за неисполнение своих полномочий в случае, если будет доказано, что на это у него не было финансовых возможностей и он об этом сигнализировал вышестоящим органам власти.

- Дмитрий Владимирович, можно ли считать, что сегодня в нашей стране при помощи органов местного самоуправления, например, через муниципальные думы или собрания депутатов, народ имеет все возможности для осуществления реального народовластия?

- У людей есть реальная возможность осуществлять свою власть через представительные органы власти, которые они выбирают. Другой вопрос, как они пользуются этим правом и возможностью? На выборах в Тюменскую городскую думу в сентябре 2013 года приняли участие в голосовании не более 20% избирателей, которые и избрали своих представителей в городской парламент. Это "народовластие"? Ну, а собственно, что мы хотим, ведь даже в вопросах управления своей собственностью горожане проявляют трудно объяснимую пассивность. По статистике в собраниях собственников многоквартирных жилых домов участвует от 2 до 4% жильцов. А это их собственность.

К сожалению, наши соотечественники никак не могут отвыкнуть от того, чтобы за них продолжали "решать сверху", и редко хотят брать на себя ответственность.

- 18 марта в Москве состоялось совместное заседание комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Союза российских городов "Опыт российских городов в решении задач развития территорий".

- В этот день для обсуждения вопросов местного самоуправления, дальнейшего развития территорий и обмена опытом по лучшим муниципальным практикам в Совете Федерации собрались первые лица более 50 российских городов.

В заседании принимали участие депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, эксперты.

- Вы, как глава города и председатель Тюменской городской думы представляли на этом заседании город Тюмень. Дмитрий Владимирович, что такое Союз российских городов?

 - Союз российских городов - одна из старейших общественных организаций в России. Союз был создан в марте 1991 года по инициативе 65 городов в целях содействия становлению местного самоуправления в Российской Федерации. На сегодняшний день в составе Союза 87 муниципальных образований Российской Федерации с населением около 60 млн. человек, из них 69 являются центрами субъектов Российской Федерации.

- Какие задачи решает эта организация?

- 25 лет Союз российских городов занимается развитием местного самоуправления в нашей стране. Основными задачами Союза являются изучение, обобщение и распространение положительных практик городов - членов Союза, содействие федеральным органам власти в раскрытии и использовании потенциала городов в качестве "локомотивов" роста для социально-экономического развития государства.

- Город Тюмень входит в состав не только Союза российских городов, но и в другие общественные организации межмуниципального сотрудничества. В чем польза от членства в этих организациях? Каковы, по-вашему, дальнейшие перспективы развития подобных организаций?

- Город Тюмень активно сотрудничает и входит кроме СРГ в состав таких организаций, как Ассоциация городов Урала, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Общероссийский конгресс муниципальных образований. Все организации объединяет общее стремление: развивать и укреплять в Российской Федерации местное самоуправление, отстаивая интересы муниципалитетов перед государственной властью.

Невозможно переоценить роль этих объединений и в формировании делового, эффективного диалога между федеральной и региональной властью и органами местного самоуправления. На мой взгляд, если мы хотим продолжать успешное развитие муниципалитетов России, то альтернативы данным организациям просто нет.

На проводимых ими собраниях, семинарах, конференциях, рабочих встречах бережно собирается, обобщается и анализируется имеющийся положительный опыт работы муниципальных образований для того, чтобы этот опыт могли использовать все города России. Со всей ответственностью могу заявить, что опыт этот очень многообразен и просто бесценен. В том числе и опыт Тюмени. Перенимать этот опыт к нам постоянно приезжают коллеги из других муниципалитетов. И не только из Уральского федерального округа. Например, наш опыт организации контроля за поддержанием благоустройства и порядка в городе – опыт так называемых "квартальных", пытаются применить у себя многие города. И в этом году мы запустили новую инициативу, не имеющую аналогов в Российской Федерации систему, дающую людям возможность огораживать от проезда автомобильного транспорта не просто отдельный двор, а целые жилые кварталы. Эта мера существенно облегчает жизнь людей, особенно проживающих в центре нашего города, защищает их от присутствия постороннего автотранспорта.

Конечно, всем нам хочется, чтобы все вопросы, от которых зависит качество повседневной жизни граждан, решались на уровне местной власти, и решались эффективно: социальная инфраструктура должна развиваться, города и сёла – благоустраиваться, а в системе ЖКХ всегда должен быть порядок.

Абсолютно искренне хочу пожелать, чтобы местное самоуправление во всех уголках нашей великой страны укреплялось и совершенствовалось, а российские граждане принимали в жизни гражданского общества самое активное участие.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен

Архив новостей