• 27 апреля 202427.04.2024суббота
  • USD92,0134
    EUR98,7187
  • В Тюмени 8..10 С 2 м/с ветер южный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Распорядители государственных и муниципальных земель получили новые инструменты для управления

Экономика, 15:32 30 мая 2016

Земельное законодательство совершенствуется последние 20 лет и эта одна из самых реформируемых сфер. Изменения, которые вступили в силу 1 марта 2015 года, коснулись прежде всего управления публичными земельными участками, то есть земель в государственной и муниципальной собственности.

Об этом заявил начальник юридического управления департамента имущественных отношений Тюменской области Владимир Третьяков на пресс-конференции в совместном пресс-центре информационных агентств "Интерфакс-Урал" и "Тюменская линия" в Тюмени, посвященной земельной реформе и практике применения земельного законодательства.

Начальной целью земельной реформы, которая началась в 1991 году, по его словам, было формирование частной собственности на землю. Затем пошли процессы совершенствования федерализма и происходили процессы разграничения публичной собственности между различными уровнями публичной власти.

"Сейчас мы стоим в самом начале нового этапа: совершенствования административно-процессуального механизма предоставления публичной собственности. Нам необходимо наладить механизмы распределения земельных ресурсов", - подчеркнул он.

Экономика требует все большего и большего вовлечения земельных ресурсов, которые в своей большей части остаются в государственной и муниципальной собственности. Это характерно и для Тюменской области.

Поправки, внесенные федеральным законом 171-з, по словам Владимира Третьякова, заложили несколько основных принципов. Во-первых, это принцип предоставления публичных земельных участков на аукционах.

"Мы говорим, что у нас экономика рыночная, важнейшим механизмом которой является конкуренция, и аукцион – это один из инструментов регулирования конкуренции. Без торгов нельзя будет получить земельный участок. В прошлом году мы такую нормативно-правовую базу создали", - сообщил он.

Следующий инструмент – это сервитуты, то есть право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом. Это положение, по словам начальника юридического управления департамента имущественных отношений Тюменской области, очень актуально для городов, где территория уже застроена, и земельные участки в массе своей уже распределены.

"Если раньше земельным законодательством лаконично регулировался порядок установления сервитутов в отношении государственных и муниципальных земель, то теперь законодатель предусмотрел детальную процедуру введения такого сервитута, заключения соглашения об его установлении. Мы надеемся, что и дальше этот инструмент получит свое развитие", - подчеркнул Владимир Третьяков.

Кроме того, в российском земельном законодательстве появился качественно новый инструмент, которого раньше не было: это использование земельных участков без аренды и установления сервитута.

"Это такой облегченный вариант предоставления права пользования земельными участками для некоторых объектов, перечень которых принимается правительством РФ. На сегодняшний день такое постановление принято. А вот уже установление порядка в отношении таких объектов осуществляет субъект РФ. В нашем регионе такой нормативный акт уже принят. В прошлом году сформировали соответствующую нормативную базу", - пояснил Владимир Третьяков.

К числу таких объектов, в частности, относятся элементы благоустройства территории, то есть временные сооружения, размещение которых не связано прочно с землей. Это, по его мнению, наиболее уязвимый правовой титул на землю, поскольку выдача такого разрешения не препятствует в дальнейшем органу государственной власти предоставить земельный участок уже на праве аренды другому пользователю.

Владимир Третьяков отметил, что поправки в земельное законодательство сделали более жесткими условия в отношении заключения новых договоров аренды.

"Законодательство стремится к стимулированию эффективного землепользования. И если правообладатель не использует земельный участок, предоставленный ему, государство как арендодатель должен обладать возможностью прекратить такое использование. На сегодняшний день такой инструмент мы получили", - заявил он.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен