• 19 апреля 202419.04.2024пятница
  • USD94,0922
    EUR100,5316
  • В Тюмени 13..15 С 4 м/с ветер восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Герои тыла: образованная Зоя

Общество, 09:54 01 июня 2017
Далее в сюжете Герои тыла: двадцатилетний председатель Василий

Зоя, старшая из восьми детей, и до войны была очень работящей, хозяйственной и покладистой девочкой. Помогала как могла ухаживать за малышами, работу по дому, само собой, делала, пока старшие в трудах. А уж когда война началась, так и подавно еще больше тягот легло на ее хрупкие плечи. 

Родилась Зоя Зобнина в д. Усть-Ница, которая позже была то в составе Омской (Тюменской области), то Пермской, то Свердловской. Был канун праздника, считающегося нынче волшебным – 31 декабря. Современные ребятишки не представляют его без искрящихся огней, конфет, игрушек, улыбающихся родителей. Все это стало возможным благодаря подвигу советских солдат, каторжному труду тыловиков. Но в Зоином детстве чудес было мало. Точнее вовсе не было. Так, обычные детские радости: игры да забавы, когда время позволяло, умиление  от того, какие забавные растут малыши, счастье, когда мама по головке погладит и поцелует, да папа ласково посмотрит. 

Жили в деревне небогато, плохо, откровенно говоря. Пережили в 30-е годы коллективизацию, да в самой немилосердной форме, когда даже куриц отобрали, не говоря уж о главном достоянии крестьянина – коровах. Ох, плакала тогда мама Ира. Как прожить без скотины? Правда, через какое-то время власти немного смягчились и птиц хотя бы вернули. 

Деревня, выращивая хлеб, сама-то его почти и не видела. Колхозникам полагалось по 250 гр в день (детям по 100 гр), рабочим по 100 гр (а их детям – ничего). Зоина мама смешивала с мукой травы, пекла лепешки. Как мечтала девочка поесть чистого хлебушка, без примесей! Но случилось это много позже (зато детям и внукам потом достались и пироги, и пирожки, и булочки, которые уже в мирной стране так пекла повзрослевшая Зоя, что пальчики все облизывали). 

Зоин отец работал в колхозе счетоводом, был человеком грамотным, и Зоя, успевая с домашними делами и малышами, первые годы войны училась в школе. Они подружились с ребятами из эвакуированного детского дома (то ли ленинградского, то ли белорусского, сейчас Зоя Ивановна уже не припомнит). А еще она вместе с бабушкой была приставлена к женщинам, которые остались без кормильца в семье, и разносила еду, приготовленную мамой Ирой, помогала прибирать в домах. 

В 1943 году отца призвали в армию, на фронт.

Зоина мама осталась одна с детьми. Но это только номинально "осталась с детьми", на самом деле колхозников так загрузили работой, что до своих детей времени и не было, и с пропитанием становилось все хуже. Пока Иван Федорович служил в армии, от недоедания и болезни умерли годовалая сестра Галя и четырехгодовалая Клава. Зоя пошла работать. Взяли ее почтальоном, письма разносила, похоронки, конечно, чаще, на пять деревень кругом. Потом из-за высокой грамотности взяли еще и на работу в контору, разный учет вести. 

Помимо этого собирали ветки черемухи, мололи их в муку, которую отправляли на фронт или добавляли в тесто для лепешек, тоже для армии. Вечерами писали письма неизвестным солдатам для поддержания духа и веры в родину и тыл. При лучинах пряли шерсть, собранную со своих овец, вязали бесконечную вереницу варежек и носков для солдат (позже, благодаря этому умению, всегда были обвязаны внуки и правнуки Зои Ивановны). Как-то от командования советской армии пришло Зое и маме Ире благодарственное письмо за самое большое количество посланных вязанных вещей. 

Тем временем отец Иван Федорович служил в танковых войсках. Едва не замерз в подбитом танке, все-таки отремонтировал его и догнал свою часть. Он был награжден пятью боевыми наградами: орденом Славы III степени, тремя медалями "За отвагу", медалью "За боевые заслуги". Служил в гвардейской части и награжден значком "Гвардия".

Простуженный, тяжело больной вернулся отец в 1945 году, но продолжил работу в колхозе. Прожил недолго после, всего пяток лет, коварная болезнь сделала свое дело. 

Но успел он отправить дочку в институт, как вернулся с фронта - заставил ее работу бросить и подумать о поступлении. В ту пору даже выбор у Зои появился. Благодаря эвакуированным вместе с детским домом учителям, девушка прекрасно владела иностранными языками, английским и немецким. Говорили о возможном будущем переводчике в семье. А еще как-то занесло в их края ученых из самого Свердловска, которые искали какие-то ископаемые. Люди те попросили у учителей выделить того, кто хорошо знает местность. И они пригласили Зою, которая знала не только каждую травинку, но и какая для чего подходит для еды или лечения, отлично ориентировалась на местности.

Пригласили девушку в экспедицию, в которой она и растения, и где какой источник с какой водой показала. Да так она им понравилась, что стали зазывать ее поступать в столичный институт, наукой заниматься. Но Иван и Ирина забоялись отпустить так далеко свою девочку, забеспокоились, что навещать не смогут. Так было решено поступать в Тюмень. Тут как раз знакомая девушка поехала на биологический судьбу испытывать, ну и Зоя за компанию, так и поступила. Это был 1947 год. 

Потом тюменский институт, сам город затянули ее навсегда. Здесь была учеба, потом наука и студенты, любовь, крепкая семья. 

P. S. Ирина Перфильевна Зобнина награждена медалями "Ветеран трудового фронта в годы Великой Отечественной войны" и "Ветеран труда", юбилейными медалями. В колхозе вырабатывала много трудодней сверх нормы.

Зоя Ивановна награждена многими медалями, в том числе: "Ветеран трудового фронта в годы Великой Отечественной войны", "Ветеран труда" и многими юбилейными медалями в честь Победы над фашистской Германией.

Евгения Тенегина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен