• 25 апреля 202425.04.2024четверг
  • USD92,5058
    EUR98,9118
  • В Тюмени 2..4 С 5 м/с ветер юго-восточный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Техосмотр автомобилей предлагают снимать на видео

Общество, 17:04 14 августа 2017

Тюменский предприниматель считает актуальными изменения в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предложенные Министерством экономического развития России.

Даже введение обязательной видеозаписи всей процедуры ТО, по его мнению, значительно сократит количество желающих упростить себе жизнь и получить диагностическую карту без фактического прохождения техосмотра.

"У меня установлена диагностическая линия за 7 млн рублей, и чисто технически меня это не обременит, - заверил корреспондента "Тюменской линии" директор ООО "АТЦ-1" Юрий Иванов. - И дороже для клиентов процедура ТО не станет. Во-первых, цена зафиксирована постановлением правительства. Во-вторых, смысла нет – будем брать потоком".

Сегодня же, по оценке предпринимателя, до 95% автомобилистов получают диагностические карты нелегально, что делает бессмысленным весь процесс контроля за техническим состоянием автомобилей, которые ежедневно заполняют улицы наших городов.

"А ведь это безопасность каждого из нас, - уверен Юрий Иванов. - Через наш центр не пройдут заниженные машины, на которых любят ездить крутые молодые люди. Для этого они обрезают пружины, чего вообще нельзя делать – это вмешательство в конструкцию автомобиля. Тонировка – это тоже безопасность. Тормоза, выхлоп газа - это необходимо проверять".

Исправность автомобиля, как заверил "Тюменскую линию" руководитель розничного страхования тюменского филиала страхового открытого акционерного общества "ВСК" Виталий Еремин, имеет значение и для страховщиков, так как напрямую влияет на частоту происходящих ДТП.

"У нас в основном прямое регулирование, то есть клиенты напрямую обращаются в компанию за выплатой по страховым случаям. И исправность их автомобилей, если говорить глобально, имеет для всех страховщиков большое значение, - пояснил Виталий Еремин. - Ни для кого не секрет, что диагностические карты часто выдаются без прохождения реального техосмотра. Оценить это на уровне страховой компании невозможно. Нам представляется документ с номером, который мы можем проверить, войдя в свою систему, которая связана с единой автоматизированной информационной системой технического осмотра. Фото и видео фиксация – для меня пока остается загадкой. Контролировать это нужно, но точно не на уровне страховой компании".

Виталий Еремин затруднился назвать процент ДТП, причиной которых было бы техническое состояние автомобилей, и по которым страховая компания производила выплаты. "Возможно, что и есть такая статистика, но я ею не обладаю", - подчеркнул он.

Зато такая статистика есть у руководителя тюменского филиала общественной организации "Комитет по защите прав автомобилистов" Дениса Аханова. "Я с 2006 года занимаюсь этим делом, и не знаю ни одного случая рассмотрения ДТП в страховой компании и даже в суде – где бы причиной ДТП и основанием для выплат послужило техническое состояние автомобиля, - заявил он. - На грузовых автомобилях такое может установить экспертиза. А по легковым автомобилям за всю практику не было такого случая".

Денис Аханов даже предположил, что ситуация, которая складывается вокруг техосмотра легковых автомобилей и диагностических карт, необходимых для его страхования, очень напоминает некие коррупционные схемы.

"Надо что-то делать в этом вопросе, - подчеркнул он. - Я прекрасно знаю, что продают карты техосмотра вместе с полисами".

И предприниматель, и защитник прав автомобилистов усомнились в целесообразности передачи полномочий по ведению и развитию ЕАИСТО (единой автоматизированной информационной системой технического осмотра" Российскому союзу автостраховщиков, как предлагает Минэкономразвития.

"Если автостраховщики будут стоять во главе, ситуация не улучшится, - уверен Юрий Иванов. - Все проблемы и начались, когда ТО отдали в частные руки. Я считаю, что контроль должно осуществлять какое-то государственное предприятие. Вот Гостехнадзор, например, как это было раньше".

К сожалению, "Тюменской линии" не удалось выяснить позицию областного ГИБДД в этом принципиальном вопросе. "Мы орган исполнительной власти и не комментируем изменения законов", - заявила пресс-секретарь ведомства Анжела Борисова.

Поправки в закон о техосмотре, как сообщает пресс-служба Минэкономразвития России, обсуждались на совещании, в котором приняли участие представители профильных федеральных органов исполнительной власти, Российского союза автостраховщиков, Российского союза автомобилистов, пунктов технического осмотра.

Законопроект был подготовлен в рамках поручений правительства РФ и по итогам работы Минэкономразвития по анализу практики применения законодательства в области технического осмотра (ТО).

Как отметили участники встречи, необходимость комплексных изменений в регулировании данной сферы обусловлена комплексом проблем. Значительная часть диагностических карт, занесенных в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), сейчас выдается без его фактического проведения. Такой вывод сделан на основании ряда признаков: это и время проведения ТО, которое в 80% случаев составляет менее 13 минут, и наличие большого количества "бумажных" операторов, которые по бумагам проводят порядка 70 осмотров в день, что примерно в 10 раз превышает среднюю производительность реальных операторов. Таким образом, порядка 80% диагностических карт (ДК) в ЕАИСТО, в той или иной мере содержат недостоверные сведения.

При этом механизмы привлечения к ответственности за фальсификацию ДК в законодательстве не прописаны. Кроме того, отсутствует ответственность собственников транспортных средств за не прохождение технического смотра, в результате чего многие автовладельцы пытаются пренебречь этой обязанностью.

Есть и другие проблемы: существенные недочеты в работе ЕАИСТО, отсутствие технологии проведения ТО транспортных средств различных категорий и т.д. Все это, в свою очередь, приводит к росту количества дорожно-транспортных происшествий, возникших по причине технических неисправностей автомобилей.

Исходя из этого, задача той реформы в сфере техосмотра, которая проводится Минэкономразвития сейчас, - организовать ТО так, чтобы он был честным и абсолютно прозрачным, и проводился на самом деле, а не только по бумагам. Это, в свою очередь, поддержит добросовестных автовладельцев и участников рынка, а недобросовестным мошенникам - "перекроет кислород".

Подготовленным Минэкономразвития законопроектом в его текущем виде совершенствуются механизмы государственного контроля за соблюдением операторами ТО соответствующих требований к его проведению, вводится необходимость фото- и видеофиксации процедуры техосмотра, определяется пропускная способность пунктов ТО.

Кроме того, документом предлагается передать полномочия по ведению и развитию ЕАИСТО Российскому союзу автостраховщиков, который заинтересован в том, чтобы ситуация с техническим состоянием транспортных средств изменилась в лучшую сторону, поскольку они платят за тех, кто попадает в ДТП. Другой новеллой законопроекта является совершенствование механизмов ответственности за незаконные действия участников системы. При получении жалобы на действия оператора технического осмотра орган государственного надзора за соблюдением правил технического осмотра будет проводить проверку оператора. При проведении проверки видеозапись с процедурой ТО транспортного средства будет приобщаться к другим материалам и позволит более точно определить факт его прохождения.

Технические вопросы (включая вопросы использования, хранения и передачи данных фото- и видеофиксации) будут урегулированы подзаконными актами, принятыми в развитие законопроекта.

Возложение на граждан обязанности по предъявлению видеозаписей ТО, как и увеличение его стоимости, не предполагается.

Доработанный законопроект, с учетом мнения экспертов, в ближайшее время будет направлен в федеральные органы для повторного согласования. Внесение его в правительство РФ предполагается осенью 2017 года.

Борис Олейник

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен