• 12 июля 202012.07.2020воскресенье
  • USD71,2298
    EUR80,2689
  • В Тюмени 25..27 С 4 м/с ветер северо-западный


Продюсер фильма "Beef: русский хип-хоп" рассказал, как жить в Тюмени и делать блокбастеры

Общество, 10:08 24 января 2019

продюсерский центр "Баzа" | Фото: продюсерский центр "Баzа"

Премьера документального фильма "Beef: русский хип-хоп" состоится в кинотеатрах по всей России 24 января. Для региона это событие примечательно тем, что в команде создателей кинокартины есть ребята из тюменского продюсерского центра "Баzа".

Как энтузиастам из провинции удалось заявить о себе на всю страну, почему этот фильм стоит смотреть даже тем, кто не любит рэп, и чего ждать от "Баzы" в ближайшие годы, корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" рассказал выпускник ГИТИСа, режиссер, руководитель коворкинга "Медиаполис" и продюсерского центра "Баzа", продюсер фильма "Beef: русский хип-хоп" Андрей Зубов.

- Почему автор идеи документалки о русском хип-хопе Роман Жиган обратился за помощью в создании фильма именно к тюменцам?

- У Ромы есть близкий друг, с которым они пишут совместную музыку, Антон Nordman, он тюменец. Мы с ним пересекались в Тюмени в 2011-2012 годах. Я занимался организацией рэп-фестивалей, а он делал баттл-площадку "Слово". С тех пор он несколько раз предлагал снять клип, были и другие идеи. Однажды Антон мне позвонил и предложил смонтировать фильм Ромы Жигана и познакомил нас. Роман скинул мне два тизера, я посмотрел - и все загорелось внутри, это же очень круто, я люблю эту музыку. Там безумно много артистов, они говорят очень интересные вещи. Тем более Рома - он же свой, если журналистам артисты могут не все рассказать, то ему ответят на вопросы по-своему, по-рэперски. Через неделю я приехал в Москву, скопировал все материалы, вернулся в Тюмень и еще с двоими ребятами начал смотреть. Два месяца ушло только на отсмотр интервью.

- Как тебе работалось с Жиганом? Насколько можно судить из интернет-источников, он не самый простой в общении человек.

- У него очень твердые убеждения. Конечно, мы спорили, и на повышенных тонах, но почти всегда находили компромиссы. Я жил у него на студии, мы сидели там днями и ночами - у меня была только неделя свободного времени и за это время нужно было смонтировать фильм. Первый драфт фильма вышел немного разрозненным, не хватало визуально красивой картинки, он был больше смысловым. Но именно благодаря этому первому драфту нам удалось пригласить и заинтересовать корпорацию "Русская фильм группа" (РФГ), которая сейчас помогает с прокатом. Они сделали профессиональный звук, качественную картинку, обширное промо по всей стране, поддержали проект.

- Как вы вышли на "Русскую фильм группу"? Тема хип-хопа все-таки довольно узкая для кинопроката, и малоизвестным авторам фильмов нелегко пробиться на широкие экраны.

- У "Баzы" с этой корпорацией есть совместный проект - художественное кино. Когда я сделал монтаж фильма, я показал фильм одному из ключевых продюсеров компании Алене Мареевой, она сказала, что это крутая тема. В корпорации есть компания "РФГ Дистрибуция", которая занимается прокатом. Они показали наш фильм на нескольких кинорынках, и уже после второго кинорынка, у нас была роспись в 300 кинотеатрах. Потом вышел тизер, и нам поставили потенциал на рост до 700 кинотеатров. Сейчас "Beef: русский хип-хоп" запланирован к показу в 155 городах, в Тюмени он будет идти в четырех кинотеатрах. Вся Москва увешана его рекламой. "Первый канал" устроил серьезное промо, крутит трейлер и позже покажет сам фильм.

- Как прошел предпремьерный показ в столице? Зрители и сами герои кино как его оценили?

- В кинотеатре "Октябрь" было полторы тысячи мест, ни одного свободного, люди заняли даже проходы между рядами. Конечно, это приятно. Когда ты видишь живой зал, всех этих людей, которые смеются, аплодируют, реагируют на происходящее на экране – это очень круто. Я такого не ожидал. Много в этом везения, чуда, удачи, которые сопутствуют работе большой группы людей. В Сети уже много положительных комментариев по поводу фильма: Oxxxymiron на предпремьере в Санкт-Петербурге высказался, Смоки Мо написал, Птаха, Хамиль из "Касты", Ресторатор, Фьюз...

- Людям, которые не в теме, стоит идти на "Beef: русский хип-хоп"? Может ли фильм повлиять на мнение о субкультуре у старшего поколения, зачастую негативное?

- Для тех, кто ничего не знает про рэп, это ликбез. Выходя из кинозала, они говорят: "Теперь я могу поддержать тему в разговоре, понимаю, к чему они пришли, и это вызывает у меня уважение к жанру". У кого-то, может быть, возникает ощущение, что рэперы - это какие-то ребята в "падике" (ред.: в подъезде) со странными убеждениями, но, когда ты посмотришь фильм, то увидишь в них крепкий дух и стремление. Одна из острых тем – это наркотики. Эта тема в фильме раскрыта, артисты честно высказываются и об отношениях с наркотиками, и о том, почему это присутствует у кого-то в треках. Есть в нем и позиция антинаркотического движения "Антидилер", у которых произошел конфликт с рэпером Птахой. Это показывает, что фильм честный.

- А что нового о любимых исполнителях узнают поклонники жанра?

- Сейчас очень много интервью с рэперами в Интернете, они буквально везде. Не знаю, насколько это ново, но такого подхода, когда один за другим рэперы сменяют друг друга, когда четыре человека вместе формируют цельную мысль, высказывание одного перетекает в другое – в этом магия и шарм фильма. В картине так много артистов, и, мне кажется, что этот масштаб убедит даже закоренелых скептиков.

- Ты говорил о том, что сам когда-то занимался организацией рэп-фестивалей в Тюменской области. Как у нас обстоят дела с этой субкультурой?

- Здесь важно понимать, что рэп – это музыка, которая идет от протеста. У нас нет артистов этого жанра, известных на всю страну. Были локальные группы, которые появлялись и распадались. Когда мы играли в КВН в 2008 году, у нас даже ходила шутка: "Команда будет выходить под тюменский рэп", и команда выходила в тишине. Не знаю, почему так, может слишком хорошо живется в регионе, что протест не просыпается (улыбается). Я очень люблю эту музыку, всегда хотел в ней "вариться", поэтому "Beef" для меня подарок.

- В одном из интервью ты говорил о том, что стратегическая задача "Баzы" - развивать медиакультуру в регионе и выводить тюменские проекты за пределы области. Как считаешь, изменится ли эта сфера после того, как фильм твоего продюсерского центра покажут в кинотеатрах по всей России?

- Безусловно. Во-первых, это "прокол" сознания. Три года назад, когда я говорил слово "кино", люди мне в лицо улыбались, думали, что ребята мечтатели. Сейчас я приглашаю друзей из разных городов в кинотеатры на наш фильм. Люди видят, что можно жить в регионе и делать так, чтобы тебя увидели и услышали на всю страну. Это лишь вопрос ограничений в голове, и не больше. Мы их у себя ликвидировали. Мы хотим жить в Тюмени и заниматься кино, хотя очень часто зовут в Москву. За эту поездку на предпремьеру я услышал, как минимум, семь приглашений. Тюмень – это наш дом, у нас здесь большая команда, и я себе даже не представляю, как можно уехать отсюда, как заниматься кино не здесь. В Тюмени мы можем сегодня решить любую задачу. Не уверен, что в Москве у меня получится сделать также. К тому же, сидя здесь, мы смогли свести двух москвичей, Рому Жигана и Алексея Петрухина из РФГ, и вместе с ними сделали хорошее кино.

- Какие еще проекты "Баzы" шагнули за пределы Тюменской области? И что за фильм вы готовите вместе с корпорацией "Русская фильм группа"?

- Художественная картина "Отряд С", военная драма с элементами футуристики и фантастики. История, благодаря которой я захотел заниматься кинематографом. Она про Аджимушкайские каменоломни (ред.: подземные каменоломни в черте города Керчь, где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск). Я много памятников Второй Мировой войны объездил, был и в Освенциме, и в Брестской крепости, видел Родину-мать, но, когда посетил эти каменоломни – ничего сильнее со мной в жизни не происходило. Я понял, что надо делать кино. Мне повезло застать последнего живого свидетеля тех событий. В 2015-2016 годах я три раза ездил к нему на интервью. К сожалению, в 2017 году этот ветеран ушел из жизни. На его истории мы пишем сценарий, осенью будем начинать съемки, и часть их будет в Тюмени. Что касается кинофестивалей, то в конце декабря мы вернулись с Национальной молодежной кинопремии с двумя наградами, за лучший документальный фильм и победу в номинации "Молодежный взгляд". Считаю это хорошим результатом, с учетом того, что мы в кино недавно. Думаю, что "Beef: русский хип-хоп" объездит много фестивалей и его ждет хорошая судьба.

- Как поклонник жанра что нового ты узнал для себя из многочисленных интервью, которые складывал в полнометражный фильм?

- Мне кажется, в моей голове теперь так много рэпа! Параллельно с работой над монтажом я смотрел все интервью с рэперами, которые тогда выходили в Интернете, чтобы понимать, какие темы они затрагивают и чего в фильме нет. Самое интересное для меня, конечно, это Баста, Oxxxymiron, Децл, Лигалайз. Из интервью Лигалайза можно было бы отдельное кино сделать! Баста показывал свои заметки в телефоне, рассказывал о том, как писал "Сансару", а эта песня в прошлом году в каждом утюге была, ее все поют и знают. Понятно, что в фильме это бы все разрушило единую структуру развития сюжета, но материал очень ценный. Это все очень глубокие люди, и они действительно не просто так берутся за микрофоны – у них хороший бэкграунд.

- Вокруг какой идеи команда, создававшая фильм, строила повествование? Что было ядром?

- Beef, то есть "мясо", столкновение рэперов, это была изначальная идея Ромы Жигана. Когда я начал смотреть материал, то понял, что, если крутить все вокруг непосредственно "бифов", другие вещи мы просто не сможем рассказать, ведь громких "бифов" было всего-то четыре-пять штук. Но потом я наткнулся на большой блок - столкновения рэперов и скинхэдов. Я жил на Севере и не знал об этом, у нас не было ничего подобного, а в Москве, оказывается, это было реальной проблемой. Это же тоже beef, но не в классическом понимании, а между сообществами. Когда к работе подключилась "Русская фильм группа", они сказали, что это должен быть фильм о том, как рэп был ничем и о том, чем он стал сейчас. Я не понимал, как делать фильм без героя? А получилось, что сам рэп и стал героем. Это коллективный герой, как в фильме "Броненосец "Потемкин", где ты не запоминаешь персонажей по отдельности, но видишь, что они все вместе. Вот у нас то же самое.

- Как вы решали, кому из рэперов отдать больше эфирного времени, или старались делить его поровну?

- Мы старались, чтобы как можно больше людей попало в фильм. Поэтому даже на титрах вы не уйдете из зала, потому что и там продолжаются мысли и разговоры людей. Безусловно, Басты в картине чуть больше, чем остальных, потому что на нем очень много завязано, он один из первых и однозначно один из самых известных рэперов в стране. Мирона (Oxxxymiron) чуть больше, и выступление его есть, и высказывания. Но остальных настолько много, что на память их всех не перечислить, даже я пытался всех вспомнить – на 15-м или 20-м начинаешь буксовать.

- Стоит ли ждать продолжения "Beef: русский хип-хоп"?

- Я думаю, что не сразу. Должна быть рефлексия. То, что произошло сейчас, это некий срез конца девяностых, все нулевые и десятые годы. Это время, когда рэп развивался, и сейчас он начал править. Интересно, когда и где будет тот пик, после которого начнутся стагнация и падение, угасание жанра? И мы, уже старики, будем ходить и говорить молодежи, что вот у нас был рэп, был смысл, а ваша музыка, да что это за музыка вообще (смеется).

Премьера фильма с участием команды продюсерского центра "Баzа" и рэпера Ромы Жигана состоится 24 января в кинотеатре "Киномакс" (ТРЦ "Кристалл", ул. Дмитрия Менделеева, 1). Изначально планировалось задействовать под показ один зал на 455 мест, но уже 23 января, за день до премьеры, все билеты были распроданы. Руководство кинотеатра приняло решение устроить прокат картины в двух залах сразу.

Дарья Казакова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Яндекс.Новостях

Архив новостей