• 29 марта 202429.03.2024пятница
  • USD92,2628
    EUR99,7057
  • В Тюмени 2..4 С 3 м/с ветер северо-западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Деятельность Тюменской городской думы в сфере развития местной инфраструктуры

Политика, 10:34 20 декабря 2019

Одним из основных показателей устойчивого и интенсивного развития города является инфраструктура, как совокупность объектов, предприятий, обществ, связей, систем управления, обеспечивающая функционирование государственных и муниципальных учреждений, частных фирм и в целом социально-бытовые потребности населения.

В России вплоть до 70-х гг. XIX в. большая часть этой сферы находилась в руках частных предпринимателей, владевших фабриками, заводами, гостиницами, трактирными заведениями, банями, фотоателье, типографиями и пр. Государство частично финансировало учреждения науки, культуры, здравоохранения, образования, а также почту и телеграф.

В соответствии с реформой 1870 г. "Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству" предоставлялось общественному управлению. Постановлением Тюменской городской управы от 2 января 1873 г. распределялись обязанности между ее членами: городской голова был в целом ответственен за деятельность городского управления, координировал и контролировал управленческий процесс; на его заместителя возлагалась казначейская часть; третий член управы курировал санитарную и противопожарную части; четвертый заведовал городскими зданиями и сооружениями и пятый – строительными и ремонтными работами.

Постоянной проблемой, занимавшей тюменскую городскую власть, являлось плохое состояние улиц, мостов, тротуаров и площадей как составных частей инфраструктуры. Еще в 1857 г. окружной исправник докладывал Тобольскому губернатору: "Тюмень имеет грунт земли весьма слабый и черноземный, по сему в вешнее, а паче осеннее время по улицам делаются величайшие грязи, так что сами жители едва могут проходить, но даже случается и то, что на запряженных во что бы ни было лошадях с большим трудом проезжают… мещанин Березников, проезжая днем на запряженной в телегу лошади мимо Гостиного двора, утопил оную лошадь в грязи, так что не было возможности освободить ее от сего, которая в то же время и на том же месте издохла". Один из современников писал так: "Сам по себе город вообще грязный и неряшливый, улицы немощеные, изрытые ямами, и не в диковинку встретить дом, пред которым расстилается громаднейшая лужа…".

В 1860-е гг. в городе не было ни одной целиком вымощенной улицы. Понимая всю остроту этого вопроса, управа разработала план мероприятий, предполагавший к мощению гранитным камнем 50 499 кв. сажень городской земли (примерно 108 кв. км.). Постановлениями думы от 21 января 1893 г. и 20 января 1894 г. была создана специальная комиссия для наблюдения за работами, подробно определены направления и улицы, подлежавшие мощению 105. Помимо этого, депутаты 7 июня 1890 г. приняли обязательное постановление "О содержании в чистоте и исправности улиц и тротуаров", предписывавшее жителям "летом счищать тротуары от грязи, а зимой от льда". Выделялись средства на содержание общественных садов и бульваров.

Другой "головной болью" городского самоуправления были ежегодные затопления домов обывателей, расположенных вблизи рек. В Тюмени ежегодно подтоплялась заречная часть города. В этой области предпринимались различные меры: укреплялась платина, разрывались дополнительные каналы для схода воды, действовал специальный комитет помощи пострадавшим. 27 апреля 1914 г. местная дума решила усилить освещение этой местности, устроить защитные от наводнения валы, земляные заграждения, предоставить беднейшим жителям бесплатные городские помещения для временного проживания, взять кредит на эти нужды.

В 1870-1890-е гг. тюменские городские власти много внимания уделяли урегулированию вопросов, связанных с железнодорожным строительством. Так, Тюменская городская дума активно участвовала в проведении железной дороги "Екатеринбург – Тюмень": отведение участка городской земли для проектирования пассажирской станции и железнодорожной пристани, технические условия строительства и пр. Транссибирская магистраль, открывшая движение 6 декабря 1885 г., оказала значительное влияние на социально-экономическую жизнь города и региона. По договору, заключенному городским головой с начальником Уральской железной дороги 5 марта 1892 г. устанавливался "полукопеечный" сбор с пуда грузов, проходивших между станциями "Тюмень" и "Тура". Новый налог давал городу немалые дополнительные средства, направлявшиеся на ускорение в количественном и качественном отношении городской инфраструктуры.

Тюменский голова А.И. Текутьев приложил много усилий для проведения железной дороги от Тюмени на Ялуторовск – Ишим – Тюкалинск – Омск. В 1909 г. началось строительство ветки "Тюмень-Омск". 8 мая 1912 г. в Ялуторовск пришел первый поезд. Железнодорожная магистраль дала новый импульс социально-экономическому развитию городов, расположенных вдоль дороги, связав города надежным сообщением с промышленными центрами страны.

Тюменская городская управа держала на балансе обширный спектр различных сооружений и предприятий. По каждому объекту инфраструктуры представлялся отчет (Документ). В канцелярии управы велся подробный перечень городской недвижимой и движимой собственности с указанием ее стоимости. Возведение некоторых дорогостоящих объектов (мосты, пристани, канализация) сдавалось в концессию. Активно использовались подряды. Этот способ признавался более удобным для города, как в организационном плане, так и выгодным в финансовом отношении, поэтому аукционисты управ часто проводили торги на мощение и освещение улиц, на поставку сена и дров, постройку объектов или сдачу в аренду торговых лавок, скотобойни, прорубей, городской земли.

Сложным коммуникационным сооружением инфраструктуры являлся водопровод. В Тюмени первый деревянный водопровод был пущен в действие 19 июля 1864 г. В 1914 г. местные власти открыли новый городской водопровод. В начале XX в. развитие городской инфраструктуры существенно активизировалось благодаря устройству электричества. До 1917 г. город смог обзавестись муниципальной электростанцией.

А.И. Текутьев в начале XX в. передал в ведение города приобретенную им лесопилку, которая должна была удовлетворять как нужды власти по строительству общественных зданий, тротуаров, мостов и пр., так и пополнять доходную часть бюджета от исполнения частных заказов. К примеру, ее прибыль в 1910 г. составила 42 004 руб. или 14,6% всех доходов города.

В 1906 г. тюменские власти открыли утилизационный завод, перерабатывавший отходы от бойни скота в мясную муку, сухари, сало и пр. На завод поступали забракованные тушки и рога, за исключением сибиреязвенных.

В конце XIX в. активное развитие получили и новые средства связи (коммуникационная инфраструктура). Так, телеграфное сообщение в городах Тобольской губернии появилось еще в 1860-е гг. Тюменская телефонная станция-коммутатор на 50 номеров начала работать в 1894 г. В числе первых ее абонентов были управа, скотобойня, пожарная часть, полицейское управление и городская больница. В собрании местной думы 23 декабря 1893 г. гласные признали устройство "полезным" и решили ускорить проведение сети для чего "управе войти в соответствующее сношение с начальником тюменской почтово-телеграфной конторы". Плата за пользование телефонной линией вносилась в уездное казначейство в размере 75 руб. в год. Причем правительственным, губернским и городским учреждениям установка телефонной сети и аппаратов производилась за счет средств местного бюджета.

Постепенно тюменские городские власти обзаводись некоторыми объектами индустрии: кишечные заведения, лесопильные и утилизационные заводы, скотобойни, электрические станции и др. В городе сложилась достаточно разветвленная сеть объектов социально-культурной и торговой инфраструктуры.

Отчет о деятельности Тюменского Городского Общественного Управления и состоянии подведомственных ему частей за 1892 г.*

1. По Тюменской Городской Думе

К 1 января 1892 года оставалось не разрешенных Думой вопросов по разным предметам - 40. В течение отчетного года вновь поступило на разрешение ея 172, итого 212. Из этого числа в 24 заседаниях Городской думой разрешено - 160; и затем к 1 января 1893 года осталось 52 не разрешенных вопроса.

По Городской Управе

В продолжение 1892 года поставлено отдельных журналов 276 и коллегиальных резолюций по разным делам 381. Записано бумаг: по входящим регистрам - 2778 и по исходящим - 3381. Пожарный обоз содержался в должной исправности.

По благоустройству города в отчетном году, кроме постоянного обязательного исправления мостов, взвозов, вообще путей сообщения и необходимого ремонта общественных зданий, разрешен Правительством полукопеечный сбор с товарных грузов провозимых по ветке железной дороги между станциями "Тюмень" и "Тура" на устройство подъездных в городе путей, которого до 1 января 1893 г. поступило 40807 р. 29 к. Из них внесено в Тюменский Общественный Банк до востребования 33334 руб. и на 1-е января 1893 г. состояло в кассе наличных 7473 р. 29 коп. В течение отчетного года разрешено постройке, по планам, частным владельцам: новых каменных зданий 5, деревянных 52, капитальных ремонтировок и перестроек существующих зданий 12 и малозначительных исправлений 4.

2. По Тюменскому Общественному Банку

Кассовое движение: к 1 января 1892 года оставалось в наличности 56918 руб. 18 % коп. В течение 1892 г. поступило 810908 руб. 41 коп; итого 867826 руб. 59 % коп. В 1892 году выдано 730938 руб. 16 коп. Затем к 1 января 1893 года осталось 136888 руб. 43 % коп. В 1892 году по всем операциям получено Банком прибылей... итого 47828 руб. 63 коп. Из этих прибылей покрыто расходов по содержанию Банка и 3-х временных отделений в ярмарках Ирбитской, Крестовской, и Ишимской 4782 р. 54 коп; на торговые документы по 1-й гильдии 1494 р. 80 к., дополнительные 3% сбор с прибылей 431 р. 67 к., операционные расходы 649 р. 47 к., вексельные взыскания 634 р. 90 к., корреспонденцию: почтовую и телеграфную 187 р. 35 к., уплату комиссии 223 р. 33 к., жалованье ревизионной комиссии и архитектору 285 р., уценку движимого имущества 55 р. 46 к., отчислено % на вклады за 1892 г. 24850 р. 36 коп., на погашение протестованных векселей 3200 руб., возврат % по ссудам 18 р. 80 к., убытков от продажи имений 270 р. 29 к., итого 37083 руб. 97 коп. Остальная чистая прибыль распределена следующим образом: на усиление основного капитала 6000 руб.; запасного – 1000 руб.; Сиропитательному заведению – 2000 руб. и городу – 1744 р. 66 коп. Наличности кладовой Банка членами Городской Управы, совместно с таковыми же Правления Банка, производились ежемесячные освидетельствования.

3. По Городской больнице

В течение 1892 года находившимися на излечении проведено 9102 суток; умерших было 34 человека. На продовольствие и лечение больных, а также на покупку разных вещей, считая жалованье служащим и медицинскому персоналу и проч. городом в отчетному году израсходовано 5849 руб. 76 коп., на погребение означенного числа умерших в больнице употреблено 97 р. 24 коп.

Таким образом, содержание и лечение одного больного стоило в день 65 коп., а погребение одного умершего - 2 руб. 86 копеек. Хозяйственною и распорядительною частью по больнице заведовала Городская Управа чрез особого Смотрителя и наблюдение за исправным содержанием Больницы, а также за порядком в ней, было возложено Управою на одного из членов ее. Контроль же за всем этим принадлежал Городскому Голове. Медицинский персонал при больнице состоял из городского Врача и двух фельдшеров. По дифтеритному отделению заведовал тот же городской Врач, без особой за это от города платы. При том отделении находились: отдельный фельдшер, служителя и служанка. На содержание сказанного отделения и дезинфекции в отчетном году израсходовано из городских средств 472 руб. 60 коп.

Не зависимо сего по врачебно-санитарной части Городское Общественное Управление поставлено было в необходимость для борьбы с существующей летом 1892 года холерной эпидемией устроить и содержать со всею прислугою и врачебным персоналом 4 холерных барака в различных местностях города для гражданских больных, и один такой же устроенный специально для воинских чинов, был сдан в распоряжение Воинского Начальства, а также открылись и содержались два особых холерных кладбищах. На все эти мероприятия, приобретение медикаментов, разных материалов, жалование служащих, наем рабочих, содержание лошадей, экипажей и проч. Затрачено из городских средств 12745 руб. 07 к. В борьбе с эпидемией участвовали только одни почти местные врачебные силы и многие из специалистов медиков, случайно прибывавших в город… и главным образом совершенно безвозмездно...

4. По Тюменской Общественной богадельне

В отчетном году призревалось в Богадельне 25 человек, из коих мужчин 12 человек и женщин 13; на призрение их употреблено из городских сумм 1159 руб. 96 коп. Таким образом, содержание каждого из них обошлось в год 46 руб. 39 % коп. Хозяйственною и распорядительною частью этого заведения заведовала Городская Управа, чрез особого Смотрителя и наблюдение за порядком в Богадельне было возложено на того же Члена Управы, в ведении которого и состояла городская больница.

5. По Владимирскому Сиропитательному ремесленному заведению

В 1892 году призревалось в этом заведении детей-сирот 67 человек; из них мальчиков 34 и девочек 33 человека, на содержание которых и вообще по заведению из средств его израсходовано 6115 руб. 08 коп. Таким образом, призрение одного воспитанника стоило в год 91 руб. 26 коп. Капитал, принадлежащий заведению в отчетном году простирался до 47269 руб. 25 коп., который в конце года заключался в процентных бумагах на 41061 руб. 75 коп. и наличных деньгах 92 р. 42 коп. Хозяйственною и распорядительною частью по заведению в 1892 году заведовал Комитет, состоящий из председателя Городского Головы из б членов. Воспитанники заведения обучались грамоте и ремеслам, а именно: мальчики сапожному, а девочки разным рукоделиям, как то вышивкою парусами, вязаньем филе и шитьем белья...

При заведении постоянно состояли следующие лица: священник церкви заведения (он же и законоучитель), псаломщик, учительница, учитель нения, смотритель (он же эконом), надзирательница, письмоводитель, учитель сапожного мастерства, 2 няни, коридорный, дворовый, два караульных, две кухарки и одна прачка. В течение отчетного года поступило от благотворителей пожертвований материалами и вещами на 338 руб. 48 коп. и съестными припасами на 317 руб. 27 коп.

При заведении имеется церковь, в которой Богослужения отправлялись в Воскресение и Праздничные дни, с участием в пении детей под руководством регента. Попечение за воспитанием детей и наблюдение за содержанием их, а также обучением грамоте, ремеслам и рукоделию лежало на обязанности Председателя и Членов Комитета, которыми заведение, с означенною целью, посещалось частовременно.

В продолжение отчетного 1892 года никаких улучшений по заведению делаемо не было. Сказанное заведение в отчетном году содержалось на % получаемые на капитал, принадлежащий заведению и на пожертвования благотворителей как выше в статье о средствах заведения объяснено.

6. По Александровскому родильному дому

В течение 1892 года поступило в заведение всего 48 женщин, младенцев родилось всего 43, из них 36 живых отданы материям при выходе из заведения. В амбулаторном отделении приходящих больных женщин было 160, которыми сделано 301 посещение. На содержание заведения вообще употреблено в отчетный период 2223 руб. 98 к., источниками для чего служили 100 руб. из городских средств, плата с приходивших в оное больных по 20 коп. за совет, проценты с капиталов заведения и пожертвования роженицами и приходящими больными. Существование заведения обеспечивается принадлежащим ему капиталом: а) 30 т.

руб. пожертвованными основателем заведения купцом Войновым в неприкосновенный капитал на вечное время, внесенным вкладом в Государственный Банк под билет Екатеринбургской конторы оного 16 марта 1889 г. за № 1435; б) в 2356 руб. оставшихся из % означенного выше капитала и в свою очередь внесенного бессрочным вкладом в Тюменский Общественный Банк под билет оного от 17 апреля 1891 г. за № 49 и в) в 2000 руб. также оставшиеся из % и различных пожертвований внесенные бессрочным вкладом в тот же Банк под билет 17 апреля 1891 года № 50.

Непосредственное Управление родильным домом по всем частям возлагается на врача, избираемого Городскою думою и заведывается Попечительным Советом, состоящим из Попечительницы и 4 членов, избираемых Городскою думою, а также Врача, заведывающего родильным домом...

В заключение настоящего очерка хотя и следовало бы привести подробный отчет о деятельности Общественного Управления по обеспечению продовольствием жителей города Тюмени в 1891 году, но по сообщению Г. Председателя особого по сему предмету Комитета действие его до сих пор не прекращены, за неполучением окончательного расчета за проданный остаток хлеба в количестве 136 пудов и порожние мешки, посему Комитетом подробного отчета еще не доставлено.

Александр Храмцов

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен