• 19 апреля 202419.04.2024пятница
  • USD94,0922
    EUR100,5316
  • В Тюмени 5..7 С 0 м/с ветер северо-западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Веселый Бетховен и волшебная "Шехеразада": военный дирижер и симфонический оркестр удивят тюменцев

Общество, 09:36 16 апреля 2021

Дуэт заслуженного артиста и деятеля искусств РФ, военного дирижера Алексея Карабанова и музыкантов Тюменского филармонического оркестра будет удивлять зрителей "веселой" симфонией № 1 Бетховена и погружать в атмосферу восточной сказки "Шехеразада" Римского-Корсакова 17 апреля.

Тюменцы впервые увидят любимый оркестр под управлением капитана I ранга, художественного руководителя и главного дирижера Центрального концертного образцового оркестра ВМФ. Московский маэстро рассказал корреспонденту информагентства, что к репетициям они приступили с 14 апреля.

"Оркестр оставил очень приятное впечатление, понравилось отношение, прекрасный уровень исполнителей. Коллектив отзывчивый, быстро реагирует, все музыканты отлично звучат. В общем, это значительно превзошло мои ожидания, я слышал, что в Тюмени хороший оркестр, но он оказался очень хорошим", - признался Алексей Карабанов.

Как человек с серьезным опытом работы в качестве приглашенного дирижера он поделился секретом того, как в короткие сроки можно наладить контакт и сработаться с коллективом.

"Надо хорошо знать материал. Иногда бывает очень мало репетиций перед выступлением, здесь, к счастью, у нас достаточно времени, чтобы подготовиться и отработать все детали. А когда мало времени - нужна максимальная концентрация, чтобы за одну репетицию пройти всю программу и дальше выйти на концерт. Во всяком деле нужно хорошее знание материала - тогда все получится", - уверен Алексей Карабанов.

Он поподробнее рассказал о выборе произведений для программы в Тюменской филармонии. Концепция выступления такова, что концерт получится очень позитивным, начнется с веселых шуток Бетховена, а закончится победой любви над злом.

"Будем удивлять тюменцев "веселым" Бетховеном. И у профессионалов, и у любителей сложилось устойчивое впечатление, что он - глыба, скала, памятник. Но Бетховен был, особенно в молодости, очень веселым и остроумным, подвижным человеком. Первая симфония была написана, когда ему было 29 лет. Она очень остроумная, веселая, полна музыкальных сюрпризов, за это ее и любят. А Николай Андреевич Римский-Корсаков со своей "Шехеразадой" - это наша, русская музыка, это море, восточные сказки, огромная палитра красоты во всех ее проявлениях. Это раздолье для солистов и оркестров, одна из любимых моих оркестровых пьес", - рассказал дирижер.

Отвечая на вопрос о том, что еще, помимо "Шехеразады", особенно дорого его сердцу, Алексей Карабанов напомнил слова народного артиста СССР Геннадия Рождественского о том, что у дирижера любимое произведение - то, которое он дирижирует в данную секунду.

"Так и есть. Когда обращаешься к какому-то произведению, у тебя к нему есть определенная эмпатия, ты в него влюбляешься и в этот момент оно самое лучшее. Конечно, у меня есть любимые авторы и произведения, но их довольно много, практически вся мировая сокровищница музыки - она любима", - заметил художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра ВМФ.

А вот с определением самого сложного произведения все оказалось конкретнее - это "Весна священная" Игоря Стравинского. По сравнению с этой пьесой все остальные оркестру покажутся отдыхом, шутит Алексей Карабанов.

"Уже прошло более 100 лет со дня написания, но "Весна священная" остается современной и виртуозной. Тот ритм, который придумал Стравинский, опередил направление на многие десятилетия, вся музыка XX века вытекает из ритма Стравинского", - считает дирижер.

Комментируя, что в профессии кажется самым вдохновляющим и что столько лет держит на выбранном профессиональном пути, маэстро назвал ежедневную учебу.

"Профессия музыканта удивительна тем, что приходится все время учиться. Все время ты учишь новые пьесы, новые партитуры, открываешь для себя то, что где-то слышал раньше, но подробно не знал. И эту работу, когда даже в старых и хорошо знакомых произведениях находишь новое, можно сравнить с хорошими картинами. Ты разглядываешь их в который раз и понимаешь, что какую-то деталь раньше не замечал. В музыке много таких деталей", - заверил Алексей Карабанов.

Играть одно и то же год от года совершенно не скучно - потому что это не одно и то же, каждый раз у музыканта - новые переживания, новые открытия. На репетиции с тюменским оркестром не обошлось без этого, тоже открылись новые моменты, хотя все ноты давно знакомы. Именно в таких маленьких деталях вся прелесть работы дирижера, считает маэстро.

Впечатлениями от сотрудничества с приглашенным дирижером поделился концертмейстер группы кларнетов Тюменского филармонического оркестра Данила Янковский. Он пояснил, что 14 апреля состоялось знакомство дирижера с коллективом, а к активным репетициям приступили с 15 апреля.

"Какие-то вещи, которые нашему оркестру очень нужны, то, что можно улучшить, он хорошо подобрал. Очень высокого уровня дирижер с большим профессиональным багажом! У него замечательные руки: все показывает, все нюансы и движения, очень понятно и доступно объясняет. Это большой подарок для нас - работать с таким дирижером", - подчеркнул Данила Янковский.

Тюменцы однозначно будут впечатлены, уверен музыкант, таким мастером невозможно не впечатлиться. Он привел в пример то, как именно во время репетиции четвертой части "Шехеразады" дирижировал Алексей Карабанов. "Насколько он передает энергию кульминации, в руках, в лице, его эмоции - просто до мурашек. Ты отдаешься в процессе полностью и веришь ему, это замечательное чувство, когда есть энергетический контакт у дирижера и музыканта. А у него очень хорошее чувство каждого исполнителя. Алексей Алексеевич сам кларнетист, он хорошо знает систему симфонического оркестра, как это работает", - заметил Янковский.

Он также отметил, что скучной профессию музыканта точно не назовешь: произведения звучат по-разному не то что год от года, вчера композиция звучала одним образом, а сегодня уже иначе. Музыка в исполнении оркестра живая, ее нельзя выучить по шаблону, зафиксировать и передать. От того, какие эмоции у дирижера, какой у него пульс в момент работы, будет зависеть темп исполнения, все будет по-другому.

Начало концерта - 17 апреля в 19 часов. Билеты можно приобрести на сайте филармонии.

Дарья Казакова

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен