Ишимский культуролог рассказал, почему языческую Масленицу отмечают до сих пор
Традиция праздновать Масленицу укрепилась в народе, потому что адаптировала языческие представления и привязалась к православным календарным циклам. Масленица широка, весела и разгульна по своей природе, но предшествует самому длинному и строгому Великому посту.
Об этом корреспонденту информагентства "Тюменская линия" рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии Ишимского пединститута им. Петра Ершова Григорий Сильченко.
"В современном мире мы живем не в рамках чисто христианства, а в рамках христианско-языческого дуализма. Мы верим или не верим в приметы, которые не поддерживает церковь, празднуем новый год, который в большей степени рассматривается как языческий праздник, гадаем на святки и отмечаем Масленицу", - отметил культуролог.
Христианская культура адаптировала и включила в себя многие ритуалы и праздники, добавил он, в том числе любимую в народе Масленицу. Все культурное пространство на Руси связано с крестьянством, а крестьянин без весны невозможен, вся его жизнь связана с землей, с полевыми работами и урожаем. Масленица – праздник, который открывает весенний сельскохозяйственный цикл.
По мнению заведующей домом национальных культур и ремесел Ишима Оксаны Тагильцевой, Масленицу любят в народе до сих пор потому что она ставит точку в надоевшей всем зиме. После нее, как правило, приходит тепло.
"Люди устают от зимы и морозов, поэтому с удовольствием участвуют в проводах русской зимы. Народные гулянья любимы и собирают максимальное количество участников. Кроме того, – это прекрасная возможность посмотреть на редкий в современной жизни живой огонь при сжигании чучела Масленицы", - сказала она.
В современном мире масленичные забавы и развлечения стали более безопасны, но так же разнообразны, как и 100, и 200 лет назад. Особой популярностью пользуется ледяной столб с подарками, заметила эксперт, бой подушками и перетягивание каната.
Инна Кондрашкина