Рубрика: Экономика

Молодым специалистам помогут виртуальные модели нефтегазовых компаний

Повышением качества подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли всерьез озабочена Российская ассоциация "Нефтегазовая информационно-образовательная корпорация" (РА "НИК"). О компетенциях выпускников нефтегазовых вузов, способах улучшения их соответствия требованиям компаний-заказчиков рассказал руководитель Высшего горного совета России, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников, глава комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник. Он одобрил проект РА "НИК", по его мнению, все только выиграют, если "Нефтегазовую информационно-образовательную корпорацию" поддержат профильные компании, тогда состоится самый настоящий диалог между вузами, студентами и работодателями.

- Юрий Константинович, нынешние выпускники технических вузов менее подготовлены к реальному производству, чем выпускники вашего времени? В чем они отстают, а в чем, быть может, опережают?

Но производство становится более технологичным и сложным. Время на обучение готового технолога увеличивается. Надо более системно готовить практики на производстве (с четким пониманием, что нужно усвоить), периодически проводить стажировки преподавателей вузов на производстве. Производство требует еще больше навыков и знаний, поэтому адаптация к работе требуется как и прежде. От современного специалиста требуется больше знаний в экономической сфере ("умение считать затраты и управлять ими"), а также управленческие навыки (управление людьми, навыки презентаций, переговоров и т. д.) и лидерские качества. Дополнительно можно также отметить различие в мотивации выпускников: если раньше молодые люди стремились стать лучшим в профессии, то сейчас их в первую очередь интересует заработная плата и карьерный рост.

- Приходится ли Вам работать с нынешними выпускниками? Существует ли наставничество, которое было развито в советское время? Кто помогает вчерашнему студенту адаптироваться на производстве? Или каждый сам за себя?

- Обсуждаются ли проблемы отношений выпускник вуза - работодатель в Союзе нефтегазопромышленников? Меняется ли отношение работодателей к выпускникам с течением времени?

- Каким видится дальнейшее сотрудничество вузов, новоиспеченных специалистов, работодателей, что нужно менять, что делается в этом направлении?

Перспектива, на мой взгляд, - в научно-техническом сотрудничестве, в выполнении договорных работ в интересах компаний. Нужна системная работа в рамках производственных практик, в обязательном порядке с обратной связью и круглым столом (вуз, предприятие). Есть прямая заинтересованность предприятий в обучении специалистов по новым техническим направлениям, но от вузов мы это часто получить не можем, ликбез на уровне вузовской программы не нужен.

- Хватает ли нынешнему будущему инженеру практики? Не всякий производственник готов взять молодежь даже на короткий срок.

- Как Вы относитесь к теме возвращения к системе обязательного распределения, когда нужно отрабатывать на производстве полученные (бесплатно!) знания за определенный срок. Возможно ли это сейчас? И целесообразно ли в условиях почти полностью платного высшего образования?

- Где проходила Ваша первая практика?

На предприятиях, а я работал в НГДУ "Нижневартовскнефть", большое внимание уделялось молодым инженерам и техникам. Активно действовали советы молодых специалистов, причем зачастую они решали реальные производственные задачи и проблемы.

В 1976 году я впервые выступал на ежегодной конференции молодых специалистов Главтюменнефтегаза. Надо сказать, что эти конференции были хорошей школой для молодых инженеров. Была в Главтюменнефтегазе особая атмосфера отношения к молодым специалистам. Было видно огромное желание руководителей предприятия в максимально короткие сроки подготовить специалиста, "обкатать" его в деле. Был огромный кадровый голод.

Хорошо помню, как после конференции нас принимал в своем кабинете сам Виктор Муравленко. Надо учиться у таких людей отношению к молодым специалистам. Он беседовал с председателями советов молодых специалистов всех НГДУ часа полтора-два. Рассказывал о программе работ, о подходах Главтюменнефтегаза к решению тех или иных задач. Было видно, что делает это он не по обязанности, а действительно хочет, чтобы мы прониклись значимостью и масштабностью проекта. Одной такой беседы достаточно для молодого человека, чтобы понять и впитать проблематику, и со своего рабочего места на месторождении осознать свою конкретную роль и задачу. Считаю, что эти ежегодные конференции, встречи с руководителями Главтюменнефтегаза, всяческое поощрение деятельности молодого специалиста на местах, конференции и семинары на уровне НГДУ - все это давало очень много для становления инженера и руководителя.

- Насколько заинтересованы компании-работодатели быть вовлеченными в процесс обучения будущего специалиста?

- Будут ли востребованы современные технологии для организации более раннего знакомства выпускников и работодателей, например, таких как создание виртуальных моделей нефтегазовых компаний, включения в них виртуальных обучающих программ, видеороликов и т. д.?

- Вопрос не совсем по теме, но он давно напрашивается в рамках Вашей работы с ТюмГНГУ: Есть зарубежный опыт, когда бывшие выпускники создают определенный несгораемый денежный фонд своего бывшего вуза. И на его средства поддерживают способных студентов, перспективные программы самого вуза, помогают преподавателям и т. д. Появится ли подобный совет попечителей в нефтегазовом вузе Тюмени?

Российская ассоциация "Нефтегазовая информационно-образовательная корпорация" благодарит председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника за беседу и поддержку.

Есен Абилькенов