Текстовая версия программы "Прямая линия с губернатором"
Тюмень. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в ходе прямой линии ответил на вопросы жителей региона. Видео- и радиотрансляция передачи, а также twitter-трансляция прошла на сайте агентства "Тюменская линия". Представляем текстовую версию программы.
Роман Явныч, ведущий программы: К началу нашего эфира поступило около 640 вопросов. Давайте выберем ключевые "болевые точки". Первый вопрос - зарплата работников бюджетной сферы, в том числе и педагогов, его задала Татьяна. Цитирую: "Я - педагог, скоро будет 10 лет, как я работаю в школе, мне и моим коллегам довольно часто приходится слышать, что средняя зарплата в области составляет 22 тыс. рублей, скоро обещают довести до 26 тыс. И мы всегда недоумеваем: откуда чиновники берут такие цифры? Моя заработная плата составляет 15 тыс., у моих коллег такая же. Все время твердят о повышении зарплаты, но мы на себе этого не ощущаем. В связи с этим вопрос: знаете ли Вы об этой ситуации, и есть ли надежда, что наша зарплата станет действительно выше и как-то подтянется к цифре, о которой говорят".
Владимир Якушев, губернатор Тюменской области: Давайте все-таки начнем наше общение с 600 вопросов, потому что большинство наших граждан, которые задали эти вопросы, ответов на них не услышат в эфире. В прямом эфире мы ответим на небольшую часть, на все остальные мы тоже должны полноценно ответить и максимально эти вопросы решить. Уже сейчас службы в этом направлении работают, поручения по части вопросов розданы. Мы постараемся отработать по максимуму все вопросы, что пришли на эту прямую линию. Смысл такого общения - получить вот эти точечные сигналы с каждой территории, и действительно увидеть, что где-то вопрос не решается, когда мы его слишком забюрократизировали, либо вопрос не решается в силу того, что муниципалитету не хватает полномочий, чтобы с этим вопросом качественно и полноценно разобраться. А где-то есть вопросы, которые жители не заостряли, а сейчас они его обострили и поэтому этим вопросом мы будем заниматься. Поэтому я обещаю, что ни одно обращение не останется без внимания.
А теперь я хочу приступить к ответу на тот вопрос, что прозвучал. Действительно, мы уже год как мы системно занимаемся повышением зарплаты работникам бюджетной сферы, и в целом оно по нашему субъекту прошло в размере 30% по всей сфере. Я хочу сказать, что во многих регионах была дискуссия, каким категориям повышать: учителям, врачам, среднему, младшему медперсоналу... И несмотря на то, что это в финансовом выражении это вопрос достаточно непростой, если не сказать больше - сложный, потому что суммы большие, было принято решение, что повышать нужно всем без исключения, потому что достаточно длительный промежуток времени такого повышения не было. Как говорится, приходит время, когда нужно отдавать долги.
Когда мы говорим о среднем повышении на 30%, мы берем некую среднюю зарплату, когда денежные средства, которые сегодня попали в бюджетную сферу, делятся на количество работающих. Поэтому когда Татьяна смотрит какие-либо конференции либо отчеты губернатора перед премьер-министром или президентом о том как прошло повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, мы говорим о средней зарплате. Соответственно, возникает сразу предположение о том, что у кого-то эта зарплата ниже, а у кого-то ниже.
Та система оплаты труда, которая в последнее время существует в бюджетной сфере - это отраслевая система оплаты труда и подушевое финансирование муниципальных учреждений. С одной стороны мы ушли от уравниловки, когда все получали поровну по определенной ставке денежные средства и было много людей, которые говорили о том, что вот я вроде бы работаю больше, сил вкладываю больше, но получаю меньше, чем моя коллега, которая не особо то и рвется к работе. Поэтому с 2005 года в РФ введена новая система оплаты труда и подушевое финансирование наших бюджетных учреждений.
Я думаю, что сегодня нет таких людей среди руководителей, бухгалтеров предприятий, которые могли бы сказать: на нашем предприятии - идеальная система начисления оплаты труда. Но в целом та система финансирования, на которую мы перешли, более прогрессивна чем та, которая была. Но и здесь есть ряд изъянов. Я приведу конкретный пример, с которым мы столкнулись: малокомплектные школы. Денежные средства, что приходят сегодня в бюджетное учреждение, зависят от количества обучающихся. Но если это малокомплектная школа, детей мы туда подвозить не можем: она находится далеко, там обучаются 6 учеников, и в ближайшее время больше их не будет. И как бы ни старалась учительница более качественно там преподавать, проводить дополнительные уроки, увеличить свою зарплату она не сможет, так как количество учеников не растет.
Когда мы начали эти вещи анализировать, то с помощью коэффициентов начали фонд заработной платы таких школ наполнять, чтобы у этих учителей зарплата тоже подросла. Это я привел всего лишь один пример, есть еще ряд изъянов, поэтому мы в феврале приняли решение, которое касается нашей системы образования. Дополнительно выделены средства для того, чтобы уровнять заработную плату каждого учителя, чтобы она приближалась к средней зарплате в экономике.
Марина Кускова, проректор ТОГИРРО: Владимир Владимирович, как Вы относитесь к развитию профильного обучения в старших классах? И в связи с этим - насколько возможно дистанционное обучение в малокомплектных школах, находящихся в труднодоступных территориях?
Владимир Якушев: Я считаю, что сегодня в силу наших возможностей мы эту проблему решаем, и такая возможность есть. Все наши коммуникации и средства связи позволяют эти вещи делать. И мы знаем, в ряде школ нашего субъекта такие программные продукты уже работают, и они дают достаточно хороший результат. Считаю, что за этим будущее и этим надо активно пользоваться.
Юлия Бурова, call-центр: 686 вопросов уже поступило в call-центр, и вот один из них. Тюменский врач честно признается, что берет взятки, цитирую: "Хочу честно сказать, что я беру взятки, вернее чиновники называют это взятками, а я - скорее подарками и благодарностью от пациентов. Беру конфетами, коньяком, да по-всякому бывает. И вот недавно прочитал в газете, что руководитель администрации президента РФ где-то сказал: главные, мол, коррупционеры у нас в стране - врачи и учителя. Честно скажу, многих моих коллег эти слова позабавили, а меня расстроили и обидели. Получается, что я главный коррупционер. Согласны ли Вы с этим? Разве других коррупционеров у нас нет, Владимир Владимирович?"
Владимир Якушев: Когда благодарные пациенты дарят цветы и конфеты, если это делается от чистого сердца, я не думаю, что это надо квалифицировать как взятку. Конкретного выражения руководителя администрации президента, я, к сожалению, не слышал.
Я высказал свое отношение к конкретному случаю, но хочу сказать о том, что у нас существуют и иные вещи в медицинской среде. Есть конкретные действующие лица и конкретные учреждения, мы об этом знаем, в каждом случае серьезно этим занимаемся. К сожалению, иногда это выходит из рамок гражданско-правовых отношений в уголовные, когда люди, находясь в достаточно тяжелом положении, не получают необходимой медпомощи, пока кому-то не будет заплачена некая сумма. И делают это, к сожалению, люди, которые давали клятву Гиппократа, и такие случаи на сегодняшний день у нас есть и мы знаем кто это и в каких учреждениях это делается. Мы знаем случаи, когда достаточно крупные фармацевтические компании оказывают услуги врачам, чтобы осуществлять поставки без каких либо проблем. Вот это уже, в отличие от того примера, который приведен в вопросе, характеризуется совсем по-другому. Я считаю, что с человеческих позиций это совершенно неправильно, и клятву Гиппократа в этом отношении они нарушают полностью. Если человеку плохо, они обязаны ему помогать, а не думать о том, сколько он на пациенте заработать. Эти факты мы будем выжигать каленым железом, это я обещаю. Врачи у нас работают очень порядочные и профессиональные, и таких большинство. А те случаи, о которых я сказал, - единичны. Но с ними мириться мы ни в коем случае не будем и реагировать на это будем достаточно жестко.
Антон Машуков, координационный совет молодых юристов Тюменской области: Владимир Владимирович, Вам как губернатору очевидно, что политическая обстановка в стране меняется. Сегодня люди выходят на митинги не для того, чтобы попросить повышения зарплаты или пенсии, а с политическими требованиями - проведения честных выборов. Хотелось бы услышать Вашу оценку выборов, которые состоялись 4 декабря. Считаете ли Вы, что проблема массовой фальсификации существует? Если да - то нужно ли с ней бороться и каким образом? Как Вы считаете, будут ли выборы 4 марта честными?
Владимир Якушев: С концовки вопроса и начнем. На всех избирательных участках поставили веб-камеры. Сегодня все политические партии могут иметь своих представителей в избирательных комиссиях, с правом как решающего, так и совещательного голоса. 4 марта на избирательные участки прибудут наблюдатели от политических партий и от кандидатов. Я не знаю, какие еще можно дать гарантии. Тележурналист Гордон в своей передаче обращается к представителям всех партий: что еще можно придумать такого, как сделать так, сделать чтобы было хорошо. По-моему, уже сделали все, что могли: прозрачные урны, веб-камеры, независимые юристы могут принимать участие в наблюдении за выборами. Выборный процесс - это серьезная вещь, доводить его до маразма не нужно. Мы выбираем первого человека в стране. Те мероприятия, которые сегодня проводятся, - это вполне достаточный набор мер для того, чтобы 5 марта сказать: результаты выборов, которые мы получили, вполне легитимны. Это моя точка зрения, с ней можно спорить.
Сегодня выборы еще не состоялись, но во многих регионах назначены даты митингов против нечестных выборов. Изначально уже результаты выборов ставят под знак вопроса. Я бы порекомендовал всем одну вещь: оценить программы, с которыми на сегодня идут кандидаты на выборы, предыдущую работу каждого претендента на президентский пост и в зависимости от этого сделать выбор. Вот этим сейчас должны заниматься жители Тюменской области, чтобы 4 марта сделать определенный выбор.
После выборов 4 декабря все имели возможность обратиться с тем, что они не согласны с тем, как проводились выборы, были определенные замечания на каких-то избирательных участках. Я вам скажу так: ни одни выборы никогда не проходили идеально. Но все нарушения делятся на значительные или незначительные, когда результаты выборов можно признать или не признать. Если мы начинаем подводить итоги и смотрим, что нарушение, которое было на избирательном участке, не повлекло за собой отмену выборов на этом участке, не повлияло на результаты конкретно этого участка, а конкретно этот участок не повлиял на результаты в целом в регионе и России, - это малозначительное нарушение, которое всегда бывает при проведении любой избирательной кампании. А крупных нарушений, которые повлекли много вопросов к тем процентам, которые получила та или иная партия или кандидат, в нашем субъекте не зафиксировано.
Роман Явныч: Не так давно Вы поддержали идею молодых тюменцев обеспечить центр Тюмени публичным и бесплатным wi-fi. Хотелось бы узнать, какие подвижки есть в этом вопросе. Может быть, к лету в Тюмени уже появится это благо цивилизации?
Владимир Якушев: Речь шла не только о центре Тюмени, а о том, чтобы начать с областного центра и потом развивать эту тему во всех остальных муниципальных образованиях. Естественно, мы обкатаем эту идею в областном центре. Почему здесь проще делать? Потому что более развита инфраструктура, и по цене это будет гораздо дешевле, и быстрее все можно сделать. А потом, конечно, надо и на другие муниципалитеты переключаться.
Так вот, что касается этой темы - мы ее не забыли и очень активно движемся. Вы знаете, что в рамках программы "Расширяя горизонты" сегодня в Тюмени действует 46 точек с бесплатным wi-fi. Мы ведем переговоры с различными компаниями, которые предоставляют такие услуги. Цена вопроса не очень высока, я думаю, у нас есть все шансы к лету уже серьезно продвинуться в реализации этого проекта, особенно по центру Тюмени, и таких точек сделать гораздо больше. Этот проект должен быть реализован в областном центре максимум следующим летом.
Роман Явныч: Ура, что тут еще скажешь. Спасибо большое. Итак, мы вновь обращаемся в наш call-центр, куда продолжают поступать вопросы. Я вновь передаю слово моей коллеге Юлии Буровой.
Юлия Бурова: Работа у нас идет активно, вопросы поступают и по Интернету, и по телефону. На данную минуту у нас 695 вопросов. Надо сказать, что значительная их часть касается благоустройства городских окраин и создания удобной инфраструктуры в районах города. Один из вопросов задает житель тюменского района "Лесобаза": "Мы видим, как обустраивается центр города, и это хорошо. Но обижает то, что у нас практически ничего не меняется. Хотя живем мы, вроде бы, в той же Тюмени, не меняется наш двор, улица и школа, в которую ходят наши дети. Да, кому-то повезло больше, кто-то живет в центре и дети ходят в отремонтированную школу. У нас же школа старая, старый зал для занятий физкультурой, детей продувают сквозняки, ребенок дышит пылью и болеет. Ул. Республики, конечно, стала красивой, но я туда приезжаю не чаще раза в месяц. А наша основная жизнь протекает здесь, на "Лесобазе". Здесь когда-то будут улучшения? Займется ли власть окраинами?"
И еще один вопрос, касающийся тюменских окраин. Наш читатель интересуется, что будет с Гилевской рощей? Будет ли она благоустроена и станет ли настоящим парком отдыха для горожан?
Роман Явныч: Я позволю себе добавить, что вопросов о благоустройстве поступило очень много, касаются они не только "Лесобазы", но и других отдаленных районов - это и "Дом обороны", и "Маяк", и другие районы старой Тюмени. Что можно сказать по этому поводу?
Владимир Якушев: Понятно, что благоустройство любого города, как правило, всегда идет от центра к окраинам. Так уж традиционно сложилось, что мы стараемся сделать город привлекательным, максимально отрабатываем всегда так называемые "гостевые маршруты", центр города. И это обоснованно и понятно, чтобы притягивать туристов, чтобы город выглядел как можно привлекательней. Но это не говорит о том, что мы не должны сегодня думать о других районах нашего областного центра. Прозвучал вопрос по "Лесобазе". Я бы не согласился с тем, что там ничего не делается, потому что "Лесобаза" за последние годы серьезно изменилась. Вы знаете, что там построен новый микрорайон "Тура", который благоустраивается. В этом году мы планируем провести там очень серьезные работы по благоустройству. В 2011 году там открылась новая поликлиника № 13 — очень современная, комфортная и удобная для жителей Лесобазы. Осенью прошлого года было принято решение, которое летом будем осуществлять — там начнется строительство стадиона. Есть огромный участок у школы № 67, поэтому совместно с жителями, депутатом городской думы Альбиной Селезневой и главой администрации Тюмени Александром Моором было принято решение о необходимости стадиона. Как раз на этом земельном участке, принадлежащем школе № 67, в этом году будет закладываться приличный стадион, отвечающий всем требованиям. Думаю, что жители "Лесобазы" получат возможность для активных занятий спортом. И в плане благоустройства дворов, а также дорожного строительства в последнее время определенные работы были выполнены. Не скажу, что все идеально, но работы проводились.
Что касается других окраин и тех вопросов, которые звучали - это вопросы правильные, и вот тут, наверное, нужно сказать больше не о том, где какие объекты будут строиться. Есть более серьезная тема, связанная с формированием муниципального бюджета. Эта тема, наверное, более актуальна для Тюмени, потому что это самый крупный город в нашем регионе. Очень часто эта тема всплывает, и мы обсуждаем, как должен быть сформирован муниципальный бюджет. Вообще, бюджет может быть сформирован по двум принципам — отраслевому или территориальному. Что касается регионального бюджета, его сегодня удобнее, как показала практика, формировать по отраслевому принципу: ЖКХ, жилищное строительство, образование, здравоохранение и так далее. Что же касается муниципального бюджета, здесь, мне кажется, надо найти "золотую середину" между применением отраслевого и территориального принципов. Тогда проблему отрыва центра города от окраин мы сможем сгладить. При формировании определенных программ на этот год мы такие корректировки внесли для того, чтобы наши окраины не были обижены. Плюс к тому, вы знаете, в городском бюджете была отдельная программа, она так и называлась - "Окраина". Мероприятия по этой программе в 2011 году планируются серьезные. Это касается и освещения, и строительства тротуаров, и благоустройства, и строительства дорог. Очень много вопросов и в прямом эфире, и в почте касается проблемы тротуаров. В областном центре люди ходят по проезжей части — это ненормально.
Поэтому, что касается формирования бюджета, я думаю, такие поправки должны быть внесены в этот процесс. Естественно, в этом должны принимать самое активное участие и городские депутаты. Уже потом, когда они будут контролировать исполнение бюджета по территориальному принципу, это даст возможность сгладить те диспропорции, которые есть сегодня между теми учреждениями, которые находятся ближе к центру и теми, что на окраинах. Когда мы из регионального бюджета формирует трансферты в муниципальные, мы ни в коем случае не обращаем внимания на то, где находится какое-то учреждение, будь то школа, детский сад или другой социальный объект. Мы подходим по другим принципам — сколько лет сегодня этому зданию, какова там реальная обстановка. Я думаю, именно при таком подходе мы сможем больше учитывать мнение людей, которые проживают на так называемых окраинах Тюмени. Конечно, надо делать все, чтобы центр города и его окраины в плане благоустройства, дорог, социальных объектов ничем не отличались. Это мы делали и будем делать в дальнейшем.
Что касается Гилевской рощи, то сегодня в муниципалитете рождается проект. Я считаю, что он обязательно должен стать предметом публичного обсуждения, чтобы после его реализации мы не получили массу вопросов от наших горожан. После того, как проект будет готов, он должен пройти, как минимум, публичные слушания и общественную экспертизу. И чем больше людей примут в этом участие, тем лучше. Не так много сегодня таких территорий, и если мы ее загубим, потомки нам этого никогда не простят.
Роман Явныч: У нас в студии представитель сайта "Детки" Елена Кошкарова.
Елена Кошкарова: Вопрос, набравший наибольшее количество голосов, я хочу передать вам. Это обращение родителей детей-инвалидов. Они просят ввести статус матери-сиделки с установлением ряда социальных прав и гарантий, а также принять на уровне региона дополнительные меры адресной соцподдержки семей, имеющих детей-инвалидов. Второй вопрос также волнует большое количество семей в нашей области: когда начнут платить пособия ребенку, достигшему полутора лет, который не посещает детский сад. В Курганской области такое пособие платят в размере 5 тыс. рублей до предоставления ребенку места в детском саду.
Владимир Якушев: Вопрос предельно понятен и конкретен, поэтому есть такое же предложение — собраться с людьми, заинтересованными в решении вопроса, на уровне департамента социальной защиты, и обсудить тему. Если будет возможность, я тоже готов подключиться. Можно пообщаться через мой видеоблог, как мы это сделали по ряду вопросов и пришли к хорошему соглашению. Я готов такие решения принимать, но, что касается статуса матери-сиделки — там очень много нюансов, которые надо обсудить.
Что касается доплаты детям, не посещающим детские сады, я думаю, что вопрос задается вполне законно. Пока мы на сто процентов не обеспечили возможность детям от полутора лет пользоваться детскими садами, мы, наверное, должны предоставлять денежную компенсацию, это вполне логично. После того, как мы полностью этот вопрос закроем, и если мама сама примет решение находиться с ребенком дома, наверное, необходимость в такой доплате отпадет. Я готов такую инициативу поддержать.
Роман Явныч: У нас есть еще один вопрос от Михаила Мингалева, он у нас в студии.
Михаил Мингалев: Я представляю тюменскую блогосферу, и хочу озвучить вопрос, который достаточно широко обсуждается на тюменских форумах. Зачем нужен подземный переход на перекрестке ул. Республики и Максима Горького, который строится уже второй год?
Владимир Якушев: Я уже заявлял в одном из прямых эфиров, что вышел с инициативой провести в Тюмени муниципальный референдум по ряду вопросов, связанных со строительством инфраструктурных и социальных объектов. В частности, по поводу пешеходных переходов давно тянется дискуссия. Я предлагаю конкретное решение для того, чтобы закончить эту дискуссию, перед этим развернув ее еще более широко. Когда будет готовиться референдум и будут обозначены выносимые на него вопросы, согласно закону определят время для их обсуждения.
Вот Михаил представляет определенную группу людей, которые считают, что пешеходные переходы строить не надо. Есть другие люди, у которых иное мнение. Зачем нам эта конфликтная ситуация? Я вижу несколько вопросов, которые надо предлагать, чтобы по ним определились сами граждане. Как они проголосуют, такое решение и примут муниципальные власти. Мы очень давно не можем определиться с рекламой.
По рекламе давно назрел вопрос, который мы обязаны вынести на общенародный референдум, чтобы навести порядок. Спорных вопросов, достойных референдума, достаточно. Например, специалисты, отвечающие за ситуацию с пробками, говорят, что газон на ул. 50 лет Октября нужно убирать и сделать улицу огромным проспектом. Я думаю, что среди автовладельцев появятся сторонники такой идеи. Но на защиту зеленых насаждений встанут экологи и простые горожане. Как можно решить такой конфликт? Я считаю, что только на муниципальном референдуме. Решение должно учитывать мнение большинства.
Еще один спорный вопрос касается театральной площади и бывшего кинотеатра "Юбилейный". Здание совершенно не вписывается в обстановку и я считаю, что его там не должно быть. Хотя существует точка зрения, что в Тюмени не хватает культурных учреждений и это здание должно функционировать. Надо либо вкладывать деньги и восстанавливать здание, либо избавиться от него и сделать полноценную театральную площадь. Вот такие спорные вопросы должны обсуждаться обществом. И если тюменцы скажут "подземные пешеходные переходы строить не надо, мы будем соблюдать правила дорожного движения", и в случае гибели пешеходов каждый будет понимать, что это было его решение, то подземных переходов не будет.
Юлия Бурова: На данный момент у нас свыше 740 вопросов. Один из них задал житель сельской местности, цитирую: "Меня зовут Иван Прокопьевич, я всю жизнь прожил на селе. Я бывший учитель, уже не молод как и все мои соседи. Больно смотреть как молодежь уезжает из села, а те, кто остается, либо впадают в пьянство, либо бездельничают, либо плывут по течению. Я вижу, как начали помогать тем, кто пытается самостоятельно заниматься сельским хозяйством, а ведь вопрос сохранения деревни не решается только денежной помощью сельхозпредприятию, надо возрождать духовную и социальную основу. Это моя к вам просьба как пожившего уже на этом свете человека".
Владимир Якушев: Сегодня 38% населения Тюменской области - это жители сельских территорий. Сегодня агропромышленный комплекс мы рассматриваем как точку роста. Говоря о сельскохозяйственной зоне, мы должны в первую очередь говорить о развитии экономики, мы должны понимать, как развиваются крупнотоварные предприятия, личные подворья. И вы знаете, что господдержка данных направлений в нашем бюджете составляет 5 млрд ежегодно. И вы знаете, что в 2009 году, когда начался кризис, депутаты приняли решение ни в коем случае не снижать нашу господдержку агропромышленному комплексу, что и было сделано. В прошлом году, когда был огромный урожай, мы поддержали наших крестьян, выдали им дополнительные субсидии, чтобы они не продали свой товар по дешевке. Поэтому цифра в прошлом году получилась больше 5 млрд. То, что сегодня агропромышленный комплекс развивается, не видит, наверное, только слепой. Есть где-то проколы, есть ошибки, какие-то программы не получают того эффекта на который мы рассчитывали, поэтому разные районы двигаются по разным направлениям.
Но помимо экономики, естественно, речь идет о поддержке и сохранении той социальной сферы, которая есть сегодня на территории и которая оказалась в сложной ситуации в 90-е годы. По всем этим направления мы сегодня достаточно активно движемся, мы практически каждый год строим на территории нашей сельской зоны 2-3 школы, а в 2008 году было построено и сдано 5 школ. Эти школы ничем не отличаются от школ, которые строятся в областном центре. Они так же снабжены всеми необходимыми пособиями, всеми технологиями, чтобы сельская молодежь получала образование на высоком уровне. Мы активно строим детские сады, а также восстанавливаем детские сады, которые были перепрофилированы или заброшены. Активно занимаемся восстановлением домов культуры, которые были заброшены и находились в тяжелом состоянии. Активно ведется строительство дорог, проведение коммуникаций на сельской территории. Все, что возможно сегодня сделать, чтобы люди не чувствовали себя оторванными, проживая в муниципалитетах, мы делаем. Но нужно понимать, что за тот промежуток времени, когда мы начали этим заниматься, сделать все невозможно. Мы также должны понимать, что в тех сельскохозяйственных зонах, где экономика в силу тех или иных причин просто отсутствует, мы должны в первую очередь создать новый экономический субъект либо дать возможность тем людям, которые там проживают, начать зарабатывать. Когда экономика начинает нормально приживаться на той или иной территории, работают те или иные программы, появляются новые предприятия, рабочие места - вот тогда мы начинаем подтягивать социальную сферу. А двигать социальную сферу понимая что там никогда не будет экономики - это утопия, это деньги, потраченные зря, и они никогда никакого эффекта не дадут. Поэтому экономика в этом плане, конечно, первична.
Владимир Сысоев, депутат фракции ЛДПР в Тюменской облдуме: В рамках областного бюджета действительно заложены большие средства на поддержку промышленности и сельского хозяйства. Понятно, что уровень коррупции в стране напрямую влияет на приход инвесторов. Вопрос о выделении земельных участков, предложении экспертизы - это все зависит от чиновников. Как Вы думаете, насколько сегодня важна ротация, и как она будет происходить в органах власти Тюменской области муниципалитетах?
Владимир Якушев: Вопрос очень серьезный и очень глубокий. Ротация - вещь очень хорошая, и мы прекрасно знаем, что во все времена и при любом государственном строе и государственном аппарате она давала положительные плоды. Когда человек долго не засиживается на своем месте - это всегда только в плюс. В противном случае он начинает уставать, накапливается усталость у людей, которые очень долго с ним работали, и начинают возникать конфликтные ситуации. Либо всем настолько хорошо, что работать все перестают, и мы медленно погружаемся в ситуацию застоя. Поэтому ротация должна присутствовать.
Мы должны иметь системы гарантии, и тогда мы будем иметь нормальный дееспособный госаппарат. Мы сегодня не можем молодых нормальных ребят пригласить на госслужбу, они просто не идут, потому что мы не выдерживаем конкуренции в зарплате, но при этом очень жесткие требования при поступлении на государственную и муниципальную службу. Если ты учредитель каких-то акционерных обществ или имеешь эти доли, ты должен от них избавиться, должен понимать, что с того момента как поступил, будешь по-особому порядку декларироваться, все твои доходы и расходы будут жестко регламентироваться. Я лично разговаривал с молодыми людьми, которых приглашал на работу, и понимал, что вопросы на том участке, на который их приглашаю, они будут щелкать, как орешки. Но когда им были предъявлены претензии в отделе кадров, они отказались. Они не хотят этих ограничений. Они вполне могут реализоваться сегодня в бизнесе и иметь там приличную заработную плату. Эти вопросы надо решать комплексно.
Мы работаем сегодня с кадрами, стараемся перспективных молодых людей, как это делают нефтяники, газовики, страховые компании отслеживают на 2-3 курсе тех молодых людей и девушек, которые хорошо учатся, мы так же отслеживаем и приглашаем к себе на работу. Но в силу проблем, которые я назвал, мы не конкурентоспособны, и это надо признавать.
Роман Явныч: Валентина Ивановна задает вопрос: "Я слышала о том, что есть программа субсидирования жилья для работников бюджетной сферы, ее собираются расширять, на нее выделяются деньги. А вот я - не бюджетный служащий, и зарплата моя не выше зарплаты учителя и врача. Мой вопрос: появится ли подобная программа по субсидированию жилья не только для бюджетников, военных и переселенцев из ветхих домов, но и для тех, кто работает не в бюджетной сфере. Что, я хуже бюджетника?
Владимир Якушев: Я думаю, не очень корректная формулировка - кто хуже или лучше бюджетника. Когда люди определяют свое движение по жизни и перспективы, то человек принимает решение пойти учителем или врачом или работать не в бюджетной сфере, где-то в бизнесе. Люди, которые работают врачами или учителями, выполняют государственный заказ на то, чтобы они воспитывали и учили детей, и лечили всех жителей. Для того, чтобы госзаказ был качественно выполнен, мы должны платить такую зарплату, чтобы они могли решить жилищные условия, либо создать дополнительный соцпакет, что мы пытаемся сделать для того, чтобы они могли решить и жилищные проблемы.
Если привести данные последних соцопросов, сегодня по вопросам и отраслям больше всего вопросов, конечно же, в ЖКХ и здравоохранении. К образованию вопросов меньше, потому что у людей, проживающих на территории Тюменской области, удовлетворенность общим образованием - 66%, это достаточно высокий процент, и он год от года растет. То, что касается здравоохранения, там 43%. Это бюджетная сфера.
Теперь что касается программ для тех людей, которые на сегодня никуда не попали. Выход в Тюменской области выход только один - это наш жилищный фонд, в который можно пойти и на определенных условиях получить субсидию на приобретение жилья либо кредит. Это пока не так просто, к тому же эта поддержка в суммарном выражении не настолько не велика, и если собственных серьезных накоплений нет, купить квартиру очень проблематично. Но сейчас мы решили пойти по принципу "лучше меньше, да лучше": лучше пусть меньше людей получат эту помощь, но они реально купят эти квартиры. Поэтому в ближайшее время мы предложим реальные условия, чтобы воспользовавшись помощью областного жилищного фонда люди смогли приобрести квартиры.
Юлия Бурова: Хочу сказать, что у нас очень много точечных, конкретных вопросов, которые касаются ситуации с дорогами, жильем, благоустройством в п. Богандинка и Винзили, и в некоторых районах Тюмени. Все эти вопросы мы передадим вам в работу, а сейчас озвучим вопрос, который поступил от жителей Восточного и Тюменского микрорайонов. Построили новые современные дома, и люди заселились, но теперь вынуждены возить детей в детсады, школы и даже в поликлинику в другие районы города. Может, стоит начинать застройку в микрорайонах с социальных объектов?
Владимир Якушев: Да, идет активная жилищная застройка. Мы с вами знаем, что у нас активность в этом плане всегда была высока, серьезное влияние оказывают округа, потому что они много покупают здесь жилья. Те, кто работает, планируют по окончании своих трудовых взаимоотношений с нефтяными и газовыми компаниями на севере, переехать сюда на место жительства, или приобретают квартиры для своих детей, которые учатся в высших учебных заведениях. Это традиционная вещь, которая присуща Тюмени. Тут есть и положительные и отрицательные моменты. В основном - положительные, потому что это всегда стимулирует высокий спрос на строительство жилья, а это рабочие места и регулирование ценового вопроса, если эту квартиру не выкупили, она участвует на вторичном рынке. В последнее время, несмотря на кризис, строительство жилья не остановилось. Мы уже вплотную подбираемся к планке, когда будем строить 1 кв. м в год на каждого жителя, в 2011 году мы построили 1 млн 220 тыс. кв. м жилья, до 1 млн 330 тыс. (это количество жителей в Тюменской области) остается совсем ничего. По нашим оценкам, в этом году мы эту планку перепрыгнем. Что касается непосредственно заданного вопроса, мы не сможем изначально строить социальную сферу, а потом застраивать микрорайон. Социальная сфера строится только тогда, когда мы понимаем, что объект будет полностью заполнен.
Роман Явныч: А почему нельзя спрогнозировать средний возраст населения, количество молодых семей?
Владимир Якушев: Если жилье в микрорайоне строится под конкретные программы, мы понимаем,кто его купит: молодая семья, бюджетники. Но если это рынок, мы не понимаем, кто купит это жилье, какой возраст будет у этого населения. У нас очень много квартир, которые просто стоят закрытыми, потому что люди сейчас живут и работают на севере. И насколько социальная сфера в этот момент будет загружена - очень сложно предположить. Поэтому в плане прогнозов можно просчитаться.
То, что эти два мероприятия - застройку микрорайона и строительства социальной сферы - надо больше синхронизировать, четко показали наши промахи по застройки Тюменских и Восточных микрорайонов, сегодня мы в роли догоняющих, причем с серьезным отставанием. По идее мы должны были детские сады и школы сдавать в 2012 году, чтобы снять это напряжение. Мы сегодня активно двигаемся: заканчиваются проектные работы, начнем выходить на строительство детских садов и школ в этих микрорайонов, но сдача будет в 2013 году. Поэтому в том, что касается новых микрорайонов, мы должны действовать более синхронно. И если там идет активная сдача домов, население появляется, то буквально в течение года за заселением должна сдаваться социальная инфраструктура. Тогда не будет такого напряжения, которое мы сегодня получили.
Роман Явныч: То есть, единственный выход - немного опережать ситуацию?
Владимир Якушев: Естественно. Я признаю это и говорю о том, что муниципалитет не доработал, и с себя не снимаю ответственности. Что касается новых Тюменских и Восточных микрорайонов мы ситуацию подзатянули и, честно говоря, очень сильно разогрели. Задача сейчас - в максимально короткие сроки выходить на строительные площадки. С земельными участками все решено, документация начинает уже выходить, где-то на экспертизе, где-то начинаем с экспертизы получать, соответственно, впереди аукцион и выход подрядчика на строительные объекты.
Роман Явныч: Мы вновь возвращаемся в студию, Лидия Сурина у нас есть в зале? Пожалуйста, Вам слово.
Лидия Сурина, известная тюменская травница, кандидат биологических наук, почетный гражданин Тюмени: Меня тревожит вот что: сейчас по всему миру гибнут пчелы и эта беда наступает и на нас. Это касается не только продуктов пчеловодства, но и нашего сельского хозяйства. 80% растений опыляется пчелами, это значительная часть урожая. Таким образом мы можем потерять урожай всех плодовых культур, всех ягод, останутся одни злаки, останутся одни ветроопыляемые, это значит, что мы будем болеть, у нас изменится совершенно тип питания. Нам нужно срочно организовывать у нас на Севере большое количество пасек, свои заповедники, свои заказники. Мы должны как-то решить этот вопрос.
Владимир Якушев: Я так понимаю, речь идет не об увеличении производства меда, а о том, что пчелы играют очень серьезную роль в плане опыления, и здесь наше сельское хозяйство, может пострадать. Когда мой заместитель по вопросам сельского хозяйства Владимир Чейметов ко мне с этим вопросом пришел, я сначала озадачился. Но когда более глубоко в эту тему погрузился, понял, действительно, тема-то очень серьезная. Если сегодня не предпринимать каких-то серьезных мер, у нас резко упадут урожаи, поэтому тема эта понятна. Спасибо за вопрос, мы в этом направлении движемся, с учеными очень плотно работаем по разработке специальной программы в рамках развития и общей программы поддержки агропромышленного комплекса.
Роман Явныч: Николай из Тюмени пишет: "Мне довольно часто приходится бывать по делам в Москве, я всегда стараюсь найти время и заехать в магазин ИКЕА, купить что-нибудь по мелочи и на красивую мебель посмотреть. Когда года два-три назад появилась информация, что в Тюмень наконец-то приходит ИКЕА, что будет и комбинат, и гипермаркет, мы с женой искренне обрадовались. А потом говорят: "ИКЕА отказалась". Мы тогда очень расстроились. Мы слышали часто, что в области инвесторов любят и привечают, но, может быть, надо не просто банкеты для них устраивать, но и что-то конкретное делать, чтобы и ИКЕА вернулась, чтобы пришли и другие инвесторы на те развалины предприятий, которые сегодня есть и в Тюмени, и в других городах".
Владимир Якушев: Что касается привлечения инвесторов, это очень тяжелый путь, от первой встречи с потенциальным инвестором до конкретного проекта прихода его к нам на территорию иногда проходит очень много времени. Это всегда поиск компромиссов, договоренностей. Инвестор с каким-то серьезным производством, крупный налогоплательщик, для того, чтобы прийти в Тюмень, должен понимать, чем Тюмень будет отличаться от Рязани, от Москвы, от Санкт-Петербурга, от Свердловска.
У нас есть эффективный механизм работы с потенциальными инвесторами. Департамент, который занимается у нас сегодня именно продвижением новых инвестпроектов и организует работу с потенциальными инвесторами, там у нас подобрались хорошие специалисты, которые находят общий язык с теми, кто приезжает на нашу территорию и готов открывать у нас новые производства. Мы сопровождаем эти проекты от начала и до того момента, пока это производство здесь не появится. Вопросов всегда возникает очень много: это и подбор площадки, и получение разрешения на строительство, и завоз какого-то оборудования. Мы помогаем снимать очень многие проблемы, ускорить те процессы, на решение которых на другой территории могут уйти годы.
Что касается конкретного проекта - ИКЕА - у нас не было никаких разногласий, просто было принято стратегическое решение о том, что ИКЕА прекращает новые проекты продвигать в России, это случилось в самый разгар финансово-экономического кризиса. Дай бог, чтобы ИКЕА почувствовала себя получше, тогда мы вернемся к этому разговору. У нас для всех двери открыты, и, может быть, этот проект в конечном итоге все таки состоится. Мы периодически сигналы посылаем, проект ни в коем случае нельзя останавливать, но пока обратной реакции никакой не было. Инвестиционная деятельность - очень тонкая: то сигналов нет, то наоборот, вдруг неожиданно все "срастается". Так бывало несколько раз, будем надеяться на лучшее.
Юлия Бурова: Более 800 вопросов поступило уже в call-центр. Многие тюменцы высказывают претензии по поводу работы жилищно-коммунального комплекса, деятельности управляющих компания и ТСЖ. Буквально сейчас на горячую линию поступил вопрос от Яны Георгиевны Баевой из поселка Боровский: "У нас очень большая квартплата в Боровском и когда вы приезжали к нам, Владимир Владимирович, вы обещали разобраться с тарифами. Разобрались ли?".
И сразу озвучу второй вопрос этой же тематики: "Уважаемый Владимир Владимирович, я - член правления товарищества собственников жилья, хочу Вам пожаловаться на управляющую компанию по содержанию жилого фонда. Мы приняли решение, что мы будем управлять домом самостоятельно, но не можем получить документы на дом и расстаться с этой компанией. Управляющая компания не подчиняется решению общего собрания, и дело дошло до прокуратуры, но есть ощущение того, что все специально затягивается. Насколько я знаю, не у нас одних проблемы с этими управляющими компаниями, моя знакомая живет в доме, где не протяжении трех или четырех лет жильцы получают по два счета, один - от ТРИЦ, а второй - от ТСЖ. Жильцы платят кто куда, я действительно переживаю за наш дом и хочу Вам высказать свое мнение: в отношениях между жильцами, управляющими компаниями и городским департаментом по ЖКХ нужно срочно наводить порядок. Нам, жильцам, одним не справиться, хочу услышать Ваше мнение, реально ли что-то изменить здесь, или управляющие компании по-прежнему будут водить нас за нос".
Хочу сказать, что аналогичные вопросы поступают у нас от жильцов знаменитого "муравейника" на ул. Республики, с ул. Парфенова и Энергетиков. Очень много вопросов по конкретным управляющим компаниям, в частности, "Жилищный стандарт" и ТСЖ "Строитель".
Владимир Якушев: Такие вопросы в нашей повседневной деятельности часто встречаются. Они касаются некорректной работы управляющих компаний, конфликтов, которые сегодня происходят в процессе управления жилищным фондом, взаимоотношений граждан и управляющих компаний.
Здесь был очень конкретный вопрос, связанный с тем, что, собрание собственников жилья приняло решение отказаться от услуг компании. Мы с ним начнем разбираться сразу же после окончания нашей встречи.
Если говорить в целом об этой проблеме, она действительно есть. Когда жилищный кодекс был принят, многие вещи для наших граждан были в новинку, ведь всегда управлением жилфондом занимался муниципалитет, можно было снять трубку, позвонить по известному телефону и решить вопрос. А тут появилась другая структура, управляющая компания, с которой приходилось все решать в совершенно ином режиме.
В любом случае мы должны прийти к той модели, когда управлением жилищным фондом будут заниматься сами граждане. Если сегодня не нравится управляющая компания и граждане дошли до того, что сами будут управлять жилфондом, сами буду заключать необходимые договоры на предоставление жилищных услуг, сами будут это контролировать, они к этому готовы, мы им просто сейчас позволим это все осуществить. Хотя и при организации ТСЖ часто потом возникают конфликты, когда руководители товариществ не справляются со своими обязанностями, бывают случаи вплоть до мошенничества, когда деньги куда-то деваются, собранные либо на текущий ремонт, либо еще на какие-то действия.
Я прекрасно понимаю, что муниципалитеты в этих взаимоотношениях должны помогать гражданам. Нужно в каждой управе обязательно предоставить всем жителям, которые живут в зоне действия данной управы, помещение в котором они могут проводить собрания. Это поручение я сформулирую, и такие условия мы нашим гражданам создадим.
Ирина Шарова, корреспондент сайта "НашГород.ру": Как можно повлиять на застройщика ООО "Сибстрой"? В 2008 году был построен дом по ул. Боровская, но третья и четвертая очереди до сих пор не сданы. Многие из дольщиков принимали участие в программах "Молодая семья" и "Сотрудничество".
Владимир Якушев: Проблема обманутых дольщиков действительно существует. Сложности возникли в период экономического кризиса. На сегодняшний день по приговорам суда четыре руководителя компаний, не выполнивших обязательства, получили наказание от 4 до 10 лет лишения свободы. Причем до оглашения приговора эти люди были уверены в безнаказанности. По двум делам ведутся оперативные мероприятия. Я уверен, что они дойдут до судебного заседания и приговор будет суровым. При правительстве Тюменской области действует межведомственная комиссия, в рамках которой по каждому далевому дому рассматривается комплекс вопросов, ведь некоторые дома начинали строиться без наличия проектно-сметной документации и разрешительных документов. Поэтому решить проблему сложно, приходиться проходить судебные процедуры, комиссия постоянно работает с дольщиками, которые пострадали от застройщиков. К вопросу подключаются потенциальные инвесторы, которые будут достраивать это жилье. Ни один дом мы не бросим и каждый доведем до логического завершения. Хотелось бы, чтобы дольщики понимали: мы справимся с проблемой, но это будет непросто и нужно потерпеть.
Юлия Бурова: Первый вопрос поступил сразу на несколько интернет-изданий. Когда в Тюмени появится детский онкологический центр или детское отделение при имеющемся онкологическом центре? Второй вопрос: в Тюмени появится современный универсальный культурно-спортивный комплекс. Определились ли Вы с местом?
Владимир Якушев: Сегодня действует детский кабинет при онкологическом диспансере. В новом строящемся онкологическом центре планируется открытие отделения на 30 мест с современным оборудованием. Кроме того, детей отправляют на лечение по федеральным квотам в другие регионы по программе "Ключ к жизни" и в зарубежные клиники. Данный вопрос курирую лично я, поэтому, если есть какие-то вопросы, нужно зайти на сайт правительства Тюменской области и получить необходимые реквизиты.
С местом расположения спортивного центра мы определились и нашли необходимое финансирование. Сегодня идет работа над проектом. Центр расположится в районе объездной дороги недалеко от аэропорта "Плеханово". Строительство займет не менее 2,5 лет.
Роман Явныч: Прямая трансляция подходит к концу. Владимир Владимирович, поделитесь впечатлением от беседы с гражданами.
Владимир Якушев: Я уверен, это не последняя наша встреча. Вопросы от жителей региона позволяют увидеть проблемы, которые беспокоят земляков. Это серьезный повод не только для размышления, но и принятия важных решений. Я всегда готов ответить на любые вопросы и никогда не делю их на "удобные" или "неудобные".
Роман Явныч: У нас еще осталось несколько минут. Можно задать еще вопрос.
Ирина Алексеевна, преподаватель ТОГИРРО: Вопрос мой касается здания института.
Владимир Якушев: Все денежные средства на здание ТОГИРРО выделены, я лично слежу за этим. Проектно-сметная документация будет готова в течение двух месяцев. Летом начнется активная работа, здание будет обновленным и современным.
Роман Явныч: Большое спасибо, Владимир Владимирович. Благодарю зрителей за внимание, прямая линия с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым подошла к концу.
Соб. инф.