Рубрика: Общество

Ради благополучия молодоженов ханты и манси принесли в жертву оленей

Белоярский район, Ханты-Мансийский автономный округ. II этап проекта "Встреча родов Югры и Ямала" прошел на оз. Нумто, расположенном на территории Белоярского района.

Организаторы - ассоциации "Спасение Югры" и "Ямал - потомкам!", сообщает пресс-служба администрации муниципалитета.

Дело в том, что остров на оз. Нумто издавна почитаем хантами и ненцами, здесь они совершали жертвоприношения своему главному богу. Вот и сейчас этот обряд стал одним из центральных событий встречи. При этом были соблюдены все древние правила и запреты. На остров имеют право заходить лишь мужчины. Они обращаются к богу и духам, прося о защите, долгой жизни, благополучии. В жертву принесли семь оленей и, по обычаю, множество отрезов разной ткани.

"То, что сегодня проводили, касается меня очень сильно, - поделился один из участников обряда, местный житель Василий Пяк, - я привез много разной материи, и поклонялся здесь, чтобы жили моя семья, мои олени, чтоб всего было в достатке, не было болезней. Мы всегда почитаем такие обряды. И оленя приносим в жертву потому, что он для нас - все, и еда, и одежда, и транспорт".

"Мы жертвоприношение раз в году обязательно делаем, - рассказывает старожил Иван Пяк, - не все вместе, но по одной, по две семьи приезжают сюда, на озеро. И местные - лесные ненцы, и сургутские ханты, и с Ямала".

Вместе на святом озере рода Югры и Ямала не поклонялись с 1994 года. Но сейчас, когда на окружающей Нумто территории интенсивно идет промышленное освоение и коренные жители обоих регионов этим обеспокоены, они вновь обратились к богам и духам с просьбой о защите. Впрочем, в дни встречи о проблемах почти не говорилось. Вернувшиеся с обряда мужчины приняли участие в празднествах, перед деревенским клубом развернулась концертная программа с участием югорских и ямальских артистов: танцы от "Увас хурамат", звуки ямальского бубна, хантыйские мелодии.

Вторым событием, ради которого в Нумто собралось столько народа, стала свадьба. Обряд был проведен по всем правилам и канонам. Приехавшие на встречу родов гости поставили неподалеку от деревни семь чумов. В этом стойбище и проходило бракосочетание. На одном краю - чум жениха, на другом - чум невесты. Организацией обряда занимались сотрудники Казымского филиала Белоярского выставочного зала. "Получилось так, что нужно совместить и хантыйскую, и ненецкую свадьбу, - рассказывает экскурсовод Марина Кабакова, - жених Сергей принадлежит старинному ненецкому роду Пяк, а невеста Алина - из хантыйского рода. Поэтому все, что делается в чуме невесты - происходит по хантыйской традиции, а в чуме жениха соблюдают ненецкую".

У северных народов не было специальных свадебных нарядов - в этот день надевали обычное новое платье. Жених на свадьбе должен проявить себя с лучшей стороны - показать и смекалку, и силу. По обычаю, родственники с обеих сторон поборолись перед чумом, стараясь привязать кого-нибудь к нартам. Борьба, конечно, не всерьез - гости балагурили и веселились. Сергею Пяку удача улыбнулась с первой попытки. 

Для того, чтобы молодым жилось благополучно, на свадьбе совершают жертвоприношение оленя. "Для наших жителей все это очень значимо, - говорит глава Казымской территории Алсу Назырова. - Я рада, что появилась новая семья, что они хотят жить на нашей земле. Знаете, нам даже не пришлось специально искать молодоженов для проведения запланированного свадебного обряда".

Пока Сергей и Алина Пяк обручены только по традициям своих народов, но вскоре их ждет ЗАГС.

Соб. инф.