Рубрика: Общество

Тюменские ученые исследуют вечную мерзлоту в районе Бованенково на Ямале

Два отряда тюменских ученых в составе научно-исследовательской экспедиции "Ямал-Арктика 2014" исследуют состояние вечной мерзлоты в районе строительства дороги Обская-Бованенково, а также в районе озера Сохонто, в августе 2014 года.

Один отряд ученых и аспирантов Сибирского отделения Института криосферы Земли будет работать на полигоне "Васькины дачи" в 25 км от инфраструктуры Бованенковского месторождения, сообщила корреспонденту "Тюменской линии" доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник, заведующая лабораторией Елена Слагода.

"Это наиболее интересный и изучаемый уже в течение 15-20 лет объект. Для того, чтобы выявить воздействие техногенных факторов, то есть результатов освоения, надо с чем-то сравнить. Стационар "Васькины дачи" - это та площадка, где изучаются естественные изменения природной среды, ландшафтов. С результатами этих исследований сравнят территориальное изменения, которые будут происходить на территории техногенных нарушений, то есть в районе железной дороги. Мы же знаем, что любая яма, сделанная искусственно, влечет за собой некие процессы. Их интенсивность можно оценить только по сравнению с естественными условиями. Естественные условия тоже меняются в течение определенных циклов. Затухают одни процессы, активизируются другие. На площадке "Васькины дачи" в районе Бованенково, очень интенсивно проходят склоновые криогенные процессы, весьма широко распространенные в Арктике. Естественно, строительство железной дороги, сооружение насыпи спровоцировало склоновые криогенные процессы вдоль полосы отчуждения. И там это очень опасно", - рассказала Елена Слагода.

Результатом многолетних наблюдений становятся определенные рекомендации ученых. Только, к сожалению, нет механизма связи этих рекомендаций с конкретными действиями в Арктике. Вторая группа ученых в августе едет на озеро Сохонто. Это тоже центральный Ямал, но южнее Бованенково. Здесь, по словам ученого, один осложняющий техногенный объект – железная дорога, которой, конечно, сопутствуют разъезды, станции, водозаборы, и автодорога, идущая параллельно железнодорожному полотну.

"С этой территорией все обстоит гораздо сложнее, - считает Елена Слагода. - По ней нет никаких данных. На этой территории не проводилась ни геологическая, ни геокриологическая съемка, только ведомственная, в узкой полосе шириной сто метров, где проложена железная дорога. Эти данные являются коммерческой тайной. И к результатам изысканий под железную дорогу научная общественность, занимающаяся мерзлотой, доступа не имеет. Мы хотели бы там провести исследование с позиции природных изменений. Дать общую оценку ситуации".

В нынешнем сезоне в научно-исследовательской экспедиции "Ямал-Арктика 2014", по данным организаторов, участвует 15 полевых отрядов – ученые из ведущих научных институтов России, Норвегии, Бельгии. Всего около 100 человек – от студентов до докторов наук – отправятся в Ямальский, Приуральский, Тазовский, Красноселькупский и Надымский районы. Они планируют изучить динамику вечной мерзлоты, лесотундровых экосистем, исследовать состояние популяций птиц, растительного покрова, нарушенного в результате перевыпаса оленей, а также провести медико-биологические исследования коренного населения.

Борис Олейник