Оксана Величко: потребитель - наш главный инвестор
Далее в сюжете: Семьдесят лучших семей области выберут в честь юбилея региона
О том, что самое главное в производстве мяса птицы, о реконструкции и конкуренции рассказала в интервью корреспонденту "Тюменской линии" директор ОАО "Тюменский бройлер" Оксана Величко.
- Как предприятие появилось на свет и какой путь оно прошло?
- Производственный комплекс "Тюменский бройлер" основан 11 февраля 1976 года для обеспечения жителей Тюменской области качественной продукцией. В первые годы существования предприятие производило столько мяса птицы, сколько сейчас мы производим за две недели. Со временем менялись технологии, производственные мощности, предприятие росло. Теперь в год производится 29 тысяч тонн продукции, которая реализуется в Тюменской области, Югре и на Ямале.
- Насколько широк ассортимент предприятия?
- Общий ассортимент - около 250 наименований, из них 157 наименований - готовая продукция, которая прошла термическую обработку. Также представлена замороженная или охлажденная продукция из мяса птицы и готовая продукция глубокой переработки - колбасы, копчености, рулеты и прочее.
- Какова географическая структура продаж?
- Мы ведем стратегию локального сельхозпроизводителя, продукцию за пределы области практически не вывозим.
- Планируете экспортировать продукцию на рынки других регионов России?
- Для любого местного производителя свой рынок - это лучший рынок. На нашем рынке уже есть сформированный спрос, потребитель рядом, есть обратная связь, что позволяет в короткие сроки реагировать на замечания и пожелания, здесь нас все знают. У нас есть где развиваться, спрос на нашу продукцию растет. Куриный фарш как сырье мы продаем в Пермь, Уфу и другие регионы России. Не отрицаю, что мы будем экспортировать и готовую продукцию.
- Под вашим руководством разработана и внедрена программа реконструкции ОАО "Тюменский бройлер" на 2010-2016 годы. Что уже сделано, что делается и что еще предстоит сделать?
- Программа реконструкции - это большой стратегический план, который исполняется из года в год, что-то меняется и корректируется, но основная цель в том, что мы должны увеличить объемы с 29 тысяч тонн до 53 тысяч тонн готовой продукции в год, а также суметь реализовать ее. Наше присутствие на рынке Тюменской области составляет 40%, поэтому есть куда расти и двигаться. 60% рынка - это наши конкуренты, к здоровой конкуренции мы готовы. Что для этого нужно сделать? В первую очередь мы занимаемся реконструкцией производственных объектов. Меняем клеточное оборудование, модернизируем корпуса. В глобальных планах вынос площадки репродуктора на отдельную территорию. Освободившиеся производственные мощности будут служить для откорма бройлеров, за счет этого мы получим увеличение объемов производства. Также продолжаем модернизировать цех, где забивают и перерабатывают бройлеров. Эта часть технологии называется "золотая миля", потому что именно здесь формируется тот продукт, который поступает на продажу. От того, как качественно он будет сформирован, в каком ассортименте, как будут выдержаны все параметры, зависит удовлетворенность покупателей. Уделяем внимание увеличению площадей складских помещений, приобретаем новое упаковочное оборудование. Благодаря тому, что в Тюменской области активно развивается сетевой ритейл, развивается и культура торговли, возрастают требования к поставщикам. Продукция заворачивается в вакуумную упаковку - это безопасно и удобно. Программа реконструкции преследует две глобальные задачи: реконструкцию основных фондов предприятия и качественное формирование готовой продукции. Надеемся, что все наши планы сбудутся независимо от рисков, которые появились.
- Как оцениваете конкуренцию в Тюменской области?
- Конкуренция серьезная, мы ее почувствовали с 2009 года. Несмотря на то, что "Тюменский бройлер" - единственное крупное предприятие по производству мяса птицы, в наш регион продукцию везут отовсюду. Тюменский рынок очень привлекательный. Очень хорошо развиваются уральские птицефабрики. С 2006 года начала работу российская программа по развитию птицеводства, государство поддерживало инвесторов, которые приходили в этот сегмент. Это простимулировало отрасль, и наши конкуренты стали сильнее. Большой популярностью пользуются северные территории, там можно встретить продукцию с Дальнего Востока, Белоруссии. С нами конкурируют более 40 производителей. Наше главное преимущество в том, что нас знают, мы находимся ближе и благодаря этому имеем возможность доставлять охлажденное мясо.
- Можете дать оценку развитию птицеводства в России в целом?
- Птицеводство в России развивается неплохо, из всех отраслей животноводства это самое динамично развивающееся направление. В большей степени развивается бройлерное направление в птицеводстве - это 96% мяса птицы, которое производится в России. Другие виды мяса - индейка, гусь, утка - являются экзотическими. Мясное направление в птицеводстве за последние восемь лет выросло в почти в три раза. Мы вышли на импортозамещение. Раньше в России производили 1 миллион 200 тысяч тонн мяса бройлеров в год, в последние годы цифра выросла до 3,5 миллионов тонн. Однако производство яиц уменьшилось, потому что растет цена на зерно, летом цена на яйцо уменьшается. Такой разрыв возникает, когда выручка от реализации продукции меньше, чем затраты, как результат - нестабильные предприятия закрываются. Во многих регионах России объем производства яйца уменьшился, но это не относится к Тюменской области. Мы закрываем все свои потребности, 70% продукции экспортируем в Москву, Санкт-Петербург, в Центральную Россию, на Дальний Восток.
- Где вы приобретаете птицу?
- Птицу, к сожалению, покупаем за рубежом. В животноводстве ситуация складывается таким образом, что практически весь племенной материал ввозится из-за границы. Отечественную племенную науку государство не поддерживало в свое время и теперь бизнес не хочет за это платить, потому что это затратно и долгосрочно. В мире есть несколько транснациональных компаний, которые занимаются изучением генетики животных. Мы покупаем племенную птицу компании "Авиоген". Потомство этих птиц имеет генетическую программу, которая гарантирует скорость роста, потребление корма, здоровье птицы, качество мяса.
- Из-за птичьего гриппа спрос на мясо птицы падал?
- Это была всероссийская истерия, но продажи почти не падали. Реальных вспышек птичьего гриппа в России не было. Птичий грипп распространялся в азиатских странах, в странах с теплым климатом. Нас спасает зима. Вся флора, которая накапливается за лето, зимой погибает либо теряет свойства. Зато после ситуации с птичьим гриппом многие хозяйства привели свое санитарное состояние в норму.
- На что чаще всего потребители жалуются?
- Потребитель - это наш инвестор, от того, как он отреагирует на наш продукт, зависит многое. Серьезных замечаний и жалоб немного. Они в основном о том, что птица напичкана гормонами, стимуляторами, что кормят ее опасным химическим кормом. Мы объясняем, что это не так, что работает генетический аппарат. Большая часть - это благодарные покупатели, мы это ценим. Хочу отметить, что культура торговли в стране повышается, приходят сети со своими высокими требованиями, хорошим оборудованием, это стимулирует производителей расширять ассортимент, производить качественную продукцию.
- По каким законам бройлер вырастает за 40 дней, а готовится за считанные минуты?
- По законам селекции и до тонкостей продуманной технологии выращивания. Оценить продуктивные качества цыпленка можно по капли крови уже в первые сутки его жизни. Бройлер - это вершина селекционной животноводческой мысли. Если в начале 70-х годов бройлер выглядел как обычная курица, то теперь у него мощный киль и грудная мышца, широко расставленные ноги, большой окорок. Мясо получается скороспелое и молодое - забивается цыпленок, а не взрослая птица, поэтому оно нежное. Некоторые выращивают бройлеров в домашних подворьях и их, как правило, держат до трех месяцев и это уже совсем другое мясо получается.
- Как отслеживается качество продукции?
- Мы работаем по межуровневой системе качества и безопасности пищевых продуктов "ХАССП". Система сама проверяет качество, отмечены критические точки, в которых могут произойти сбои: режим температуры, влажности, время, когда продукция находится на определенных участках, смывы, наличие спецодежды у сотрудников и другое. Соблюдение этой системы гарантирует качество выпускаемой продукции. Также нас контролируют государственные органы, независимые ветеринарные врачи, которые постоянно проверяют качество выпускаемой продукции. Все замечания мы сразу исправляем.
- Вы преподаете на кафедре экологии и генетики биологического факультета Тюменского государственного университета. Что для вас быть преподавателем?
- У меня есть свои интересы. Во-первых, я таким образом узнаю много нового и полезного, когда готовлюсь к занятиям. Казалось бы, уже все знаю, давно работаю в этой отрасли. У меня есть желание делиться знаниями и опытом. Во-вторых, я присматриваю интересных и умных ребят. Несколько студентов проходят практику на предприятии. Студентам занятия нравятся, они с интересом впитывают информацию. От этого я получаю большое моральное удовлетворение.
- Как обстоит дело с кадрами на предприятии?
- Средний возраст сотрудников - 39 лет, у нас трудится 1 тысяча 400 человек. Основная часть - это рабочие специальности, работа с птицей в корпусах, работа на конвейере. Стараемся трудоустраивать местных жителей. Приходят работать дети и даже внуки. Я сама потомственный птицевод. Мой папа Александр Созонов основал Боровскую птицефабрику, мама работала там же, я росла в этой атмосфере. Теперь я понимаю, что работники из династий - самые ценные. У нас выстроена система мотивации сотрудников, очень активная общественная жизнь, проводим спортивные соревнования. Очень много работает мигрантов из Казахстана. В последнее время из Омска приезжают молодые специалисты.
- Занимаетесь ли вы благотворительностью?
- Мы активно участвуем в программе "Ключ к жизни", но занимаемся благотворительностью не как акционерное общество, а каждый сотрудник индивидуально. Каждый дает денег столько, сколько может. В 2013 году мы собрали более 200 тысяч рублей на лечение ребенка. В 2014 году собрали 237 тысяч рублей, эти деньги перечислили лечебному учреждению для лечения еще одного ребенка. У нас очень отзывчивые люди. Также помогаем ветеранам.
- Что пожелаете своим потребителям?
- Во-первых, чтобы они были здоровы и счастливы. Во-вторых, чтобы были грамотными потребителями. Легко взять красивую упаковку, но прочитайте, что там написано, что входит в состав, какой срок хранения, ориентируйтесь на местных производителей. О нас никто не позаботится, если мы о себе сами не будем заботиться. Делайте свой выбор правильно, грамотно и осознанно. Мы в этом будем только помогать, мы всегда готовы к диалогу с потребителями.
Ирина Шемякина