Абалакская икона может находиться на севере, считают исследователи
Полный электронный каталог известных ныне списков Абалакской иконы Божией Матери "Знамение" поможет проследить географию распространения этой иконы и восстановить ее оригинальный облик.
Об этом обозревателю агентства "Тюменская линия" сообщила в интервью научный сотрудник Института гуманитарных исследований ТюмГУ Алена Левченко.
Каталог, по ее словам, даст исследователям пространство, в котором могла обитать икона – от Ханты-Мансийска до Северного Казахстана и от Санкт-Петербурга до Австралии.
"Когда мы начали работу, обнаружили сначала десять списков, потом 50, и их количество постоянно увеличивалось. Были найдены списки в интернет-источниках, публикациях, книгах, но они настолько отличались друг от друга, что говорить о каком-то одном иконографическом типе нельзя. Все они являют собой многообразие сибирской иконописи", - сказала Алена Левченко.
Среди них можно проследить народную примитивную и традиционную иконы, выделить направление монастырского письма и иконопись мастерских Сергея Багишева и Иосифа Хлопотова, которые были распространены на территории Урало-Сибирского региона.
"Иконография этого типа варьируется от примитивных образцов до самых сложных. Можем проследить резьбу по эмали. Я видела целую серию таких икон. Но, тем не менее, во всех своих образцах эта икона наследует тип оранта, когда Богоматерь с поднятыми руками в жесте моления со спасом Эммануилом на груди. Характерная особенность этого типа – это стоящие святые Николай Чудотворец и Марии Египетская, которые выбраны не случайно",- пояснила Алена Левченко.
По словам научной сотрудницы, среди обнаруженных списков есть похожие между собой, которые можно объединить в группы и типилогизировать. Это говорит о многообразии иконописи и о том, что икона почиталась. "Ее изображение варьировалось. Это зависело от местных традиций, проявившихся в том или ином регионе", - сказала она.
Изображения Абалакской иконы Божией Матери приносят в церковь и направляют в комитет по культуре и туризму администрации Тобольска зачастую люди из своих частных коллекцией. Сохранившиеся списки у населения тоже представляют немалый интерес, говорят исследователи. Отметим, что за последние полгода-год они изучили около 150 списков.
На вопрос, может ли икона находиться в северных городах области, доктор исторических наук, искусствовед и профессор ТюмГУ Александр Ярков ответил, что версий множество и все они имеют право на существование. "То, что она ушла на север во время отступления белых в 1919 году, вполне возможно. Но опять же, это неокончательная версия, а одна из", - подчеркнул он.
Наталья Плотникова