В Тюмени "нарисовали" портрет нарушителя дорожного движения
Опытные водители со стажем более восьми лет чаще всего виноваты в ДТП ДТП с пострадавшими. К такому выводу студентов и преподавателей института транспорта Тюменского нефтегазового университета привели исследования по оценке психофизиологических особенностей нарушителей правил на дорогах.
Почти половина происшествий совершается по вине автомобилистов, уже имеющих более шести нарушений. Об этом рассказал к. т. н., доцент Дмитрий Захаров, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТюмГНГУ. Он выступил с докладом на первой городской конференции "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". Участие в форуме принимали глава администрации Тюмени Александр Моор, заместитель председателя Тюменской областной думы Геннадий Корепанов, начальник отдела ГИБДД УМВД России по Тюмени Александр Селюнин и другие представители органов государственной власти, местного самоуправления, дорожно-строительных организаций, автотранспортных предприятий, автошкол и образовательных учреждений.
"Исследования по оценке психофизиологического портрета нарушителя проводились при содействии ГИБДД и следственного управления УМВД России по Тюменской области. Проанализировано девяносто процентов всех ДТП с пострадавшими в Тюмени за 2011 год. Чаще всего в совершении аварий виноваты безработные мужчины в возрасте 23-35 лет", - сообщил Дмитрий Захаров. - Целесообразно изучить опыт Татарстана, где в населенных пунктах ограничили скорость до сорока километров в час. Данная мера позволила снизить травматизм пешеходов. Не стоит боятся снижения пропускной способности дороги при ограничении скорости. Проблемы транспортных заторов в городе в основном создают пересечения дорог, сужения проезжей части и уменьшение количества полос движения".
Интересна информация о том, что владельцы новых автомобилей меньше попадают в ДТП, так как берегут дорогостоящее приобретение. Гораздо больше аварий совершено на отечественных авто или машинах, возраст которых превышает 4 года. Этот факт можно объяснить отсутствием многих систем активной и пассивной безопасности, а также устаревшей конструкцией.
Доклад на тему "Актуальные вопросы научно-методического обеспечения в области организации и безопасности дорожного движения" Дмитрий Захаров готовил совместно с директором института транспорта ТюмГНГУ Владимиром Бауэром, который уверен в том, что для решения проблемы безопасности, применительно к нашему региону, целесообразно рассмотреть ряд мероприятий.
В первую очередь необходимо обеспечить безопасность пешеходов. При ограничении скорости в населенном пункте 60 км/ч и отсутствии наказания за превышение скорости до 20 км/ч фактическая скорость очень часто составляет 80 км/ч. При увеличении скорости движения с 50 до 75 км/ч риск смертельного исхода для пешехода повышается на 70%. В настоящий момент в Госдуму РФ внесено предложение по снижению предельно допустимого превышения скорости до 10 км/ч.
Владимир Бауэр: "В Австрии для злостных нарушителей ПДД существенно увеличивается стоимость страховки автомобиля, а в Германии - направляют на психиатрическую экспертизу. Законы там действуют против нерадивых водителей, которые однажды уклонившись от соблюдения правил, могут навсегда распрощаться с автомобилем". По его словам, это проблема может быть решена при изменении законодательства на федеральном уровне. И если на уровне федерации она не решается, необходимо проработать вопрос законотворческой инициативы от регионального парламента.
Целесообразно изучение опыта Москвы по передаче функций по контролю за парковками и эвакуацией транспортных средств специально созданной Московской автомобильной дорожной инспекции. Есть определенные проблемы с исполнением федерального закона №170 о техническом осмотре транспортных средств. За 8 месяцев 2014 года в РФ совершено 1 тыс. 232 ДТП из-за эксплуатации технически неисправных автомобилей. Зафиксированы многочисленные случаи продажи страховыми компаниями полисов ОСАГО без проведения обязательной процедуры диагностирования транспортных средств. На автодороги страны выезжают неисправные автомобили. Например, в августе прошлого года в Подмосковье произошла страшная авария. Неисправность тормозной системы грузового автомобиля стала причиной ДТП, в котором погибли 18 человек, пострадали более 40 пассажиров рейсового автобуса.
Важно на данном этапе реформы системы подготовки водителей максимально исключить возможность работы автошкол, которые часто не имеют необходимой материально-технической базы и систематически нарушают требования.
На состоявшейся конференции от института транспорта было внесено предложение включить в региональную и городскую программы повышения безопасности движения раздел "Научно-исследовательская работа". В вузе для этих целей имеется хорошая материально-техническая база, программа по моделированию дорожного движения, передвижная дорожная лаборатория, а также опыт выполнения научно-исследовательских работ в данной сфере.