Андрей Пантелеев: потребительский рынок региона развивается стабильно
Грань между городом и деревней в Тюменской области становится все менее явственной. Об этом заявил начальник Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев на пресс-конференции "Развитие рыночной инфраструктуры для обеспечения товарами и услугами сельского населения региона" в совместном пресс-центре информационных агентств "Интерфакс-Урал" и "Тюменская линия".
По его словам, об этом свидетельствует и ситуация на потребительском рынке, для которого последние годы были годами ровного и стабильного развития, сопровождающиеся уверенным ростом оборотов торговли, общественного питания, объемов бытовых услуг, в том числе и в сельской местности.
"Оборот розничной торговли за период 2013 год - первая половина 2014 года в торговле составил около 80 миллиардов рублей. И более 85 процентов розничного товарооборота приходится на города, и лишь 15 процентов - на сельские муниципальные образования. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в сельских муниципальных образованиях области в 2,6 раза ниже среднеобластного показателя", - сообщил Андрей Пантелеев.
Но такой дисбаланс, по его мнению, в большей степени объясняется тем, что покупательская способность жителей села гораздо ниже, чем в городе. Если же посмотреть на структуру объектов розничной торговли, то картина обнадеживающе меняется. В Тюменской области работает 9 тыс. 281 магазин, рынок или ларек. Из них 3 тыс. 889 расположены в сельской местности, или 42% от общего числа.
"Структура начинает меняться, и это очень важно. Структура есть, значит, большинство товаров населению села доступно", - подчеркнул Андрей Пантелеев.
Многообразие различных форматов розничной торговли тоже способствует развитию комфортной среды для сельских жителей. В последние годы на селе активно развиваются федеральные и региональные торговые сети – "Магнит" имеет 24 магазина в 17 районах, "Монетка" - 13 магазинов в 10 районах. Большую популярность получили фирменные магазины или отделы товаропроизводителей регина - ЗАО "Ясень", ОАО "Ялуторовский мясокомбинат", ОАО "Тюменский бройлер", ЗАО "Пышминская Птицефабрика", ООО "Исеть-Молоко". В селе развиты магазины шаговой доступности, а где нет объектов розничной торговли, население покупает товары первой необходимости в автолавках, которые по графику приезжают в труднодоступные деревни и поселки.
С 2006 года в областном бюджете предусмотрены целевые субвенции на возмещение расходов организациям и индивидуальным предпринимателям по доставке товаров первой необходимости и оказанию социально значимых видов бытовых услуг в труднодоступных населенных пунктах. 49% от всей этой суммы субвенций получила потребительская кооперация, которая сохранила сеть магазинов в самых отдаленных уголках и выполняет социальную задачу по обеспечению их товарами первой необходимости.
"Более того, за это время был закуплен 31 автомобиль, четыре снегохода и пять лодочных моторов, потому что есть такие поселения, куда без этих средств передвижения просто не добраться. В 2013 году было доставлено более пяти тысяч тонн товаров в 358 труднодоступных населенных пунктов", - сообщил Андрей Пантелеев.
Похожая ситуация, по его словам, складывается и в сфере общественного питания, и в области бытовых услуг.
Борис Олейник