Сибирские старообрядцы - продолжатели традиций Кирилла и Мефодия
Далее в сюжете: Ценителей литературы приглашают на обновленный тюменский фестиваль
Старообрядческие рукописные и печатные книги, возникшие по причине утилитарной нужды, стали по сути единственным продолжением древнерусской литературной традиции. Старославянская азбука, какой ее создали Кирилл и Мефодий, после языковой реформы Петра Великого осталась в ходу только в церковных писаниях, однако раскольники продолжали пользоваться ей и в быту.
Об этом в преддверии Дня славянской письменности и культуры корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" рассказал кандидат исторических наук, заведующий кафедрой документоведения и документационного обеспечения управления Института истории и политических наук Тюменского государственного университета Сергей Туров.
Тюмень с округой в середине XVII века занимала территорию современного областного центра, Тюменского и Ялуторовского районов, Тугулымский район Свердловской области и часть территории Курганской области. Здесь жили старообрядцы - те, кто не принял реформу патриарха Никона. Особенность их как православных состояла в полном отказе от богослужебных книг, исправленных по новому канону.
"Перед старообрядцами встал вопрос - где брать правильную литературу? У них имелось небольшое количество старопечатных книг, изданных до раскола, а остальное пришлось переписывать от руки. Так зародилась мощная утилитарная рукописная традиция, в каждой общине возникли свои библиотеки. Самое забавное, то, что мы считаем светской русской литературой с ее речевым запасом, оборотами речи, с обращением к герою реальному, а не вымышленному, выросло как раз из старообрядческой традиции", - отметил Сергей Викторович. В пример он привел "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". "Когда в XIX веке в одной из северных деревень его обнаружили ученые - они были шокированы. Таким живым русским языком с просторечными оборотами в XVII веке до Аввакума никто не писал. Более того, писать о себе житие было вообще не принято", - подчеркнул историк.
Сочинения зауральских старообрядцев в полном объеме были открыты только в 80-90 годы XX века. Инициатором этого стал историк, сотрудник Сибирского отделения РАН Новосибирского Академгородка Николай Покровский, который с 60-х годов организовывал ежегодные экспедиции в Сибирь и на Урал. В 80-е годы зарождаются археографические центры в Екатеринбурге и в Тюмени. Лабораторию археографии на базе ТюмГУ в 1986 году возглавил Сергей Туров.
Под руководством Сергея Викторовича проводились экспедиции в сельские районы юга Тюменской области, в Тугулымский и Верхотурский районы Свердловской области, на юг Курганской области. Коллекция древних рукописей и книг, сформированная по итогам работы историков, хранится в университетском музее археологии и этнографии. "Чаще всего книги нам дарили, так как традиция уже исчезала и истинную ценность той или иной рукописи потомки старообрядцев не понимали. Федоровское Евангелие XVII века нам отдали за две банки сгущенки!", - делится воспоминаниями ученый.
Одним из уникальных памятников старообрядческой литературной традиции из коллекции ТюмГУ является певческая рукопись середины XIX века, так называемая рукопись на крюках - вид древнерусской нотной записи, по которой исполнялись песнопения во время богослужений. По словам Сергея Турова, в это время в официальной церкви подобным способом уже никто не пользовался.
Небольшая книжечка, которую автор, некий Степан Осипович Бородулин, заботливо подписал своим именем и украсил виньеткой, - канон за единоумершего, по которому он поминал своих родителей. "Такие тексты - доказательство продолжения русской допетровской традиции в быту, той самой, от Кирилла и Мефодия", - говорит историк.
Помимо богослужебной литературы исследователи обнаружили в старообрядческих деревнях оригинальные сочинения. К примеру, подложный указ императора Николая Павловича повествует о том, что якобы государь "продал всех православных христиан турецкому королю Салтану и по этому поводу издал зело страшный и нарочитый газет" с перечислением "проданных" поименно и с указанием цены. "Такие подложные указы - аналог пасквиля, это сатирический текст, который по тем временам приравнивался к государственному преступлению", - отметил Сергей Туров.
Уникальность этих рукописных произведений - не только в сохранении древнерусских традиций. "Все это - крестьянская литература, которая отражает их быт, их взгляды и представления о мире. К началу XX века добрая половина населения Тюмени были старообрядцами, они имели совершенно другой менталитет, нежели жители остальной территории страны. В настоящее время рукописная старообрядческая традиция в Тюменской области умерла, но она еще теплится в Саянах, в дальних скитах на Енисее и Алтае, где старики осмысляют нашу жизнь с точки зрения древнерусского богословия", - подытожил историк.
Дарья Горбунова