Психологи советуют не заменять живое общение с детьми компьютерными играми и Интернетом
Дети в Интернете – это становится серьезной проблемой, и не только потому, что ребенок, может столкнуться в мировой Cети с грубостью, обманом и мошенничеством. Проблемы, по мнению психолога центра "Семья" Оксаны Лацильник, начинаются гораздо раньше – еще в дошкольном возрасте.
По ее словам, они заключается в том, что родители по незнанию или непониманию, пытаются Интернетом заменить то время, которое сами должны потратить на детей.
В беседе с корреспондентом "Тюменской линии" Оксана Лацильник отметила: "Мы ленивы и ищем простых путей. Маме, пришедшей с работы, выгоревшей и эмоционально, и физически уставшей, проще подсунуть малышу планшет или телефон с игрой, чем обучить каким-то конструктивным действиям, соответствующим возрасту: кубики, дочки-матери".
Интернет-зависимость появляется у детей с дошкольного возраста, уверена психолог, как компенсация общения, компенсация живого времяпрепровождения. "Основная деятельность дошколят - игра. Сами дети не умеют играть, их надо учить, в игре они развиваются. Мы живем далеко от земли в ее буквальном понимании. В большинстве современных семей нет какого-то домашнего хозяйства, в котором бы дети принимали посильное участие, помогали. И взрослым достаточно легко вести домашнее хозяйство – надо просто научиться нажимать кнопки. А чтобы ребенок научился себя уважать и за что-то ценить, он должен иметь некий опыт достижений. Когда ребенок живет в семье, ведущей домашнее хозяйство, он быстро включается в эту деятельность, и быстро обретает такой опыт: умеет подметать двор, прополоть какой-то сорняк, что-то полить", - считает Оксана Лацильник.
В компьютерных играх дети тоже развиваются, но опыт их достижений виртуальный, никак не привязанный к реальной действительности. Чаще с проблемой интернет-зависимости в центр "Семья" обращаются родители детей в возрасте от 8 до 15 лет. "Если ребенок в возрасте до 10 лет, я даю один совет: спросите у вашего сына или дочери, чего они хотят больше: посидеть у компьютера или вместе с мамой и папой пойти сделать что-то конкретное. И 80% детей выбирают совместную деятельность с родителями, потому что в процессе этой работы они будут вместе с родителями, и чему-то научатся, пообщаются. Я родителей обучаю общаться с детьми. Они зачастую ссылаются на нехватку времени. Но отношения родителей и детей определяет не количество, а качество времени, проведенного вместе. Я учу родителей, даже занятых неотложными домашними делами, включать в поле деятельности ребенка: краем глаза, просто давая понять – я участвую в твоей жизни, я вижу что ты делаешь", - рассказала психолог центра "Семья".
Несколько иначе следует строить отношения с детьми, которые пошли в школу, и Интернет стал для них не просто игрушкой, а средством получения знаний. "Когда ребенок идет в школу, он становится чувствительным к нормативности, правилам, формам общения. В этот период просто необходимо вводить правила, которым ему следует неукоснительно следовать. В том числе и правило использовать компьютер в каком-то ограниченном количестве по времени и в совершенно определенном качестве – не как основного собеседника, а как источника знаний, - уверена Оксана Лацильник. - Компьютеры предлагают целый ряд важных, стратегических, формирующих игр, и для молодых родителей они тоже стали частью их жизни".
"Себя переделать невозможно, и папа может включиться в игру вместе с ребенком, - считает Лацильник, - но ненадолго. Поиграли 15 минут, выключили компьютер и обсудили игру, ее персонажей, их поступки".
Интернет, убеждена психолог, дело хорошее, умному человеку в помощь. Главная задача родителей научить ребенка обращаться с ним как со средством, а не превращать в образ жизни.
Борис Олейник