Рубрика: Общество

В тюменском музее хранится четырехсотлетняя скульптура святого Николы Можайского

Скульптура святого Николы Можайского, датируемая XVII веком, находится в фондах тюменского музея изобразительных искусств. Она экспонируется в рамках выставки "Святые хранители земли русской".

Деревянная фигура была надежно спрятана в киоте, благодаря чему пережила годы борьбы с церковью. "Скульптура была в расшитых одежках из парчи и шелка, причем одежки датируются XVIII веком. Мы их сняли, потому что роспись фигуры очень уж красивая", - рассказала корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" научный сотрудник музея Ирина Мануйлова.

Никола Можайский - один из образов особенно почитаемого на Руси Николая Чудотворца. Изваяния святого, который в одной руке сжимает занесенный для удара меч, а в другой бережно держит град, с XIV века в большом количестве распространились по церквям и домам верующих. Первый образчик этой традиции, который был выполнен в человеческий рост и установлен над крепостными воротами Можайска, хранится в Третьяковской галерее и показывается как образец русской средневековой резьбы, однако подобную классификацию поддерживают далеко не все историки и искусствоведы.

"Ученые до сих пор ломают головы. Некоторые говорят о том, что такой канон изображения Николая Угодника пришел к нам с Запада, часть уверена в том, что он зародился на Руси. Я считаю, что он однозначно западный, другого и быть не может. Дело в том, что в византийском пантеоне, который переняла православная Русь, Никола никогда не изображался воинствующим. Мирный и тихий святой с Евангелием в руке вдруг ни с того ни с сего в XIV веке появляется в скульптуре, да еще в таком виде. Канон изображения был совершенно иной, по меркам того времени это такая ересь", - пояснила Ирина Мануйлова.

Специалист отметила, что в пользу теории западного происхождения скульптурного Николы говорит град - храм, который лежит в левой ладони деревянного изваяния XIV века.

"Этот град восьмигранный. Нам известен один-единственный храм такой формы и это Храм Господень в Палестине. На Западе было принято изображать с таким храмом в ладонях королей, герцогов, епископов и капелланов. Более того, многие известные тамплиеры в скульптурном прочтении выглядели именно так - с мечом в одной руке и градом в другой, тот же Бернар Клервосский - один из организаторов братства тамплиеров и вдохновитель крестовых походов в Европу. Когда на орден начались гонения, их святыни вывозились через Польшу, Беларусь и Можайск. Вполне вероятно, что одна из скульптур могла осесть в этом городе", - рассказала Ирина Мануйлова.

Отметим, что мнение тюменского искусствоведа совпадает с догадками председателя Можайского исторического общества Владимира Куковенко, который рассматривает деревянного воинствующего Николу как одну из сохранившихся скульптур святого Бернара.

"Даже собор Николая Чудотворца в Можайске был построен в псевдоготическом стиле, что тоже говорит в пользу западной теории. Именно из этого собора в 1933 году древняя скульптура вывезена в Третьяковку", - подчеркнула Ирина Мануйлова.

Святому Николаю Чудотворцу на выставке в музее изо посвящен целый раздел. Помимо деревянной фигуры посетители могут увидеть рукописные иконы и литье, а также познакомиться с историей византийского архиепископа.

Дарья Казакова