Рубрика: Политика

Выборы 2016 года пройдут по новым правилам

Поправки в законы, так или иначе касающиеся предстоящих в сентябре выборов, направлены на унификацию избирательного законодательства. Такую точку зрения в беседе с корреспондентом "Тюменской линии" высказал председатель Избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.

"Я имею в виду поправки, внесенные в 43 федеральных закона в феврале - апреле 2016 года, - подчеркнул он. - Такое масштабное изменения законодательства вызывает вполне обоснованную критику. Мы ни одну кампанию не провели со стабильным избирательным законодательством. Каждый раз какие-то изменения закона, большие или маленькие, но они есть".

Изменения выборного законодательства в этом году, по словам председателя областной избирательной комиссии, делает его унифицированным, пригодным для всех избирательных кампаний от федеральных до муниципальных.

"Мы говорим о том, что у нас все выборы важны, все выборы ответственны, - пояснил Игорь Халин. - Ко всем нужно готовиться, но все-таки были определенные разночтения, разногласия, в зависимости от уровня выборов. За два месяца от них, конечно, не избавиться. Но стремление такое есть: все выборы должны проходить по единым правилам - и муниципальные, и местные, и областные и федеральные. Вторая особенность нынешних изменений в том, что, пожалуй, впервые в российском законодательстве, так четко прослеживается линия борьбы с избирательными технологиями, которые особенно в последние кампании так широко использовались. И эти изменения вносятся на основании глубокого и детального анализа тех кампаний, которые состоялись в Российской Федерации в 2014 и 2015 годах. И третье, это еще и шлифовка тех шероховатостей, которые возникают между федеральным и региональным законодательством. Как бы мы ни разрабатывали, ни совершенствовали наше областное законодательство, наш избирательный кодекс, все равно есть определенные разночтения и важные нюансы, особенно, когда совмещаются две избирательные кампании: депутатов Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Тюменской областной думы. Все-таки в одну повозку достаточно сложно "впрячь коня и трепетную лань", - как отмечал еще классик. Структура кодекса такова, что в нем есть Общая часть, которая касается всех, без исключения избирательных кампаний, а есть особенности и конкретных выборов, и есть региональная специфика, это тем более актуально для Тюменской области – нашего сложноустроенного субъекта Федерации. Это помогает выявить именно практическая деятельность, организация и проведение конкретных кампаний; соответственно, затем требуется доработка, доводка, шлифовка тех или иных нормативных предписаний. Поэтому это третье серьезное направление".

Наблюдатели

Достаточно основательные перемены произошли в работе такого важного института, как наблюдатели на выборах. И здесь, как отметил Халин, тоже есть, как минимум, две составляющие. Есть наблюдатели свои, внутренние, национальные, и есть наблюдатели международные.

"Нас много критикуют за то, что мы, якобы, отступаем от демократических норм, институтов, процедур, за которыми хватает контролеров, начиная от парламентской ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ, и заканчивая БДИПЧ (бюро по демократическим институтам и правам человека). При этом, международные наблюдатели, как отмечал на недавнем совещании член ЦИК России Василий Лихачев, ведущий специалист и эксперт в этой области, стараются не замечать ничего позитивного, а концентрируются исключительно на случаях, которые позволяют им говорить, что все у нас проходит недемократично, - рассказал Игорь Халин. - 11 мая 2016 года Центризбиркомом России принято постановление, которым утверждены разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, которые регулируют правила поведения международных наблюдателей у нас в стране. Главная цель этого документа - избежать политизации избирательного процесса. Основная мысль названного документа: приезжайте, мы никому не отказываем, всех приглашаем на выборы, мы открыты. Но оценивайте ситуацию, исходя из действительного состояния дел. Наблюдайте, но не игнорируйте национальное законодательство, не будьте тенденциозны, не подтасовывайте факты, объективно освещайте все общественно-политические процессы, и избегайте каких-то политизированных оценок. Это совершенно правильный подход. Уже сейчас представителями ЦИК России в средствах массовой информации четко заявлено о том, что правом приглашать международных наблюдателей обладает и глава нашего государства, и обе палаты Федерального Собрания. Но аккредитацию эти лица будут проходить в Центральной избирательной комиссии РФ".

Новые поправки в избирательное законодательство вводят ограничения и по количеству наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и политических партий.

"Раньше ограничение было одно – на участке мог находиться только один наблюдатель, но меняться они могли бесконечное количество раз, и наблюдателей могло быть столько, сколько найдется желающих, - пояснил Игорь Халин. - Наблюдатель должен был прийти на избирательный участок с направлением от кандидата или от партии и паспортом либо другим документом, удостоверяющим личность. Других требований к нему никто не предъявлял".

Такое положение, по мнению председателя Тюменской областной избирательной комиссии, породило ряд технологий, зачастую направленных на дестабилизацию работы избирательных комиссий и воспрепятствование всему процессу голосования. "Так, например, в прошлом году в Московской области на муниципальных выборах один из кандидатов нанял больше сотни наблюдателей. С каждым заключил возмездный договор - комар носа не подточит. Приходит наблюдатель на избирательный участок – что надо сделать избирательной комиссии? Во-первых, удостовериться в личности человека. Паспорт, другие документы - прочитать, посмотреть направление, обязательно внести необходимые данные в соответствующий реестр. Потому что наблюдатели потом могут получать копию протокола об итогах голосования, и это все надо учитывать. И, фактически, два человека в участковой комиссии (УИК), состав которой и так не велик (5-7 человек), занималась, в данном приведенном случае, только работой с наблюдателями, то есть, были, по сути, "выключены" из процесса работы УИК. Теперь решили, что наблюдателей может быть не более двух от конкретного кандидата или избирательного объединения (политической партии).

Не позднее, чем за три дня до голосования сведения о наблюдателях подаются в территориальные избирательные комиссии. Эти сведения - имя, паспортные данные, доводятся до соответствующих участковых комиссий, где собираются осуществлять свою деятельность заявившиеся лица, то есть, наблюдать. Находиться на участке, по-прежнему, может только один из этих двух наблюдателей. Он может писать жалобы и заявления, получает копию протоколов, и может обжаловать итоги голосования и в последующем, результаты выборов. То есть, наделен полным спектром прав, необходимых для эффективной деятельности", - рассказал Игорь Халин.

Это, убежден он, важная норма, которая, во-первых, выступает как средство борьбы с определенными технологиями, и во-вторых, дисциплинирует избирательные объединения и кандидатов. И еще, конечно, это серьезное облегчение для комиссии, которая уже знает, кто к ним придет, с кем конкретно придется работать.

Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса

С вопросом о наблюдателях на выборах тесно соприкасается вопрос о членах избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Назначать их имеет право каждый кандидат или избирательное объединение в каждую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов и ниже) в - участковую, территориальную, окружную, если она формируется. И раньше в этой части тоже не было никаких ограничений. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса часто менялись, зачастую это были случайные люди, нередко и те граждане, которые таким образом зарабатывали - за такую работу хоть немного, но платят.

"Сейчас кандидаты и избирательные объединения могут назначать и прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса, не более чем пять раз. Это лимит и, на мой взгляд, вполне обоснованный", - считает Игорь Халин.

Статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, в отличие от наблюдателя, позволяет требовать любые документы, настаивать на включении вопроса в повестку дня, получать все документы и копии по каждому заседанию комиссии. Он не может только голосовать на заседании комиссии и подписывать соответствующие решения избиркома, не может работать со списками избирателей, с избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями, не может подводить итоги выборов, и определять результаты голосования, составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере избирательного права. Поправки в законы синхронизировали статус наблюдателей и статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

"Это первый важный и  серьезный блок, претерпевший достаточно революционные изменения, которые значительно облегчают работу избирательных комиссий. Да, и для партий, особенно молодых, впервые идущих на выборы и не имеющих кадрового резерва, становится проще, - считает Игорь Халин. - Они не набирают случайных людей, и уравниваются с возможностями крупных объединений, кадровые ресурсы которых неограниченны. Теперь каждое объединение не более пяти раз может поменять члена комиссии с совещательным голосом и иметь не более двух наблюдателей на каждом участке".

Кандидаты

Коснулись изменения и порядка формирования списков кандидатов от политических партий и общественных объединений. Теперь четко определено, что в списке кандидатов в депутаты Государственной думы РФ должно быть не меньше 200 и не более 400 кандидатов. В списках кандидатов в депутаты Тюменской областной думы, в которой распределяются 48 мандатов, должно быть не менее 24 и не более 48 человек.

В общефедеральную часть списка кандидатов в депутаты Госдумы может быть включено не более 10 кандидатов, и соответственно должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Получил разрешение и вопрос, мучивший и избирательные комиссии, и кандидатов все последние кампании: с какого момента люди, выдвинутые политической партией списком и по одномандатным округам, становятся кандидатами? С какого момента?

"Теперь федеральный закон № 66 от 9 марта 2016 года говорит о том, что как только соответствующие документы (прежде всего, это заявление кандидата) представлены кандидатом непосредственно в окружную избирательную комиссию - конкретный человек с этого момента приобретает статус кандидата в кампании, приобретает определенные права и несет обязанности. Он становится полноправным и полноценным участником избирательного процесса и может вести свою избирательную кампанию", - подчеркнул Игорь Халин.

Поправки в законодательство ставят преграду еще одной избирательной технологии - кандидатам с одинаковыми анкетными данными. Для того, чтобы оттянуть голоса у популярного кандидата технологи шли на то, что меняли либо имя, либо отчество, либо фамилию, а то и все сразу одного из его соперников. Рассчитано на то, что когда в списке два одинаковых имени, неискушенный избиратель особенно разбираться не станет, и голоса "размоются", то есть, разделятся между соперниками.

"Теперь закон четко говорит о том, что в таких случаях, когда полностью совпадают имена кандидатов, то обязательно прямо в тексте избирательного бюллетеня указывается дата их рождения. А если один из кандидатов менял имя, обязательно указывается, какую фамилию, имя и отчество носил кандидат прежде", - пояснил Игорь Халин.

Политические партии и общественные объединения тоже зачастую используют в своих названиях брендовые названия, например, слово "коммунистический". Сейчас в России 77 политических партий, и среди них около пяти партий, имеющих в названии это слово. Но изменения закона пока коснулось только уточнения количества слов в названии партии или ее подразделения (регионального отделения) - не более семи. А сокращенное наименование объединения или партии должно быть таким же, какое закреплено в официальных документах, при регистрации партии. В противном случае партия должна согласовать наименование партии, которое будет включено в бюллетень.

Избиратели

Избиратели – это единственные привилегированные участники любой избирательной кампании. За их внимание борются, их голоса стараются привлечь любыми способами, порой не совсем правильными и законными. Чаще всего злоупотребляют возможностями досрочного голосования. За примерами далеко ходить не надо - муниципальные выборы в Барвихе Московской области, когда Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отменила голосование, которое уже шло, на муниципальных выборах.

"Это уникальный случай, - заявил Игорь Халин. - На моей памяти такого еще не было никогда". Но это, по его мнению, опять же не проблема института досрочного голосования, а вопрос технологий, когда конкретные лица недобросовестно используют его возможности для достижения своих, не вполне законных целей. Досрочное голосование для Тюменской области, для Ямала и Югры, где немалотруднодоступных и отдаленных территорий - вещь совершенно незаменимая. И это не просто слова. Подтверждение тому – многолетняя практика. Сохраняется институт досрочного голосования на полярных станциях, на судах, которые находятся в плавании.

Но и кроме этого, уверен Игорь Халин, может быть множество причин, которые не позволяют людям прийти на свой избирательный участок в день голосования: командировка, болезнь, исполнение общественных обязанностей, непрерывное производство. Полицейские, врачи, которые в день голосования в силу своих профессиональных обязанностей находятся на другом избирательном участке, что, по сути дела, лишает этих людей права избирать, то есть, самого главного - активного избирательного права.

"Это тоже неприемлемо, - считает председатель Тюменской областной избирательной комиссии. - Дело дошло до Конституционного суда, который эту ситуацию тщательно исследовал, проанализировал также нормы действующего законодательства. Вывод высшей судебной инстанции однозначен и бесспорен: если выборы назначены, значит должно быть одно из двух возможных решений. Во-первых, открепительные удостоверения, которые позволяют человеку проголосовать на любом участке. А если нет открепительных удостоверений, то, будьте добры, дать человеку право досрочно проголосовать. Человек проголосовал, бюллетень упаковали в конверт, описали, опечатали и все хранится до дня голосования в сейфе. Мы эту норму сохранили. Касается она, прежде всего, ситуации, когда идут совмещенные выборы – федеральные и областные. Тогда, как правило, на федеральных действуют открепительные удостоверения, на областных – досрочное голосование, поскольку за своего кандидата избиратель не может проголосовать на другом участке. За 10 дней до единого дня голосования досрочное проводится в участковых комиссиях".

Агитация

Агитация в СМИ, как и прежде, будет начинаться за 28 дней до дня выборов и заканчиваться в ноль часов за сутки до дня голосования.

"Важно, что сейчас урегулирован статус сетевых изданий, которые раньше были фактически неподконтрольны избирательному законодательству. Сейчас – это тоже унифицировано, идет определенная синхронизация. Перед каждой кампанией составляется список государственных, муниципальных изданий, которые ведут агитационную кампанию. Сейчас туда будут включаться и сетевые издания", - отметил Игорь Халин.

Поправки в избирательное законодательство, по его мнению, решают и еще одну проблему – так называемых "паровозов". Часто кандидаты в депутаты используют в своих агитационных плакатах и листовках свои фотографии с людьми известными, популярными, но отношения к выборам не имеющим.

"Теперь закон говорит, что на самом деле этого делать нельзя. Есть определенный запрет на изображения тех лиц, которые не являются кандидатами. Кандидат может быть изображен только среди неопределенного круга лиц", - отметил Халин. Практически, не изменились требования к цитированию. Если партия выдвинула кандидатом известного человека, и приводит его слова или высказывания - это допустимо. Допустимо и обратное действие: кандидат говорит о партии, которая его выдвинула.

"Но в любом случае, мы должны предоставить согласие этого человека. То есть, если в агитационных материалах – листовках, газетах - приводится цитата, то обязательно прикладывается заявление, написанное собственноручно автором. Раньше такое же правило распространялось на использование изображений. Есть еще ряд правил: если приводится высказывание человека и указан источник - допустим "Тюменские известия" от такого-то числа - это тоже можно использовать. Это уже было, и никаких проблем у участников избирательного процесса на практике не вызывает. Главное, что это не анонимно. Все направлено на борьбу, прежде всего, с анонимностью. И на то, чтобы не манипулировать сознанием избирателей и других участников избирательного процесса. Поэтому, в этой части такая норма актуальна и позитивна. Теперь надо будет посмотреть, как это будет работать на практике. И остается старая норма – нельзя использовать изображения лиц до 18 лет, если это не члены семьи конкретного кандидата".

Борис Олейник