На ИНФОТЕХЕ обсудили востребованность электронных госуслуг в России и способы их продвижения
Далее в сюжете: Создатель системы "Умный город" сравнил Тюмень с Барселоной
Интернет-безграмотность и отсутствие явных преимуществ назвали основными сдерживающими факторами при переходе на получение услуг в электронной форме участники дискуссионной площадки "Информационные технологии для эффективного государства и бизнес для новых стартапов", которая состоялась в рамках форума "ИНФОТЕХ-2016" в Тюмени.
Модератор дискуссии, главный редактор Cnews Максим Казак отметил, что Россия является одним из безусловных мировых лидеров в создании крупных и сложных информационных систем, однако в рейтинге ООН за 2016 год по уровню развития электронного правительства наша страна разместилась на 35 позиции. Это на восемь позиций ниже, чем в 2014 году.
Вице-президент ОАО "Ростелеком" Антон Колпаков подчеркнул, что за последние годы все регионы России, даже самые отстающие, сделали колоссальный рывок в этой области и выразил мнение, что оценка ООН носит поверхностный характер.
Директор департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев рассказал, что в регионе электронными услугами пользуются 45,9 % жителей.
"Мы давно поняли, что есть несколько ключевых ведомств, которые оказывают основную долю услуг - это здравоохранение, образование, занятость, загс, культура и ЖКХ. Мы делаем упор на эти направления, плюс активно работаем со школами, учим детей, чтобы они на информатике проходили курсы компьютерной грамотности, учились получать услуги в электронном виде и даем домашнее задание научить этому родителей. Дети - это наши проводники к электронному правительству, потому что они более мобильны и адаптированы к информационным технологиям", - пояснил Александр Албычев.
По его словам, за пять лет действия программы "Расширяя горизонты" более 100 тыс. человек научились пользоваться порталом госуслуг и всеми удобными сервисами.
Директор по распространению технологий "Яндекса" Григорий Бакунов высказал точку зрения о том, что отделение госуслуг от городских информационных услуг - это большая ошибка.
"То, что люди не пользуются какими-то электронными услугами - это показатель того, что они невостребованные, а не того, что все плохо организовано. Задумайтесь, что человеку нужнее - получение формы номер 802 на Госуслугах или информация о том, какой автобус подъедет к его остановке через 15 минут? Я считаю, что второй важнее, и в этом параметре мы не отстаем. Я много езжу по миру и вижу, что в этой области у нас информатизация на уровне. Это гигантский прогресс за последние пять лет", - рассказал Григорий Бакунов.
Эксперт считает, что многие не пользуются электронными услугами, потому что они об этом не задумываются и зачастую не знают.
"Я считаю важным вопрос об информировании о той или иной услуге. Как один из вариантов расширения востребованности - разрешить людям пользоваться вместо электронно-цифровой подписи своим аккаунтом в Единой системе идентификации и аутентификации для совершения каких-то базовых действий. Это радикально изменит отношение к самому порталу", - предположил он.
Вице-президент ОАО "Ростелеком" Антон Колпаков заметил, что многим людям предпочтительнее живое общение при получении той или иной услуги. "Необходимо продвижение самой идеи, популяризация и просветительская деятельность. Технологически проблемы нет, есть проблема менталитета. Надо воспитывать граждан, для многих это темный лес", - отметил он.
Напомним, в работе форума "ИНФОТЕХ-2016" принимают участие 2 тыс. 325 человек. В его рамках пройдут панельные дискуссии, тематические заседания и круглые столы, на которых более 2,3 тыс. российских и зарубежных участников обсудят различные аспекты взаимодействия населения и электронного правительства. Будут рассмотрены успешные практики управления регионами с применением информационных технологий. Организатор форума "ИНФОТЕХ-2016" – правительство Тюменской области.
Юлия Рыськина