В Тюмени обсудили, как бороться с суррогатом на рынке топлива
Российский рынок наводнен суррогатным топливом: его доля, по самым скромным оценкам, достигает четверти от всего объема поступающего в продажу автомобильного топлива. Какова ситуация с оборотом контрафакта в регионе, обсудили участники круглого стола "Аргументы качества: как бороться с суррогатом на рынке топлива", который прошел в информационном агентстве "Тюменская линия".
По данным генерального директора ФБУ "Уралтест" Геннадия Шахалиева, оборот контрафактного топлива в Уральском федеральном округе в 2016 году сократился более чем в три раза по сравнению с 2015 годом.
"В 2015 году было отобрано 59 проб автомобильных бензинов, отрицательный результат выявлен в 18 случаях, то есть почти 30%, – пояснил он. – В 2016 году из 83 взятых проб, некачественными оказались только три, что составляет 8,3%. Похожая ситуация и с дизельным топливом. Фальсификатом оказались девять проб из 22 взятых в 2015 году – около 40%. В 2016 году только три пробы из 35 дали отрицательный результат – тоже примерно 8,6%".
Такой оптимизм не разделяют представители компаний-производителей и Тюменского топливного союза. По данным Тюменского топливного союза по России было выявлено более 40% контрафактной продукции на розничном рынке. Каждый 3-7 литр топлива, по словам президента Тюменского топливного союза Гульнары Мироновой, является фальсификатом.
"Работа контрольных надзорных органов не совсем объективна, – считает она. – Плановые проверки, которые проводит "Уралтест", позволяют к таким проверкам подготовиться. И к приходу проверяющих АЗС, которая реализует недоброкачественное топливо, успевает подготовиться. Мы предлагаем предусмотреть возможность неплановых проверок, назначить уполномоченных лиц, которые могут по заявлениям потребителей выезжать на такие АЗС, либо просто приезжать в спонтанном режиме, отбирать пробы и выносить заключения".
Президент Тюменского топливного союза предложила воспользоваться опытом Москвы, которая в свое время приняла закон об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям.
По словам генерального директора ЗАО "Никифор" Юрия Мельникова, необходимо также более тесно сотрудничать с "Росстандартом", потому что в их руках инструмент проверок, особенно внеплановых. Такие проверки, по мнению участников круглого стола, заставят призадуматься многих владельцев АЗС.
"Нужны комплексные меры, – подчеркнул директор Уральского филиала "Газпромнефть-Региональных продаж" Азат Сафин (отвечает за мелкооптовую реализацию моторных топлив "Газпром нефти" в регионе). – В частности, под государственный контроль надо брать не только АЗС, но и нефтебазы. Именно они – самое слабое звено во всей товаропроводящей сети".
Азат Сафин выступил с предложением всем заинтересованным в исчезновении контрафакта с рынка сторонам объединить усилия и совместно разработать пакет мер, которые бы способствовали решению проблемы в регионе.
Участники дискуссии идею поддержали и договорились о создании рабочей группы для координации усилий по решению всего спектра вопросов, связанных с борьбой с суррогатным топливом на рынке региона.
Борис Олейник