Рубрика: Общество

Сувенирный пряник от Колмакова может стать брендом Заводоуковска

Более 20 эскизов подано на конкурс "Пряник от Колмакова". Об этом корреспонденту "Тюменской линии" рассказала координатор проекта, председатель досугового клуба "Здравствуйте" при Заводоуковском совете ветеранов Наталия Ильиных.

"Мы хотим обратиться к предпринимателям района, - пояснила она. - Может быть, и они примут участие в выставке, которая планируется на конец марта. Может быть, они представят на конкурс, если не пряник, то хотя бы свои изделия".

Первоначальной целью инициаторов этого проекта было просто пробудить интерес к семье купцов Колмаковых, благодаря которым это местечко на берегу реки Ук, было известно не только в России, но и в мире. На небольшом участке земли были развиты мельничное, масленичное, пряничное производства. Оранжерея с экзотическими растениями и парк европейского стиля с беседкой и купальней поразили в свое время американского журналиста. Сельскохозяйственная школа, железная дорога, проложенная здесь стараниями Колмаковых, заложили перспективный план развития территории.

"К сожалению, мы ничего не знаем о пряничном производстве Колмаковых, - сказала Наталия Ильиных. - Не сохранилось ни описаний, ни печатных форм. Но, может быть, найдется предприниматель, который захочет возродить пряничное дело и воплотить идеи участников проекта".

Сувенирный пряник от Колмакова в красивой упаковке, по мнению организаторов проекта, может стать брендом города с богатой историей.

В XVII — XIX веках пряничное дело в России было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.

В России пряники из ржаной ситной муки готовили с медом, гвоздикой, анисом, имбирем, померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в теплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.

Пряники было принято дарить в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили "прощаться" (просить друг у друга прощения за все причиненные обиды) младшие к старшим, дети к родителям, подчиненные к начальникам. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от 2 до 5 кг).

Русские пряники — явление общенациональное, вряд ли где-нибудь еще до такой степени связанное с народной жизнью и бытом. Распространены они были повсеместно. Их производили в Перми и Керчи, в Архангельске и Путивле, в Харькове и Рязани, в Калуге и Твери, в Вязьме и Воронеже, в Новгороде и Белгороде и во множестве других городов.

В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков. И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех, от мала до велика.

Борис Олейник