В Тюмени бизнес-правозащитники составили перечень коррупционных рисков
Перечень наиболее частых коррупционных рисков на муниципальном и региональном уровнях, а также рекомендации по их минимизации разработали в бизнес-омбудсмены, представители власти и эксперты на встрече в рамках ПЕРЕКОП II (международный проект Совета Европы) в Тюмени.
Практики борьбы с коррупцией обсуждали в Тюмени с участием проектного офиса Совета Европы, бизнес-омбудсменов из 33 регионов России, а также заинтересованных органов власти и представителей общественных организаций.
Стороны пришли к заключению, что для облегчения надзорного бремени и ликвидации коррупционных рисков в этой сфере в первую очередь нужно подвергнуть тщательной ревизии все требования, которые должны выполнять предприниматели. Во-вторых, ввести возможность дифференциации административных штрафов в зависимости от размера бизнеса, а в-третьих усилить просветительскую функцию в работе органов контроля и надзора, в-четвертых, исключить одновременное привлечение к ответственности юридических и должностных и юридических лиц.
Эксперты отметили, что повышение коррупции хотя бы на 1% влечет снижение инвестиций на 3%. Победить коррупцию вряд ли возможно, но снизить ее негативное влияние на экономику – реально.
Отметим, что Тюменская область стала третьим регионом России, в котором состоялись мероприятия в раках этого общеевропейского антикоррупционного проекта. Место проведения выбиралось исключительно по географическому принципу. "Тюменская область и еще несколько регионов России могут служить определенным образцом в вопросах противодействия коррупции. Тем интереснее будет понять, какие здесь принимаются меры по борьбе с коррупцией и какие тюменские практики могут быть далее масштабированы", - пояснила эксперт Совета Европы Дина Крылова.
"В мире нет идеального государства, которое могло бы похвастать тем, что смогла избавиться от проявлений коррупции, и которая могла бы служить идеальным образцом, поэтому в каждой стране ищут свой путь", - приветствовала участников проекта тюменский бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло.
Один из тюменских рецептов - свести до минимума личное общение предпринимателей и чиновников. На этой встрече заместитель губернатора Тюменской области, руководитель аппарата губернатора Татьяна Костарева анонсировала создание в регионе специализированного МФЦ для бизнеса. "Это будет своеобразный операционный офис, где предприниматели без личного контакта с чиновниками смогу получать сдавать и получать документы, в том числе на получение государственной поддержки. Также здесь будет представлен максимально широкий спектр консультационных услуг", - рассказала она.
В первый день участники проекта обсуждали типичные коррупционные практики, затрагивающие предпринимателей в России на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее коррупционно-емкими, эксперты Совета Европы считают сферу госзакупок, получение разрешений и лицензий, а также контроль и надзор.
Распространенность коррупции вызвана тем, что риски должностных лиц при нарушении прав предпринимателей и даже при прямой коррупции минимальны, тогда как выгоды максимальны. При этом малый и средний бизнес чаще всего страдает от "низовой" и горизонтальной коррупции. "Если муниципальные власти ведут себя неправильно, то они могут парализовать на своей территории деятельность даже крупных корпораций, что уж говорить о малом и среднем бизнесе. Его муниципальная коррупция может просто уничтожить", — полагает эксперт Совета Европы Дина Крылова.
Создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей также рассматривается как антикоррупционная мера. "Тюменская область – в числе первых регионов, где этот институт сформировался быстро и без проволочек. И это, на мой взгляд, свидетельствует о стремлении и готовности правительства региона к внутренней ревизии и самоочищению", - уверена тюменский бизнес-омбудсмен.
Второй день посвятили влиянию на бизнес-процессы контрольно-надзорных мероприятий. В статистике практически всех региональных омбудсменов преобладают именно жалобы на действия проверяющих. Издержки бизнеса на взаимодействие с контрольно-надзорными органами оценивается в 1,5 от ВВП.
В России существует около 200 видов надзора: 143 вида осуществляют федеральные органы власти, 45- региональные, 11 – органы местного самоуправления. При этом оценка эффективности контроля и надзора ориентирована на формальные показатели, сообщает пресс-служба тюменского бизнес-омбудсмена.
"Важно сделать критерием эффективности не количество проверок и выписанных протоколов, а количество предотвращенного ущерба достижение социально-значимых результатов: снижение уровня загрязнения, количества пожаров и т.д.", - в этом вопросе мнения российских омбудсменов и европейских экспертов сошлись.
Борис Олейник