Вертолет, воевавший в Афганистане, стал памятником пограничной авиации ФСБ России в Тюмени
В Тюмени в сквере Пограничников в атакующем пике навечно застыла боевая машина - вертолет Ми-24, дважды участвовавший в боевых действиях в Афганистане. 28 мая в день празднования дня пограничника состоится открытие памятника пограничной авиации ФСБ России.
На его борту, как рассказал корреспонденту "Тюменской линии" председатель правления ОО "Ветераны пограничники Тюменской области Нуртдин Ибрагимов, нанесен номер машины, на которой погиб наш земляк, уралец Владимир Карпов.
"Он воевал в Афганистане. В январе 1988 года их экипаж погиб при выполнении боевого задания", - сказал Нуртдин Ибрагимов.
Майор, командир эскадрильи авиаполка погранвойск Владимир Карпов воевал в Афганистане с ноября 1982 года. Совершил более 600 боевых вылетов. 17 января 1988 года майор Карпов возглавил группу боевых вертолетов, прикрывавших действия пограничного десанта. При очередном заходе на огневые позиции противника вертолет Владимира Карпова был подбит зенитной ракетой. Экипаж увел объятую пламенем машину от расположения наших войск. Вертолет взорвался в воздухе. Все члены экипажа погибли.
За время службы Владимир Карпов был награжден орденом Красной Звезды и медалью “За отвагу”. За свой последний бой посмертно представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награжден орденом Ленина. На открытии памятника будет еще один герой-афганец, тюменец Ильгиз Шарипов, вертолет которого был сбит над афганским небом перед самым выводом войск. Из шести членов экипажа тогда выжил только он. За семь лет службы Ильгиз Шарипов совершил 2500 боевых вылетов.
Идея сделать из списанного военного вертолета символ боевой славы и установить его в сквере областного центра принадлежит активистам организации "Ветераны-пограничники Тюменской области".
"Воплотить в жизнь мечту тюменских пограничников помогли в Министерстве обороны России, - рассказал председатель правления Тюменского регионального объединения "Защита Отечества", депутат Госдумы РФ Николай Брыкин. - Через руководство Воздушно-космических сил Российской Федерации нашли подходящую машину. Вертолет был списан 10 декабря 2014 года. Потом он хранился на учебной авиационной базе в Сызрани. По признанию летчиков, им было жалко разбирать и утилизировать заслуженный Ми-24В, которому удалось выжить в той страшной войне".
Ми-24B с бортовым номером 328 выпущен 28 февраля 1980 года. С 1980 года он дважды участвовал в выполнении специальных задач в Республике Афганистан. В составе военной части совершил около 140 боевых вылетов. За это время у него сменились несколько экипажей, все члены которых отмечены правительственными наградами.
Пограничные авиационные части были созданы лишь в начале 1930-х годов. Авиаторы-пограничники активно помогали наземным подразделениям, обеспечивали их оружием, боеприпасами, продовольствием и водой, проводили разведывательные полеты, оказывали огневую поддержку подразделениям, ведущим операции по ликвидации банд, совершали санитарные и связные полеты в труднейших метеорологических условиях Памира и Тянь-Шаня, казахстанских степей и туркменских пустынь.
Авиация пограничных войск принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан более девяти лет - с января 1980 по февраль 1989 года. Советский, российский ударный вертолет разработки ОКБ Миля, который неофициально называли "крокодилом" стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 "Кобра") специализированным боевым вертолетом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне.
Борис Олейник