Наблюдения завуча: тюменским выпускникам стало легче поступить в столичные вузы
Далее в сюжете: Тюменские школьники подтвердили региональную оценку качества образования
Выпускники Тюменской области сдали Единый государственный экзамен по базовым предметам. Заключительные экзамены по выбору состоятся 19 июня.
О том, как обеспечивается безопасность детей в пункте приема ЕГЭ, о его преимуществах и нововведениях в 2017 году корреспонденту ИА "Тюменская линия" рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1 Тюмени Елена Азова.
- На первый взгляд получить допуск в школу, в которой дети сдают ЕГЭ, очень сложно. Как работает система безопасности ЕГЭ?
- Есть определенные правила. Дети получили экзаменационные материалы, они работают, вникают в содержание, которое им предстоит решить. По регламенту нельзя к ним заходить и отвлекать. С позиции безопасности каждый пункт приема ЕГЭ определен приказом департамента образования. Для этих школ установлен особый режим: здесь в июне идут только экзамены.
В день экзамена приходит кинолог с собакой и обследует все аудитории и помещения. Далее представители правоохранительных органов берут на себя ответственность за безопасность пункта, где идет экзамен.
За пределами пункта в актовом зале находятся сопровождающие школьников педагоги. Эти люди отвечают за безопасность детей по пути следования и возвращения, на время экзамена они являются оперативной группой, которая помогает в случае, если ребенок почувствовал себя плохо.
В частности, в нашей школе на экзамене по географии у ребенка случилось носовое кровотечение. Видимо, привычное дело: гипертоник, погода была не очень приятная, плюс первый день ЕГЭ. У детей в этом случае есть возможность не сдавать экзамен: член государственной экзаменационной комиссии составляет акт. У ребенка есть право в резервный день пересдать экзамен (с 21 июня – для девятых классов, с 23 июня – для одиннадцатых классов). У сопровождающего педагога есть право сопроводить ребенка на скорой в больницу в случае необходимости. До 1 июля ребенок может пересдать экзамен.
Проверяем наличие мобильных телефонов на входе. На мой взгляд, те дети, которые готовились к экзамену, не должны конкурировать с виртуозным владением техникой.
В 2010 году были случаи, когда в тюменские вузы поступили ребята из отдаленных регионов чуть ли не со 100 баллами по всем предметам. У меня была выпускница, которая сдала английский на 96 баллов и оказалась на договорном месте. И с ней была девочка, у которой было 100 баллов по английскому. И потом выяснилось, что она не знает даже английского алфавита. Поэтому я считаю, что видеонаблюдение, рамка на входе, осмотр – это защита тех детей, которые реально могут и готовы и сдавать, и конкурировать. Этот метод работает! Посмотрим последние три года: насколько свободнее дети стали поступать в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
- Шпаргалки пишут?
- Одиннадцатые – нет. Девятые пытаются. Но поскольку для них это такое важное событие, то понятно, кто с чем пришел уже на входе. У них же тоже отработанная схема: зашел в туалет, спрятал в унитаз. Здесь нужно не дать ребенку себя подвести. По правилам экзамена, если есть дополнительные источники, выпускник должен быть удален без права пересдачи в этом году. Для того, чтобы ребенок себе эту коварную ситуацию не создал, организаторы проходят и убирают все из туалетов еще до экзамена.
Последние три года есть уверенность у детей. Есть федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), на их сайте есть демоверсии экзаменов, все правила публикуются. Там есть такая чудесная вещь, как открытый банк заданий. То есть все задания, которые используются в ЕГЭ и ОГЭ, находятся в этом открытом банке. Можно все прорешать. Конечно, там тысячи заданий. Но в любом случае тот ребенок, который готовится, этим банком пользуется, ориентируется по типам и видам заданий. Для него нет тревожного ожидания, что же свалится. Ну а те, кто не готовится, зачем им шпаргалки писать? Они на таланте исключительно (смеется).
- Много выезжают на таланте?
- Знаете, опыт у каждого свой. Не могу ответить за всех. Мы в гимназии начинаем готовить ребят не в одиннадцатом классе, а начиная с первого. У нас идет и тематический учет знаний, и доработка. С пятого класса уже проходит аттестация. Тревоги за своих детей особой нет. Но я всегда боюсь, что дети могут оказаться в одной аудитории с людьми, которые будут мешать. Боюсь, что дети могут столкнуться с грубостью. У себя на пункте мы за этим следим. Я понимаю, на других пунктах также.
По правилам проведения экзаменов дети не могут сдавать там, где учителя, у которых они учились. Мои девятиклассники русский и математику сдавали в гимназии №49, одиннадцатиклассники – в школах №89, №22, №67.
- Ведь это стрессовая ситуация для детей?
- Есть момент, который в Тюменской области отработан. Надеюсь, его сохранят. Знаю, что не во всех регионах страны есть такое: у нас в феврале-марте идут репетиционные экзамены. Здесь два выхода: мы посмотрели, как ребята сдали экзамены, мы снимаем психологический барьер - ребенок попробовал иное пространство.
Также и сами организовали свой пункт удобнее для ребят, которые пришли из других школ. Например, для экзамена мы иначе поставили кулеры в школе. Если для наших ребят пространство уже обжито, то для новеньких это непривычно: создаем гармонию. Русский язык сдавали у нас 210 человек из двух школ с большими выпусками: это школы №67 и №22.
- Темы сочинений невозможно предположить?
- Это не сочинение как таковое, нет тем сочинений. Дается фрагмент текста, нужно написать собственное высказывание по этому поводу, эссе. По объему примерно 300 слов. На выполнение дается 3,5 часа. На русский язык этого времени достаточно: время не так давно увеличили на полчаса. Дети могут начать с любой части задания: с сочинения или теории.
Из нововведений еще: по всем предметам довели до конца задания, где есть тестовая часть. Теперь все экзаменационные работы идут с заданиями базового уровня с коротким ответом и развернутым. Все это – работа на применение знаний. Той "угадайки", про которую Михаил Задорнов бесконечно говорит, больше нет. Появилось видеонаблюдение, открытый банк заданий, плюс сейчас мы сканируем работы: никакие руки их не касаются.
В отдаленных территориях идет печать КИМ: контрольно-измерительный материал печатают при детях. Убирают лишние руки, из-за которых якобы происходят те пресловутые утечки. Нам сюда привозят специальные конверты с заданиями специалисты службы. А в отдаленные районы привозят заранее, с вечера. И подозрений по этому поводу всегда было много. Печать КИМ не может сделать один человек. Пароль получают за полчаса до экзамена. КИМ распечатывается при детях в аудитории.
- Какие задания у ребят по русскому языку?
- У девятого класса (ОГЭ) идет изложение: работа с текстом и мини-сочинение. В одиннадцатом классе идет проверка теории и практики русского языка: 24 вопроса по теории и сочинение по предложенному тексту. Работы выполняются письменно.
Впервые в 2017 году мы работаем так: когда дети написали работы, организаторы их собрали и приносят ко мне в штаб. Дети остаются под камерами в аудиториях. Документы (сочинения) мы вскрываем, пересчитываем и тут же сразу сканируем. Оригиналы уходят в независимое хранилище. Первая часть с краткими ответами идет на автоматизированную проверку, второй бланк с сочинениями идет на проверку комиссии. Но! Комиссия не работает с оригиналами, только с распечатанными сканами.
Экспертная комиссия – специально подготовленные преподаватели русского языка и литературы с высшей квалификационной подготовкой. Работы проверяются двумя независимыми экспертами, все они обезличены. Каждый проверяет по 20 работ. Если баллы обоих экспертов совпадают, считается, что работа проверена адекватно. Если же баллы со слишком великой разницей, программа выделяет такие работы как проблемные и они идут на третью проверку, которую комиссия проводит коллегиально. Оценка первой и второй частей работ суммируются, и к нам приходит итоговый результат.
У детей есть еще один барьер защиты: апелляция. Если ребенок понимает, что его баллы недостаточны, он подает на апелляцию в течение двух дней.
Результаты по русскому языку будут известны только 26 июня. Для меня это самое тяжелое. Если бы я сейчас сдавала, я бы, наверное, разорвалась от ожидания. Есть такой момент.
- Это тяжело. Раньше было легче?
- Мне в ЕГЭ многое нравится. Мне нравится, что нет эффекта лотереи, когда ты вытянул билет и именно эти три вопроса ты не читал. Это же закон подлости, он же работает. Дети сейчас могут реально показать свои знания.
Хороший момент и то, что сдают экзамены один раз. То, что можно подавать эти результаты в пять вузов. Не как в моей молодости: вот вуз, одна специальность – провалился - пошел вон. И так из года в год случалось.
Еще один момент: результаты экзаменов действуют четыре года. Ты поступил, тебе не понравилось обучение: ты с этими же результатами можешь поступать на другие специальности, можешь досдать или пересдать один из предметов.
Но сам этот момент, когда ты сдаешь один экзамен, второй, третий и совсем не знаешь, что там у тебя вышло, – это, конечно, тяжело.
Ирина Ромашкина