Государственному пожарному надзору 90 лет
История возникновения государственного пожарного надзора начинается с подписания 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров "Положения об органах Государственного пожарного надзора РСФСР".
С образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. В первую очередь, на всех крупных предприятиях страны стали проводиться пожарно-технические обследования, а вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды.
Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум "Спринклер", в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов.
В 1930 году приказом ВСНХ (высший совет народного хозяйства) от 18.01.1930 № 504 "Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций" всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.
С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.
Личный состав пожарной охраны военного периода наряду с летчиками, танкистами, саперами, разведчиками внес свой вклад в книгу мужества, героизма, стойкости и самоотверженности.
Приводя сведения о работе и развитии пожарной охраны в послевоенный период, нельзя не отметить принятое в 1956 году решение ГУПО об объединении функций предупреждения и тушения пожаров в одном подразделении. Ответственность за противопожарное состояние возлагалось на руководство частей и отрядов. Такая реорганизация объяснялась особенностями того времени, когда инспекторский состав крупных городов, в силу малочисленности подготовленных инженерных работников осуществлял надзор в основном на крупных предприятиях и в общественных зданиях. На других объектах пожарно-профилактическая работа осуществлялась недостаточно. Кроме того, при экспертизе проектов строящихся объектов инспектор не всегда предусматривал мероприятия, гарантирующие успешную борьбу с огнем. Последнее объяснялось недостаточной подготовкой техников-профилактиков в области пожаротушения.
23 августа 1966 года на базе упраздненного МООП РСФСР было образовано Министерство охраны общественного порядка СССР, руководившее пожарной охраной и другими службами органов внутренних дел. В 70-х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно-технических достижений, привлечения инженерно-технических работников к творческой деятельности в области обеспечения пожарной безопасности производств. В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика.
В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности по совершенствованию работы государственного пожарного надзора. Руководство Главка особое значение придавало более глубокому анализу возникших пожаров за длительный период 5-10 лет. Это позволяло выявлять тенденции развития пожарной безопасности, как на ближайшую перспективу, так и на длительный срок. На основании аналитических материалов корректировались и разрабатывались научно-технические планы в области развития пожарной безопасности.
С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный в основном специалистами государственного пожарного надзора, был изложен в докладе "Горящая Россия" президенту России. Доклад получил широкий резонанс. Общественность узнала реальную угрозу пожаров, нависшую над страной. Реакцией на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года главой государства Федеральный закон "О пожарной безопасности".
Указом №1309 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба МВД РФ с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.
Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – это не только мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня, но и эффективная защита интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Внедрение новых методов и подходов к осуществлению надзорных мероприятий позволило освободить от надзора малый и средний бизнес, при этом сосредоточив внимание на объектах, представляющих наибольшую опасность, и реализацию профилактических мероприятий.
В современной истории этот праздник начал отмечаться только с 2007 года, как оценка важности деятельности сотрудников пожарного надзора, сообщает ГУ МЧС России.