Рубрика: Общество

Мастер-класс Леонида Окунева: нужно смотреть в жизнь

Спектакль "Бальзаминов", созданный по трем пьесам Александра Островского, откроет XXIV театральный сезон молодежного театра "Ангажемент" 8 сентября в 19 часов.

Грядущий театральный сезон покажет новые лица, премьеры-сюрпризы и завоевавшие сердца зрителей спектакли. Но начнется все с "Бальзаминова".

О том, как даются творческие поиски артистам театра, как найти психологический материал актеру, о звездных товарищах и последней встрече с Владимиром Толокониковым, об актерской деятельности и кино корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" рассказал директор "Ангажемента" Леонид Окунев.

- Вы отдаете приоритет театру?

- Да. Театр – это сегодня и сейчас. Вот "Носферату" мы играем восемь лет. Спектакль уже что только не объездил: и Грузию, и Азербайджан, и Молдавию, и Украину. А его каждый раз играешь как будто бы заново.

А в кино, как говорит Хотиненко, кто успел – тот успел. В кино ты выдаешь сейчас и все, а в театре ты можешь видоизменять. В "Носферату" один и тот же текст, но каждый раз спектакль идет по-новому.

- Какие фильмы порекомендуете посмотреть поклонникам?

- Мои фильмы посмотрите, - улыбается Окунев. - Посмотрите короткий метр Владимира Котта "Дверь", там восемнадцать минут, интересно.

Старых фильмов масса. Новый "Тихий Дон" толком не смотрел, а тот, которому уже шестьдесят лет – как снято! "Родню" недавно смотрел: Мордюкова, Крючкова... Прекрасный фильм!

Когда смотришь нынешние военные фильмы – такой картон, я вам скажу! Вижу, как у девочек чуть ли ни маникюр на руках.  И вот она с пистолетиком, и с наманикюренными пальчиками. Все же из мелочей состоит!

Вот в фильме "Когда деревья были большими" есть… душа. А здесь: "Героиня сериала… Наша звезда…". Очень поверхностно. Ну какая героиня? Какая звезда? Звезда – это Нонна Мордюкова, Анна Маньяни, Джульетта Мазина!

Не говорю о Чулпан Хаматовой – это моя любимая актриса. Юлия Пересильд, Вика Исакова. Мы с ней снимались в "Точке".

Юра Мороз тогда впервые пригласил на роль. Я играл Додика в эпизоде с проститутками на отдыхе: слизал образ с моего любимого актера Максима Суханова (заикается, играя роль). Это "Страна глухих": только наш Додик заикается и просит проститутку родить ей сына, сравнивает ее с девой Марией. Правда, смотрел фильм: мне не понравилось, нужно было это делать ярче.

Вика Исакова мне очень нравится, но не потому что она сейчас очень много снимается. Я ее и на сцене видел в "Паночке".

Чего рекомендовать? Я сам хочу сниматься в хороших проектах! Есть еще, о чем сказать.

- А не хочется взыскать такую популярность в киноиндустрии, чтобы звали, как Назарова, в проекты?

- Я не против агента, чтобы кто-то работал над этим. Агент ведь ведет актера, в хорошем смысле продает его. Это тоже талант нужен. Я бы мог пойти к Никите Сергеевичу [имеет ввиду режиссера Никиту Михалкова] и сказать: "Я хочу!". Но сейчас же продюсерский век. Такая штука.

Чтобы сниматься в кино, надо ездить на мероприятия, тусовки. Например, Вика Искакова мне говорила, что я зря не приехал на премьеру нашего фильма: мной интересовались.

- Какое современное кино вам сегодня интересно?

- Я мало смотрю телевизор. Помню несколько лет назад в номере в Одессе я увидел "Когда деревья были большими". А по другому каналу "Английский пациент" (тоже сказка, но я всегда рыдаю над ним). Я прыгал с канала на канал.

Из последних еще смотрел "Высоцкий. Спасибо, что живой" - мне он понравился. Я даже зауважал Безрукова. И он снят без натяжки. Мне неважно, вымысел это или исторический факт. Я видел, как человек уходит: когда он лежит и молится.

Примечание: Леонид Григорьевич чтит творчество Владимира Высоцкого. Он читает стихи и рассказывает о творчестве поэта в спектакле-квартирнике в городском театре "Ангажемент", который презентовали в 2017 году 25 января: дата знаменательна - это день рождения Владимира Высоцкого и Леонида Окунева. 

Недавно мне позвонила Ирина Тарабаева и сказала, что по телевизору идет фильм "Непутевая невестка". Сергей Быстрицкий сделал фильм за три недели. Там есть и сентиментальные истории, и смешные моменты: какой-то он такой легкий – и в нем всего четыре серии. Бывает, "бегаю" по каналам и попадаю на какие-нибудь фильмы: "О, вампиры! Ну, давай вампиров посмотрим".

Случается, специально сыновья дают фильмы посмотреть, в основном западные: и неизвестных режиссеров, и братьев Коэнов, и даже Тарантино.

- На ваш взгляд, режиссеры заняты зарабатыванием денег, а творчество уходит на второстепенный план? Взять того же Тарантино и его "Бесславных ублюдков" - это коммерческое кино?

- "Бесславные ублюдки" - это уже старый фильм. Ну как – зарабатывают деньги"? Ну, сделайте лучше! Там же можно возмутиться – какая история: мы взяли Берлин! А здесь [в кинокартине], я сижу и смотрю: интересно, как австрийский актер играет там [речь идет о Кристофе Вальце, который сыграл охотника за евреями штандартенфюрера СД Ганса Ланда]. Я смотрю чисто по актерским работам: интересно! Я понимаю, что это сказка, что это дурь. Но придуманная так четко! Кровища хлещет!

А в "Омерзительной восьмерке", где везут на казнь героиню, и там бум-бам и кровища! (смеется). А любимый фильм моего младшего сына Саши – это "Убить Билла". И его любимая фраза из фильма: "Да. Это меч Хаттори Ханзо". Сказка! Но Тарантино по-своему талантливый человек.

Я больше смотрю актерские фильмы. Понравился в этом смысле фильм с Бредом Питтом и Энтони Хопкинсом "Знакомьтесь, Джо Блэк", когда ангел смерти приходит к герою, чтобы забрать его. Эту историю я смотрел во все глаза! Два великолепнейших актера!

Как-то сидели с Денисом Юдиным в кабинете, и по телевизору шел фильм с Яковлевой. Фильм про стариков, и там такая сцена была с Владимиром Ильиным, как он водку наливает в стакан с подстаканником, в нем лимон. Там две фразы: "Не кричите на меня. У меня голова болит". Я говорю: "Денис, смотри! Это школа". Молодых я учу, чтобы везде смотрели. Умение взять и присвоить – это не плагиат.

Классический пример: сцена с Евгением Мироновым из "Апостола", когда он несет раненого изо всех сил, а тот умирает. И герой Миронова начинает умершего пинать от негодования! Такое отстранение сразу. Ищите в обычном необычность. Это зрителя притягивает.

Текст – он один: "Не кричите на меня! У меня голова болит" (кричит) – "Не кричите на меня! У меня голова болит" (болезненно, слабо произносит фразы).

Это школа. Как говорил Коляда в своей пьесе: "Раньше были педагоги-огогоги, а сейчас кто? Школа". Нужно смотреть в жизнь. Недаром говорил еще и Станиславский – нужно видеть все, брать из жизни, у нее надо учиться. А можно и у хорошего актера взять! Не скопировать, а взять! Не текст важен, а что за текстом. Не буду давать мастер-класс – никогда не давал их.

- А кому сложнее в актерской профессии: мужчине или женщине?

- Штаны театру нужны всегда. Женщине сложнее протиснуться в профессии. Это безумно сложно.

Мужчинам легче. Как мой сын сказал: "Ты – любимец рыночных торговок. О, тебя и в морге узнают", - черный юмор присутствовал у нас в жизни.

Был случай такой: поехали с утра в морг в областную больницу. Выходит женщина и говорит: "Ой, какое-то знакомое лицо у вас!". Я говорю: "Нет-нет, я у вас еще ни разу не лежал". А после в регистратуре окликнули по имени отчеству, и завязался диалог. После мне Серега говорит: "Да, пап, большая популярность – и в морге узнают" .

- Когда вы работали с Владимиром Толоконниковым?

- На сцене театра не видел его никогда. С ним играли в "Распутине", а затем в "Игре на вылет".

 

А последний раз – на картине Одегова. Костя, конечно, по-хорошему сумасшедший: он сам написал сценарий к фильму, снимали его здесь, в Тюмени (к/ф "Дождь"). Снимали в 2016 году в Ишиме. Там конечно ни удовольствия, ни продовольствия. Но Костя умеет: он делает фильмы и с петлей на шее. Кино это деньги: не знаю, как он рассчитывался с тем же Толоконниковым.

Костя сказал, что Толоконников узнал, что я буду и решил присоединиться. Я там играл Горбачева, санитара, Толоконников – мой напарник.

Уже тогда он кашлял, болел. Самое лучшее у него было в "Собачьем сердце" - Шариков. Еще "Хотабыч", - такой современный перепев.

Я его видел в последний раз когда же? Это было, когда у меня была последняя любовь (припоминает), в июне 2016 (смеется.)

- Как легко вы влюбляетесь!?

- Это же хорошо, когда человек влюбляется. "Возлюби ближнего своего, как самого себя" - любить – это прекрасно.

- А вам что больше нравится играть? Есть любовь к кинематографу, а есть..?

- Любовь к контракту (улыбается).

- Но ведь выбираете. Ведь на "Тобол" не пошли!?

- Ну, есть амбиции. Вот Женя Миронов уже пользуется правом "А кто партнер?". У меня не скажу, что такое есть. Но я честно могу сказать: если сценарий интересный и если я почувствую, что я могу, то буду сниматься. Сейчас продюсерское кино и продюсерские режиссеры. Надо считать бюджеты, брать продающих актеров.

Последнее посмотрел "Красные горы" - такая лобуда, но это тоже деньги. Вижу, Паша Деревянко – прекрасный актер. Евгений Дятлов тоже. А остальные – середняк. Я боюсь про себя говорить. Недовольство – оно хорошо. "Возлюбите ближнего своего, как самого себя" - себя!

От роли в "Тоболе" отказался. Я сказал: "Знаете, я на втором плане как-то очень плохо смотрюсь". Правда, мне потом Дима Назаров звонил и спрашивал, почему я от роли отказался: "Ты же не только Гагарина, ты и Ремезова хотел". Я всех хотел! (Смеется.)

Комментарий продюсера к/ф "Тобол" Олега Урушева: "Мы предложили ему очень интересную роль Бибикова - это комендант Тобольска до Гагарина, был тихим спокойным таким ужом, интересным и коварным.. Она такая трагикомическая, он ее мог бы сыграть. Он посчитал, что это слишком мало для его творческого амплуа. Сказал, что хочет быть Гагариным или Ремезовым. Я ответил по-продюсерски: человек, который играл Паниковского, не может играть ни Ремезова, ни Гагарина. Это мое мнение. Мы предложили ему очень хорошую роль на двадцать съемочных дней. 

Урушев показывал мне пробы. Мне понравились многие артисты, запомнились. Сценарий очень хорош. У нас там Игорь Кудрявцев и Денис Рекало снимаются.

- А по типажам, кого хотели бы сыграть в "Тоболе"?

- Я бы, наверное, хотел и Ремезова, и Гагарина. Филофея? Но он немного не прописанный. У Гагарина, оказывается, не сохранилось портретов: стоило бы помучиться над ролью.

Сейчас из последнего вышел у меня "Пасечник" - я не стыжусь, такой НТВшный сценарий там. Сейчас его часто повторяют.

Двоюродная сестра как-то говорит: "Леня, мы "Пасечника" смотрим. Ты знаешь, ты похож…". "На кого? На Гришу Окунева?", - это мой отец. А там действительно, он есть. Мне самому нравится монолог: "Эээ… Гребка… Чем человек от обезьяны отличается? Желанием накатить" (играет роль), - это монолог Макарыча.

На съемках три недели я был в Кении (шепчет). Я видел, как восходит солнце в Кении (смеется.)

- В Кении как-то иначе восходит солнце?

- Да! Вот едешь – еще темно. И вдруг – буквально (возносит руки к небу, демонстрируя восход солнца). Солнце очень быстро начинает подниматься, будто таймер включен. Очень переживал, что тогда не взял Сергея с собой, ему было тогда 12 лет.

Впервые тогда был за границей. Был еще смешной случай: когда в Тюмени выдавали паспорт, сижу в коридоре в паспортном спросили: "У вас не было заграничного паспорта?". Я и брякнул: "Нет, не было: я ж невыездной!".

В Кении снимали "Экватор" Ульяны Шилкиной. Я играл прапорщика Ильича. Меня побрили наголо и сделали дреды. И моя ассистентка Даша ходила за мной с зонтиком, боялась, что напечет мне. А когда я вечером снял дреды, голова была с загаром как у арбуза.

- А с каким российским режиссером вам нравится работать?

- Ну, зачем это у меня спрашивать (негодуя)! Это у Жени Миронова надо спрашивать: он работал со многими.

Ну, я ж не работал с Никитой Сергеевичем. Хотя мне сказали: "Никита Сергеевич "Патриотическую комедию" видел, ты у него в компьютере отложился". Ну, вот, до сих пор в компьютере.

Мне понравилось работать с Сережей Быстрицким. С Алексеем Маликовым "Правда о щелпах": он сделал сразу трех оскароносных актеров: Алексея Шлямина, Камиля Тукаева и Леонида Окунева. С ним интересно было работать.

- Где больше нравится работать в театре или на камеру? Как пришли в кино?

- Это совсем другое. Владимир Хотиненко тогда еще был Володей Хотиненко – его первый короткий метр, когда он учился у Никиты Сергеевича. Слава Воскресенский меня с ним познакомил. И первый его фильм "Завоеватель" с актрисой Дилором Камбаровой – она ВГИКовка. Это был мой первый фильм, голос не мой: озвучивал меня Слава Воскресенский.

Уже на съемках "Мусульманина", когда Диля жила в Америке, я встретился с ее дочерью. Она сказала: "Мама вас все время вспоминает". Начинали мы вместе.

А потом как-то само пошло. Потом был у Хотиненко "Один и без оружия", "Окружение" и других.  Недавно повторяли его "Патриотическую комедию". Я наткнулся на нее по телевизору. И вдруг она меня, раз! Хотиненко там еще начинающий. Там есть какая-то магия: нет того Екатеринбурга. "Патриотическая комедия" - это Леша Серебряков, Сережа Маковецкий, Лара Гузеева. Что-то там есть, в этом фильме. Как сказал Хотиненко: "Это мой любимый фильм. И вообще, Окунев, ты мой талисман". 

Ирина Ромашкина