О пропавшем мальчике с открытки расскажет выставка
Далее в сюжете: Как сахалинский рыбачок стал артистом "Ангажемента"
Когда символ Нового года – маленький мальчик – сошел с советских открыток, как увлечение собирать коллекции из бабушкиных сундуков выросло в многотысячные экспозиции, а также о посткроссинге и филокартии и об истинной ценности почтовых карточек рассказал президент Союза филокартистов России Арсен Мелитонян накануне Нового года.
Среди всех увлечений жителей России, коллекционирование занимает третье место, уступая кулинарии и дружбе с домашними животными. Оно насчитывает около 70 направлений – от марок, жвачек и кактусов до самолетов, автомобилей и паровозов. "У моего коллеги в коллекции техники есть рубка подводной лодки К-19. Собирают иконы, картины, антиквариат, значки, бижутерию, мыло, шоколад и многое другое", - пояснил филокартист.
По словам Арсена Мелитоняна, его увлечению уже 50 лет, тогда как Союзу филокартистов всего три года. Он пояснил, что коллекционирование открыток всегда было в поле филателии, и только недавно энтузиасты основали собственный Союз.
У почтовой марки есть денежный номинал, ведь это знак государственной оплаты почтовой услуги, пояснил Мелитонян. Все марки каталогизированы и очень сложно найти необычную.
"Открытка же с 1985 года выпускалась кем угодно. И даже в советское время при проблемах с идеологической цензурой было огромное количество изданий. Кто угодно мог решить, что хочет издавать открытки: сфотографировались вместе, напечатали открытку, отправили. В этом интерес – их массово делать невозможно", - пояснил ценность почтовой карточки коллекционер.
Когда он начинал собирать открытки, их отправляли из Франции, Америки в Советский союз, карточки подвергались цензуре.
"Например, открытка, на которой на обратной стороне написано "Антибольшевистский комитет" - рискните ее отправить. Или попробуйте найти полную серию дореволюционных открыток Лаврова – это сложно. А открытки царской семьи – за них можно было жизнью поплатиться. Если в тридцатые годы у кого-то находили портрет императора - это подвиг", - сказал филокартист.
Пополняются коллекции во многом благодаря бабушкиным сундукам, ценители также ищут карточки по объявлениям, в клубах, антикварных магазинах, но по сути источник один – семья. Арсен Мелитонян видит в этом важный аспект открытки – сохранение исторической памяти. Экспозиция рассказывает, что даже до революции почтовую карточку мог купить кто угодно: качество было разное, на любой кошелек. Были и дорогие открытки, созданные в технике хромолитографии. А были совсем дешевые – любое фотоателье могло напечатать. В основном таким производством занималась компания "Кодак": они нарезали бумагу в размер открытки, одна сторона которой была разграфлена.
"Мы бы с вами могли прийти в фотоателье, нас бы сфотографировали, мы бы сделали три экземпляра и купили эту открытку по минимальной цене. Были открытки и для крестьян, и купеческие, и те, которые мог держать в руках император", - отметил Арсен Мелитонян.
Особенно ценна в почтовых карточках графически идеальная работа художника, считает он. А еще интересно отследить изменения в символике. Так до середины XX века в новогодних открытках вместе с Дедом Морозом – образом уходящего года – изображали маленького мальчика, символизирующего Новый год.
"Я всегда задаю вопрос: а где же мальчик? Как в анекдоте, а был ли мальчик? Куда он делся? У нас сейчас на открытках есть Снегурочка, зайчики, смешение с восточным гороскопом, но образ Нового года исчез", - пояснил коллекционер.
Открытка, изначально предназначенная исключительно для коммуникации, стала носителем многих аспектов материальной культуры. Главный филокартист России рассказал об интересном случае в Москве, который помог оценить значимость экспозиции как познавательного материала для детей.
"Когда мы показывали нашу выставку в Москве, параллельно шла выставка картин Айвазовского. Там показывали 80 подлинников: народ валил толпами. В соседнем зале Дома художников мы показывали 800 работ Айвазовского на открытках. И люди видели всю эту ретроспективу. Мы давали детям задание: "Найдите открытку, где солнце в центре композиции". И они должны были пройти все залы, чтобы найти ее - им это было интересно", - рассказал Арсен Мелитонян.
Эксперт филокартии отметил и ставшее популярным современное увлечение посткроссингом, когда люди обмениваются открытками по всему свету. К примеру, активно поддержали моду в Ижевске. Там создали социальный проект "Открытка из Ижевска", которая рассказывает о городе всему миру "не с помощью бездушных SMM-технологий, а настоящими живыми почтовыми открытками с уникальным оформлением, которое создают участники проекта".
"Они событийные и часто делаются по случаю. В Ижевске есть Центр высоких технологий, которому стало интересно заниматься выпуском современных открыток в ограниченном количестве. Это популяризация города и заработок", - считает специалист.
Напомним, на действующей выставке "Детский музей истории русской открытки" в комплексе им. И. Я. Словцова (Тюмень, ул. Советская, 63) посетители могут создать собственную почтовую открытку на любой сюжет и по-особенному поздравить с торжеством или праздником близких людей.
Ирина Ромашкина