Тюменские общественники проверили, как работает мусоросортировочный завод
Далее в сюжете: Александр Моор поручил предусмотреть допльготы на вывоз мусора
Мусоросортировочный завод посетили 17 января представители рабочей группы Общественной палаты Тюмени, которые убедились в том, что предприятие работает в штатном режиме, с поступающими объемами коммунальных отходов справляется без проблем, несмотря на значительно выросший с начала года объем.
По словам генерального директора ООО "Тюменское экологическое объединение" (на обслуживании которого находится завод) Константина Фрумкина, в настоящее время предприятие принимает бытовой мусор от жителей Тюмени, Тюменского и Нижнетавдинского района. С устройством накопительных станций сюда же начнут поступать твердые коммунальные отходы из Ялуторовска, Заводоуковска и Исетского района. В час завод может обработать до 90 тонн мусора, за год - 350 тыс. тонн. В целом жители региона производят за год 570 тыс. тонн, причем три четверти от этого количества приходятся на жителей Тюмени и Тюменского района.
Как это работает?
Привезенный мусор после радиационного контроля распределяется по трем линиям. Сначала он по конвейерам поступает на предварительную ручную обработку, где рабочие отбирают крупные куски пленки, бумаги, стекло и так далее. Затем масса идет в специальные барабаны, где рассортировывается на четыре размерных фракции, затем под магнит для выборки металла, оптический и баллистический сортировщики для пластика. После чего все, что осталось, прессуется в брикеты и складируется на улице — качественное вторсырье готово к продаже переработчикам. Что немаловажно, токсичные отходы 1-3 класса опасности - лампы, батарейки, аккумуляторы и прочее - теперь тоже не попадают на полигоны, а передаются для утилизации на другой завод. Деревянные отходы населения складируются на улице и сжигаются в местной котельной, за счет этого отапливаются помещения и завод снабжается горячей водой. Оставшийся "неликвид" прессуется и вывозится на полигон. У такой технологии обращения с отходами два огромных плюса. Первый - до 40% мусора можно пустить во вторичную переработку, второй - кубометры отходов для захоронения на полигоне сокращаются в четыре раза, а это значит, что один полигон уже может служить не 3-4 года, как это было ранее, а 12 лет, да и выглядеть место захоронения мусора будет не как свалка, а как ухоженный парк. Если в ближайшие годы удастся отдельно наладить сбор пищевых отходов, то качество сортировки сухого мусора возрастет, а "сырой" можно будет перерабатывать в так называемый технический грунт. По словам Константина Фрумкина, эта тема сейчас активно обсуждается с правительством области.
Из чего сделан?
Оборудование и погрузчики на заводе импортные, весь строймонтаж отечественный. К последнему относятся системы вентиляции, кондиционирование, котельные, паропроводы, трубопроводы, насосы. Наши, российские, панели, металл, песок, щебень — при этом, преимущество отдали тюменским производителям, исключительно тюменские подрядчики и строили завод, они платят налоги в региональный бюджет, получают официальную зарплату в Тюмени и области.
Кому принадлежит?
Согласно концессионному соглашению, завод инвестор построил на свои деньги, взяв в "Газпромбанке" кредит под 9% годовых. Строительно-монтажные работы обошлись в 1,150 млрд рублей, на оборудование потрачено 550 млн. Средний гарантийный срок завода 25 лет, окупаемость - девять лет. Важно отметить, что согласно договора между властью и бизнесом, этот завод переходит в собственность Тюменской области. А "Тюменское экологическое объединение" занимается его эксплуатацией и поддерживает в рабочем состоянии.
Кому вторсырье и кто получит выгоду от его сдачи?
В Тюменской области 22 перерабатывающих предприятия. Построенный семь лет назад "Стеклотех" готов принять стеклобой. Со сбытом бумаги и картона тоже проблем нет - местные птицефабрики используют сырье для упаковки. Пластик и металл востребованы и закупщики готовы за них платить неплохие деньги. Пока все это "добро" в брикетах складируется на территории завода — но первые торги намечены уже на февраль. В 2019 году компания планирует с продажи вторсырья выручить до 250 млн рублей, фактическая цифра отразится в отчетах перед регулятором, то есть областным правительством, и будет учтена при формировании тарифов по ТКО для населения на 2020 год. Отчеты по финансовой деятельности ООО "ТЭО" будет публиковать на сайте компании, отразятся они на правительственных интернет-ресурсах - при желании с информацией можно будет ознакомиться детально.
Что дала поездка?
Экскурсия на завод - наглядная иллюстрация нововведений в схеме обращения с твердыми коммунальными отходами. "Наша задача – разъяснить населению переход на мусорную реформу, технологии, которые необходимо применять в соответствии с законодательством. Сегодня мы показали завод, чтобы было понимание, что и как у нас происходит с мусором, а завтра будем подробно обсуждать, как пришли к тому, что имеем, и что будет в дальнейшем", - отметила руководитель департамента недропользования и экологии Тюменской области Жанна Злобина.
Член рабочей группы Людмила Могутова отметила, что поездка помогает понять, как работает новая система и из чего складывается часть тарифа. "Мы увидели, что производство работает в постоянном режиме, технологическая цепочка не нарушена. Думаю, что мы очень продуктивно съездили, и часть вопросов снимется", - сказала она.
Новый подход к обращению с твердыми коммунальными отходами значительно улучшит экологическую ситуацию в регионе и мусоросортировочный завод в этом процессе ключевое звено. В этом уверен председатель Ассоциации экологов Тюменской области Максим Богопольский. И первая декада января, когда ТЭО официально приступил к работе, яркий тому пример. "В новогодние праздники на тюменский полигон возчики привезли на 40 процентов больше мусора, чем в прошлом году. Не думаю, что мы в этом году как-то сильнее отдыхали, гуляли, ели. Просто это те отходы, которые в прошлом году до полигона по каким-то причинам не доехали, а осели в пригородных лесах и на полянах, - считает Богопольский. - Мусоросортировочный завод - это большой шаг вперед. Он на 80 процентов решит существующие у нас проблему стихийных свалок и, возможно, уже в течение двух лет она перестанет быть для нас острой".
Татьяна Тихонова