Евгений Шестаков: для симфонического оркестра важны любовь и уважение тюменцев
Дарить людям ощущение праздника и дальше намерен заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра Евгений Шестаков. Об этом он рассказал журналистам перед концертом, приуроченном к 70-летию маэстро.
В программу концерта он включил кантату Карла Орфа Carmina Burana и Симфонию № 3 Сергея Рахманинова. Услышать легендарную музыку и поздравить дирижера с юбилеем пришли более тысячи горожан - в концертном зале им. Юрия Гуляева не было свободных мест.
"Один мой знаменитый коллега Шарль Мюнш однажды сказал, что после семидесяти лет начал что-то понимать в дирижерском искусстве и симфоническом исполнительстве. Я могу сказать то же самое. Открывая любую партитуру, я открываю огромное море неизведанного, интересного и не всегда постигаемого до конца. Все время чувствую себя учеником перед гениальными композиторами, очень волнуюсь, чтобы получилось хотя бы хорошо", - признался Евгений Шестаков.
Он отметил, что тюменский оркестр по всем параметрам пока находится в младенческом возрасте, так как три-четыре года - это очень мало для подобного коллектива.
"Обычно считается, что сыгранный оркестр, который что-то умеет, это примерно 15-25 лет. У нас в 2020 году будет пятилетие со дня первого концерта. Но я всегда стараюсь, чтобы каждое наше выступление было как последнее. Для нас неимоверно важны любовь и уважение тюменцев, и мы гордимся тем, что оркестр в Тюмени востребован на сто процентов", - отметил дирижер. По его мнению, аншлаги в зале на симфонических концертах и на музыкальных фестивалях говорят о том, что жители десятилетиями ждали, когда в регионе появится такой оркестр.
"Я каждый день, каждую минуту чувствую огромный груз ответственности. Говоря немецким языком, я - generalmusikdirektor Тюменской области, потому что симфоническое исполнительство - это самый сложный его вид", - сообщил Евгений Шестаков. От того, как оркестр сыграет то или иное произведение, зависит, будет ли у людей ощущение праздника и коллектив старается этого добиваться.
Комментируя выбор композиций для юбилейного концерта, маэстро рассказал, что и Carmina Burana, и третья симфония Рахманинова были написаны в одно время - в 1936 году. В третьей симфонии можно услышать историчность и эпохальность Льва Толстого, глубокий психологический разбор чувств, как у Федора Достоевского, и проникновение в глубины подсознания русского народа, как у Тютчева. Кантата Карла Орфа также широко показывает свою страну, Германию, такой, какой она была в Средневековье.
"Первая часть кантаты, O fortuna, это такой же шлягер, как Yesterday от Beatles или "Танец с саблями" Хачатуряна. Ее играет весь мир. Carmina Burana очень загадочная, исполняется на латыни. Для того, чтобы слушатели понимали, о чем она, мы подготовили перевод на русский язык, который будем транслировать на светодиодный экран", - сообщил дирижер. Он подчеркнул, что это произведение неимоверно сложное для исполнения, поэтому его играют крайне редко. Евгений Шестаков, помимо тюменской хоровой капеллы и сводного детского хора школ искусств Тюмени, пригласил для этого концерта солистов из Москвы: сопрано Ирину Костину, тенора Юрия Ростоцкого и баритона Анджея Белецкого.
Тюменцы по достоинству оценили подарок маэстро и после окончания двух отделений концерта долго не отпускали его со сцены под оглушительные аплодисменты.
Дарья Казакова