Предприниматель Ирина Иванова: успех приходит к тем, для кого бизнес - больше, чем работа
Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли России награждена генеральный директор тюменской компании "Ритейл-Технологии-Бизнес" Ирина Иванова накануне профессионального праздника - Дня работника торговли.
Успешный предприниматель с 30-летним опытом работы в интервью корреспонденту ИА "Тюменская линия" рассказала о том, как превратить бизнес-конкурентов в союзников, и об основных принципах успешной карьеры.
- В сентябре 2019 года вашей компании исполнится 5 лет. За это время вы успели организовать в области сеть фирменных розничных магазинов и возглавить большое производство. Как получилось, что изначальный план - создать консалтинг-бизнес - претерпел столь существенное изменение?
- Действительно, изначально я создавала компанию для помощи тем, кто хочет организовать предприятие с нуля, либо привести к успеху действующую компанию. Мне есть чем поделиться: около 20 лет, до 2014 года, я работала в одном из крупнейших холдингов Тюменской области - "Партнер", объединившем множество направлений: строительный бизнес, розничную торговлю, производство, логистические услуги и другие. В начале 90-х годов участвовала в развитии и становлении тюменской розницы - открытии первой сети магазинов строительно-отделочных материалов, затем - в создании первых в Тюмени сети гипермаркетов строительных материалов и товаров для дома, продовольственных гипермаркетов и супермаркетов, позже занималась ребрендингом действующей продовольственной сети в международную сеть Spar.
Однако давать советы о развитии бизнеса и не видеть итоговый результат - не то, чем мне действительно интересно заниматься. В 2015 году я получила деловое предложение от одного из руководителей холдинга "Арсиб-холдинг Групп" Серго Степаняна. Он пригласил меня на проект по развитию сети магазинов фирменной розницы от местных производителей, входящих в структуру холдинга. Почему я согласилась? Я не занимаюсь тем, во что не верю. А эта идея показалась мне интересной, перспективной и актуальной. Когда несколько лет назад в стране стали серьезно развиваться федеральные и международные сети, региональная розница стала постепенно терять свои позиции и много компаний покинули рынок. Это могло иметь последствия и для местных производителей: не все были готовы к работе с федеральными сетями, к выполнению достаточно жестких, зачастую справедливых требований со стороны сетей. Им было бы сложно выдержать конкуренцию с федеральными производителями, которым отдавали предпочтение сетевые магазины и я, имея многолетний опыт работы в регионе, это понимала.
- Как вы обозначили свою задачу?
Нашей задачей было создать сеть фирменной розницы, которая бы соответствовала и отвечала требованиям рынка. Мы начали открывать магазины в Тюмени и на юге Тюменской области. Конечно, не все было гладко: около десятка торговых точек пришлось закрыть из-за неудачного месторасположения или невозможности выйти на доходность. Мы придерживались жесткой финансовой модели – фирменная розница должна сама себя содержать. Сейчас на юге Тюменской области действует 35 наших торговых точек, в ассортименте - молочная продукция компании "Тюменьмолоко", продукция мясокомбината "КООППРОМ" (переименован в Тюменский мясокомбинат "Олимп"), а также куриная продукция предприятия "Совхоз Прогресс". Все три входят в состав холдинга "Арсиб Холдинг групп".
Сегодня я параллельно занимаюсь двумя проектами - развиваю сеть магазинов, а также возглавляю мясокомбинат "Олимп" в поселке Боровский, которому в свое время потребовалась реорганизация. В будущем, после запуска нового свинокомплекса на 60 тысяч голов, строительство которого в планах "Арсиб Холдинг групп", мы планируем увеличить число магазинов до 70 и выйти за пределы юга Тюменской области. Интересно, что больше всего открытие наших торговых точек приветствуют жители сельской местности, и именно там мы прежде всего планируем организовывать новые магазины.
Думаю, что поддержку нашим планам окажет проект "Покупаем тюменское", который способствует популяризации товаров местных производителей.
- Не "наступают ли на пятки" федеральные сети, чувствуется ли конкуренция?
- Смысл в том, чтобы федеральные сети помогали нам, а не мешали. Мы даже открываемся специально рядом с "федералами". Покупатель должен найти у нас то, чего не встретит у них.
Во-первых, мы представляем самую полную линейку продукции компании "Тюменьмолоко" – одного из крупнейших производителей региона, прилавок длиной 3 метра полностью заполнен молочными товарами. Предприятие постоянно работает над разработкой нового ассортимента.
В-вторых, если говорить о мясе, то выбирать его покупатели предпочитают на рынке, полагая, что там продукт более качественный и свежий. Мы стараемся соблюдать эти принципы и полностью отслеживаем путь продукции от производителя до прилавка, поставки организованы на ежедневной основе. Важно и то, что у нас конкурентная цена: дважды в месяц объявляем новые акции, поэтому покупатели всегда найдут товары по привлекательным ценам.
Кроме того, у нас сбалансированный ассортимент. 15 процентов товаров – это сопутствующая продукция - специи, растительное масло, соль, специи. Значит, покупателям не надо идти сразу в несколько магазинов. Если хозяйка зайдет к нам в 18 часов после работы за покупками к столу, то в 19 часов она может уже приготовить ужин из свежайших продуктов, при этом не потратив слишком много.
Немаловажным фактором, в отличающих нас от федеральных сетей, является то, что холдинг "Арсиб групп" является вертикально-интегрированным и наши предприятия-переработчики обеспечены сырьем от собственных производственных ферм, то есть фраза от "фермы до прилавка" для нас является ключевой.
- С какими основными трудностями пришлось столкнуться, организуя сеть магазинов?
- Самой сложной задачей была необходимость наладить взаимодействие торговых точек с с нашими предприятиями- переработчиками, чтобы все работали как единый механизм. И те, и другие не привыкли работать в тесной связке. Разногласий по поводу того, где и чья зона ответственности, было немало. Но сегодня система выстроена, значимым моментом является зависимость магазина от производителя. Если тот не выполнил свои обязательства, то в магазине товара не будет и покупатель не получит необходимую услугу. Поэтому мы очень бережно относимся к своим производителям, стараемся не нагружать их проблемами розницы. Мы одна семья и стараемся работать так, чтобы комфортно было всем, продвигаем на рынок продукцию наших производителей и доносим до покупателей ее достоинства и преимущества.
- Какими принципами вы руководствуетесь в работе?
- Моя дочь когда-то сказала фразу: "В моем детстве не было мамы". Я могла бы обидеться, но это справедливые слова. Дочь выросла достойным человеком, хотя в ее детстве и юности меня действительно было немного. Но у меня были постоянно новые проекты, сложные задачи, и никто не давал готовых решений. Причем страха перед новизной не было, мне было интересно. Я наблюдала, как действуют коллеги в России и за рубежом, читала и училась, ошибалась и продолжала создавать. Я посвятила себя профессии, однако не хочу сказать, что все девушки должны поступать так же. Но если хочешь достичь успеха, то дело, которым занимаешься, должно быть больше, чем просто работой. Нужно любить его и быть ему преданным, это первый принцип.
Второе важнейшее правило - внимание к людям, которые с тобой в команде. Со многими коллегами мы работаем вместе по 10-15 лет. Я знаю, что могу на них положиться во многом, я им доверяю и это дорогого стоит. Люди - главное богатство, они неповторимы, их нужно ценить. Профессионалов на этом рынке в регионе не так много, к сожалению. Сегодня большие компании тратят колоссальные средства на обучающие программы для сотрудников, потому что если люди некомпетентны, ты отстаешь от конкурентов и не можешь стать лидером.
- Поэтому вы уделяете время работе с молодыми специалистами, со студентами?
- Да. Я сотрудничаю с профильными колледжами, с ТИУ - как преподаватель, руководитель дипломных работ, председатель экзаменационной комиссии на защите дипломов и государственных экзаменов. Одновременно присматриваюсь к молодежи, нужно знать уровень специалистов, которые приходят работать в отрасль. Очень важно, чтобы наша образовательная система отвечала требованиям рынка. К сожалению, к ней сейчас есть вопросы, а времени на переобучение сотрудников просто нет, нужно бежать быстро.
- А вы продолжаете совершенствоваться, учиться?
- Да, моему любопытству нет предела. Я читаю много профессиональной литературы. В соцсетях подписана на все профессиональные каналы, бизнес-ассоциации, участвую в наиболее интересных конференциях. Как иначе можно быть экспертом? Индустрия постоянно идет вперед, нужно успевать за общим направлением ее развития.
Я стараюсь обновлять компетенции не только в управлении, администрировании, но и углубляться в производственные детали. Сегодня Роскачество "пачками" отправляет в "черный список" товары, в том числе ведущих брендов. Мне важно понять, на каком этапе возникает сбой. Либо производители осознанно влияют на качество продукции, чтобы снизить себестоимость и нечестно конкурировать за лучшую цену, либо есть сложности с оборудованием, сотрудниками. Нужно понимать проблему, чтобы работать с ней.
- Что значит для вас награда Министерства промышленности и торговли?
Я приехала в Тюмень в 1988 году после окончания профильного института во Владивостоке, здесь начала работать по специальности. Все, что я делала для развития отрасли розничной торговли, я делала в нашем регионе. Надеюсь, что эта награда - оценка моего труда, и получить ее, безусловно, очень приятно.
Татьяна Ковалева