Создание топливно-энергетического комплекса СССР было главным делом всей жизни Бориса Щербины
Далее в сюжете: В Тюмени презентовали книгу "Слово о Борисе Щербине"
Эпоха исторических переломов рождает людей, которые воплощают в себе душу времени, переживаемого момента. Таким человеком, такой незаурядной личностью был и остается Борис Евдокимович Щербина. Такими размышлениями с корреспондентом "Тюменской линии" поделился видный советский государственный деятель, член ЦК КПСС (1986—1990), депутат Верховного Совета СССР, Народный депутат РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Владимир Григорьевич Чирсков.
В 1978 он работал заместителем Бориса Щербины, который занимал должность министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Потом стал его первым заместителем, а в 1984 году, когда Бориса Щербину назначают заместителем Председателя Совета министров СССР, Владимир Чирсков возглавил Миннефтегазстрой СССР.
"Борис Щербина — личность первой величины, принадлежащий своему времени, своей эпохе, которая вывела этого паренька из простой рабочей семьи на широкую дорогу жизни, поставила в центр событий, которые бурно развивались во второй половине прошлого века в Советском Союзе, - подчеркнул Владимир Чирсков. - Во всем любил порядок, его отличала чрезвычайная оперативность по решению возникающих вопросов. Обладал даром общения с людьми. Мог в короткое время сплачивать вокруг себя группы людей. С ним было работать интересно, но нелегко. Он помнил все. Очень не любил неправду. Всегда был заряжен на новое. За его энергией нужно было всегда успевать, а это многим было не просто. Обладал энциклопедическими познаниями во многих областях науки и техники. Был системным человеком. В нем органически сочетались качества большого политика, крупного организатора, блестящего воспитателя, мудрого человека".
Именно эти качества, по оценке современников Щербины, позволяли ему быть одним из видных представителей эпохи пробуждения и становления невиданных по масштабам и экономической значимости производительных сил Сибири. В 1951 году он по решению ЦК ВКП(б) направляется для укрепления кадрами Иркутской областной партийной организации. А в 1956 году избирается вторым секретарем Иркутского обкома КПСС.
В области сосредоточены огромные запасы древесины, железных руд, редких цветных металлов, каменной соли и других полезных ископаемых. Заслуга Бориса Щербины, как одного из руководителей Иркутской области, в том, что впечатляющие запасы природных ресурсов были трансформированы в не менее впечатляющие объемы промышленной продукции. В те годы была построена Иркутская гидроэлектростанция — первенец Ангарского каскада - начато сооружение крупнейшей в мире Братской ГЭС, которая уже в 1961 году выдала первый ток. Началось строительство Иркутского алюминиевого завода, начал действовать Ангарский нефтехимический комбинат, вошли в строй гидролизные заводы, были построены и введены в строй мощные линии электропередач, новые железные дороги, в том числе головной участок БАМа, появились новые города, среди них — гордость не только иркутян, но и всей страны, город Ангарск. Отсталая, нежилая территория области превратилась в огромный развивающийся индустриально-аграрный комплекс. Иркутская энергосистема по установленной мощности вышла на второе место в стране (после Донбасской). По объемам осваиваемых капиталовложений Иркутская область прочно утвердилась в первой пятерке.
В 1961 году Борис Щербина направляется в Тюменскую областную партийную организацию, где в течение 12 лет работает первым секретарем обкома КПСС. Он был одним из тех, кто прочно поверил в тюменскую нефть, газ, и никакие трудности или временные неудачи не могли поколебать этой веры. Всего через полгода работы на тюменской земле, в декабре 1961 года, он посылает записку в ЦК КПСС, в которой обосновывает огромные перспективы Тюменской области в добыче нефти и газа. Записка Бориса Щербины не сразу нашла поддержку. Только в мае 1962 года, после долгих споров и тщательных экспертиз, было принято Постановление Совета Министров СССР "О мерах по усилению разведочных работ на нефть и газ в районах Западной Сибири", которое можно назвать историческим. В нем речь шла не только о расширении геологоразведочных работ, но и о строительстве баз, дорог, пристаней, взлетно-посадочных полос, создании новых образцов техники, привлечении к освоению области науки. Была поставлена конкретная задача - довести к 1970 году ежегодную добычу нефти до 5 млн тонн, газа - до 10 млрд куб. м.
Хотя данное постановление было половинчатым, - в нем отсутствовали вопросы организации в Тюменской области нефтедобывающей и химической промышленности, как предлагал Щербина, оно окрылило сибиряков. Главное было достигнуто. После Постановления дело развернулось круто. Открытия нефтяных и газовых месторождений посыпались, как из рога изобилия. Год 1962 - два нефтяных и два газовых. Год 1963 - четыре нефтяных и четыре газовых. Год 1964 -восемь нефтяных и два газовых.
"Тюмень превратилась в кипучий центр, боевой штаб, откуда шло управление всей деятельностью этого огромного края. Возглавлял этот центр Щербина, - вспоминает Владимир Чирсков. - Он внес большой личный вклад в дело использования громадных природных ресурсов Тюменской области на нужды народного хозяйства. За время его работы в Тюмени эта область превратилась из сельскохозяйственной в индустриальную. Были открыты такие уникальные месторождения, как Самотлорское, Федоровское, Усть-Балыкское, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское и многие другие. В тяжелых природно-климатических условиях, в необжитой местности за короткий срок были возведены крупные предприятия по добыче и транспортировке нефти и газа, обеспечены исключительно высокие темпы развития нефтяной и газовой промышленности".
Наряду с нефтяной и газовой промышленностью в Тюменской области была создана мощная строительная база, бурное развитие получили энергетика, лесная, деревообрабатывающая, легкая промышленность, железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Осуществлялось комплексное развитие сельского хозяйства.
В декабре 1973 года Бориса Щербину назначают министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. "Слов нет, сложное хозяйство досталось ему, отрасль формировалась с большим трудом, - рассказал Владимир Чирсков. - В составе отрасли был лишь один научно-исследовательский институт, и слабая научная база не могла удовлетворить запросов производства. Технологии и принципы организации строительства требовали коренной модернизации. Организация производственных коллективов, их энерговооруженность не позволяли обеспечить ни темпов, ни качества строительства, а значит, и его надежности. Условия быта строителей даже в "старых" районах дислокации были плохими. Он понимал, что без серьезного переоснащения коллективов невозможно выполнять поставленные задачи".
Первым комплексным решением для развития отрасли стало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19 июля 1974 года № 504 "О повышении технического уровня строительства магистральных нефтепроводов и газопроводов и об обеспечении надежной их эксплуатации". В нем была сформирована государственная программа решения важнейших проблем нефтегазового строительства, развития капитального строительства в Западной Сибири. Реализация этих решений позволила переоснастить строительные организации и вывести строительство объектов добычи, транспортировки нефти и газа на новый уровень. В этом огромная заслуга министра Б.Е. Щербины.
Министерство под его руководством выросло в крупную высокомеханизированную отрасль, стоящую на передовых позициях в деле повышения топливно-энергетического потенциала. За 10 лет, что он руководил Миннефтегазстроем СССР, было построено 113 тыс. км магистральных трубопроводов, в результате чего их протяженность в стране удвоилась. При этом средний диаметр труб увеличился вдвое. Грузооборот трубопроводного транспорта в СССР вырос с 10 до 30 процентов от общего по стране.
Созданные мощности за эти годы позволили увеличить годовую добычу нефти на 246 млн тонн и газа на 336 млрд куб. м. Это позволило стране выйти на первое место в мире по ежегодной добыче нефти и газа.
В январе 1984 года Бориса Щербину назначают заместителем председателя Совета министров СССР. Это выдвижение было закономерным —он был человеком государственного масштаба.
"Создание топливно-энергетического комплекса СССР было главным делом всей жизни Бориса Евдокимовича Щербины. И ему многое удалось сделать. Переоценить его вклад в развитие энергетики страны трудно. Благодаря активному и плодотворному труду Щербины ТЭК и до сих пор, слава Богу, дает стране валюту, а людям - свет и тепло", - уверен его соратник и последователь, крупный советский государственный деятель, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Владимир Чирсков.
Борис Олейник