Обязательные постановления Тюменской городской думы
Городовое положение 1870 г. четко устанавливало виды правовых актов, издаваемых городским общественным управлением: постановления и распоряжения (ст. 9), которые не должны были выходить за пределы его компетенции, иначе они признавались недействительными. Комплекс нормативных документов городских органов власти являлся обязательным для исполнения на территории муниципального образования, был подзаконен по отношению к актам центральной власти, вследствие чего занимал низшую ступень в законодательной иерархии с коллегиальной и единоличной формой принятия.
Городские думы устанавливали правила, действовавшие на территории города, его частей и сфер, касавшиеся отдельных групп жителей (скажем, торговцев) или всего населения. К числу важных правовых документов также относились принятые думскими собраниями уставы, инструкции и правила об организации жизнедеятельности и управлении подведомственными им учреждений (больниц, приютов, школ, ломбардов, банков).
Особую категорию нормативных актов составляли "обязательные постановления" городских дум, особенность которых заключалась в том, что порядок их разработки и утверждения регламентировался правительством, в частности, циркуляром МВД от 28 сентября 1872 г. № 9357 "О порядке издания обязательных для местных жителей постановлений…". В этой связи им свойственны стандартная (унифицированная) форма и однотипное содержание.
Обязательные постановления принимались гласными городских дум по важнейшим вопросам организации местного хозяйства и жизнедеятельности. Положениями 1870 г. (ст. 103) и 1892 г. (ст. 108) устанавливался общий перечень предметов, по которым выносились подобные акты: о мерах предосторожности от пожаров; о порядке содержания в исправности улиц, площадей, мостовых, тротуаров и других мест общественного пользования; о производстве извозного промысла; о санитарных мерах, о мерах против порчи воды и о предупреждении и прекращении болезней и эпидемий; о мерах безопасности против домашних животных; о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах и др. Этот перечень был открытым, что позволяло думам, исходя из местных условий и потребностей, принимать такие постановления и по другим проблемам.
В обязательных постановлениях представлена текущая нормотворческая деятельность местных думцев и служащих, что позволяет достаточно полно выявить какие проблемы, в первую очередь, волновали "отцов города" в конце ХIХ – начале XX в.: – это частые пожары, эпидемии, падеж скота, устройство торговли и промыслов, строительство частного сектора и многие другие.
В обязанности полиции входило наблюдение за точным исполнением жителями обязательных постановлений, проекты которых, как правило, разрабатывались специальными комиссиями и перед принятием их думой, сообщались начальнику полиции (города, округа, уезда), который должен был дать свое заключение (завизировать). Окружной (уездный) исправник также обладал правом разрабатывать и вносить такие проекты на рассмотрение думы.
Принятые на местном уровне нормативные акты направлялись губернатору; после его одобрения, утверждались губернским присутствием по городским делам и официально публиковались – в "Тобольских губернских ведомостях".
В обязательных постановлениях содержатся ценные и разнообразные сведения по основным направлениям работы городских властей. В то же время, они отличаются достаточно низкой степенью систематизации и согласованности. По сферам регулирования эти акты можно подразделить на группы: торговля и промыслы; пожарная и санитарная части; строительство; по характеру норм: уполномочивающие, запрещающие, предписывающие и др.
Содержательная часть таких актов включала достаточно подробные и четкие требования к исполнению, чем практически исключалась необходимость принятия каких-либо разъяснений и инструкций. При этом ряд постановлений имел ссылки на законы (положения, уставы) и другие нормативные документы. Объясняется это тем, что в один правовой акт невозможно включить все правила по его реализации.
Обязательные постановления Тюменская городская дума принимала с конца 1870-х гг. и вплоть до установления советной власти:
"О санитарных мерах" (4 августа 1879 г.);
"О противопожарных мерах" (3 июня 1880 г., с изм. 7 мая 1911 г.);
"О распорядке торговли на базарах, в торговых и промышленных заведениях" (11 июля 1881 г.);
"О порядке отправления в городе извозного промысла" (27 августа 1881 г., с изм. 17 марта 1887 г. и 25 апреля 1895 г.);
"О внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах" (11 июля 1881 г.);
"По строительной части" (18 ноября 1887 г., с изм. 7 апреля 1911 г.);
"О воспрещении торговли и хранения сырых кож на пароходных пристанях" (29 мая 1890 г.);
"О содержании в исправности и чистоте улиц и тротуаров" (7 июня 1890 г.);
"О содержании пристаней" (5 июня 1890 г.);
"О предупреждении и пресечении сапа и других повально-заразительных болезней скота" (9 октября 1891 г.);
"Об устройстве заведений трактирного промысла" (16 сентября 1893 г., с изм. 15 января 1911 г. и 10/18 июля 1913 г.) (Документ);
"О пастьбе на городских выгонах крупного рогатого скота" (27 марта 1899 г.);
"Об убое скота на мясо в пределах г. Тюмени и осмотре мяса, привозимого в город для продажи из уездов" (14 декабря 1901 г.);
"Об устройстве пивных лавок" и "Об устройстве пивных складов" (19 ноября 1907 г.);
"Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах Тюмени" (16/17 октября 1908 г., с изм. 13 января 1916 г. и 9 июня 1917 г.);
"О порядке взвешивания продуктов и товаров на общественных весах" (25 августа 1909 г.);
"О порядке езды на велосипедах и автоматических экипажах (автомобилях и мотоциклах)" (22 июня 1911 г.);
"О ловле и истреблении бродячих собак в городе Тюмени" (25 февраля 1914 г.);
"Об обязанности домовладельцев города Тюмени иметь на домах или воротах именные таблички" (2 июня 1914 г.);
"О мерах к сокращению потребления мяса и мясных продуктов" (29 июля 1916 г.);
"Об устройстве лесных и дровяных складов в г. Тюмени" (5/18 февраля 1918 г.);
"О самоохране г. Тюмени в ночное время" (5 августа 1918 г.).
Одной из самых злободневных городских проблем была пожароопасная и санитарная обстановка. Тюменская городская дума в собрании 3 июня 1880 г. приняла постановление "О противопожарных мерах". Рассмотрим, как обстояло дело с пожарами в первое десятилетие работы новой думы в городе и в последующее (1870-1880 и 1880-1890-е гг.). Так, если общее число пожаров не снизилось (при интенсивной частной застройке), то убытки сократились в 2 раза, что свидетельствует, по крайней мере, о том, что жители знали, как действовать в таких случаях. Причем в постановление "О мерах предосторожности от пожаров" периодически вносились поправки. Последние изменения от 31 мая 1917 г. предписывали во дворе каждого дома иметь в летнее время (с 1 апреля по 1 октября), по крайней мере, один чан с водой и швабру на длинном шесте.
С помощью обязательных постановлений тюменским властям удалось снизить пожароопасную обстановку, уровень эпидемических болезней, падеж скота, упорядочить торговлю и ведение промыслов, строительство частного сектора и пр.
Помимо общих правил, принимались узкоспециальные документы, в частности, местная дума 18 октября 1907 г. рассмотрела проекты обязательных постановлений "Об устройстве пивных лавок" и "Об устройстве пивных складов", которые было решено представить на утверждение начальника губернии. Кроме требований к внутреннему устройству питейных заведений, Тюменская городская дума призывала соблюдать морально-этические нормы: "не дозволяется иметь в потерных и пивных лавках женской прислуги, приказчиц и детей моложе 15 лет, а также воспрещается на усадебном месте, где находится потерная или пивная, допускать проживание проституток".
В связи с обострением "рабочего вопроса" в ходе первой русской революции 1905-1907 гг., гласные Тюменской городской думы 16/17 октября 1908 г. приняли обязательное постановление, регламентирующее рабочее время и время отдыха служащих в торговых заведениях, конторах и складах города. Правила устанавливали время открытия и закрытия торговли в будние дни: с 7 часов утра до 7 часов вечера; двухчасовой перерыв для принятия пищи без закрытия торговых заведений с распределением занятий по очереди; запрет на торговлю в воскресные дни, двунадесятые (Богоявление, Рождество Христово, Сретенье, Господне и др.) и другие праздники: Новый год, Суббота масляной недели, Пасха, 9 мая, 1 октября и 6 декабря.
Перечень вопросов, подлежащих нормативному регулированию, только расширялся. Развитие новых сфер жизнедеятельности (транспорт, связь, кинематограф и др.) подталкивало местные власти к незамедлительной разработке и принятию общеобязательных правил. К примеру, в начале XX в. почтовые и железнодорожные служащие, учителя учебных заведений и многие другие начали обзаводиться велосипедами. Во избежание крупных транспортных аварий Тюменской городской думой было принято постановление "О порядке езды на велосипедах и автоматических экипажах". Причем по этим правилам, все велосипеды подлежали регистрации (присваивались индивидуальные номера), а водитель должен был сдать экзамен в местной полиции на право вождения. Более того, "употребление при езде на велосипедах не приличных для публики, обращающих на себя внимание костюмов" запрещалось.
Обязательные постановления в общем порядке отменялись, дополнялись и изменялись. В начале ХХ в. Тюменская городская дума разработала и ввела в действие достаточно полный пакет основных правил для местных жителей. Некоторые из них продолжали действовать и после февральской революции 1917 г.
Обязательное постановление, составленное Тюменской Городской Думой в собрании ее
10/18 Июля 1913 года, согласно ст. 24 Положения о трактирном промысле и изданное г.
Тобольским губернатором 25 Сентября 1913 года, в отмену таких же обязательных постановлений, изданных 16 Сентября 1893 года и 15 Января 1911 года "Об устройстве в гор. Тюмени разного рода заведений трактирного промысла, о тех местностях в городе, в коих Заведения сего рода не должны быть вовсе допускаемы и о соблюдении в означенных заведениях благочиния и благоустройства" *
Отдел I.
Об устройстве заведений трактирного промысла.
§ 1. Заведения трактирного промысла без отдачи в наем покоев, торгующие кроме кушаний и крепкими напитками, должны иметь помещение со входом с улицы, не менее двух комнат, одной собственно для буфета и другой чистой и кроме того кухню с плитой и кубом для чистой воды. Размер общей площади помещения должен быть не менее 12 кв. саж., причем главная комната заведения должна быть не менее 6 кв. саж., при высоте потолков во всех комнатах не менее 4 аршин.
Примечание: 1) Кухня может помещаться в отдельном здании или соединяться с кухней торгующего в заведении лица, 2) Если в заведении имеются достаточно вместительные самовары, то устройство куба для горячей воды необязательно.
§ 2. В гостиницах с номерами для проезжающих число номеров, а также и комнат, предоставленных в общее пользование публики, не определяется, но собственно буфетов не допускается более одного. Кухня должна быть устроена так, чтобы чад и запах из нее не мог проникать как в комнаты, открытые для публики так и в номера для квартирующих.
§ 3. В гостиницах, а также меблированных комнатах, если один хозяин отдает более 6 комнат, должен быть по крайней мере один вход устроен непосредственно с улицы.
§ 4. Постоялые дворы должны иметь не менее двух комнат, из которых в одной может помещаться кухня.
§ 5. Съестные и закусочные лавки и другие подобные заведения, не производящие торговли крепкими напитками, могут помещаться и в одной комнате, но обязательно с наружным входом.
Отдел 2-й.
О местностях в городе, в коих заведения трактирного промысла не должны быть допускаемы
§ 6. Безусловно воспрещается открытие всякого рода заведений трактирного промысла в домах, устроенных в Ляминскому логу, а также и в других оврагах.
§ 7. Заведения трактирного промысла, торгующие кроме кушаний и крепкими напитками, за исключением гостиниц с номерами для проезжающих, не допускаются сверх того к открытию за рекой Турой по Береговой улице в первых кварталах, расположенных по обе стороны съезда с поплавного моста и по береговым улицам речки Тюменки и Ляминского лога, если выходы из домов, где предположено заведение, обращены к названным оврагам. В домах же хотя и стоящих на берегу оврагов, но с выходом на смежную улицу, открытие сказанных заведений не возбраняется.
§ 8. Не дозволяется содержание заведений трактирного промысла с продажею крепких напитков, за исключением буфетов при клубах, по Царской, Знаменской и Пристанской улицам, а также по сторонам кварталов, обращенных к базарной площади, и по улицам и проулкам, идущим от нее до следующих кварталов.
§ 9. Не дозволяется содержание заведений трактирного промысла с продажею крепких напитков, за исключением заведений отнесенных по платежу основного промыслового налога к торговым предприятиям первого и второго разрядов, в нижеследующих местностях:
А) По Гостинодворной площади и идущим от нее улицам до первых кварталов.
Б) По улицам, соединяющим Царскую, Спасскую и Знаменскую улицы, а также по Спасской улице.
В) По Голицинской улице и Трусовскому проулку.
Г) В первых кварталах улиц, идущих от Вокзального моста.
Д) По Никольской, Нагорной, Береговой, Ишимской и Садовой улицам и прилегающим к ним проулкам до пересечения их соседними кварталами.
Е) По Серебряковской улице от начала ее от берега р. Туры до Ишимской улицы с прилегающими к этой части Серебряковской улицы проулками до пересечения их соседними
кварталами.
Ж) По односторонкам, т.е. по кварталам, обращенным своей лицевой стороной в поле, к линии железной дороги и к оврагам.
Отдел III-й.
О соблюдении в заведениях трактирного промысла благочиния и благоустройства
§ 10. Во всех заведениях трактирного промысла, кроме постоялых дворов, в комнатах, открытых для публики, воспрещается помещение квартиры содержателя заведения или его приказчика и в означенных комнатах, за исключением покоев, предназначенных для проезжающих или других постоянно квартирующих лиц, не допускается установка кроватей или подобных принадлежностей домашнего обихода, кроме столов, стульев и другой мебели, необходимой собственно для удобства посещающей заведение публики.
§ 11. Если из помещения, открытого для публики, имеется внутренняя дверь в квартиру содержателя заведения или приказчика, то эта дверь во все время, пока заведение открыто для публики, должна быть заперта на замок и проход кого-либо чрез таковую ни под каким предлогом не допускается.
§ 12. Изложенное в 11 § правило не распространяется на буфеты при станциях железных дорог, клубах, гостиницах с номерами для проезжающих и меблированных комнатах, в том числе, когда комнате для прислуги или торгующего в буфете лица помещается рядом с буфетной комнатой.
§ 13. Если в заведениях устроены отдельные кабинеты для обедов или ужинов, то двери в таковые не должны иметь никаких внутренних запоров.
§ 14. Воспрещается употреблять для означенной в предшествовавшем 13 § надобности покои, предназначенные собственно для проезжающих или других постоянных квартирантов.
§ 15. Настоящее обязательное постановление вывешивается в каждом заведении рядом с таблицей, требующейся II ст. Положения о трактирном промысле: в буфетах, общих комнатах и в каждом отдельном номере.
Постановление это вступает в силу с 1 января 1914 года.
Александр Храмцов