Рубрика: Общество

Герою России летчику Владимиру Шарпатову исполняется 80 лет

Герою России, летчику Владимиру Шарпатову 21 марта исполняется 80 лет. Его дерзкий побег из Кандагара до сих пор поражает современников, служит примером для молодежи, вдохновляет поэтов и режиссеров на осмысление и понимание тех сил, которыми руководствовался командир экипажа гражданского самолета Ил-76, ответственный и за свой самолет, и за своих товарищей… Подвиг не имеет возраста, не имеет пола. Подвиг – это образ мысли, состояние души, способность и готовность к поступку, от которого будет зависеть судьба, а порой и жизнь людей, за которых ты несешь ответственность.

"Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя", - эти философские рассуждения поэта-фронтовика Юрия Левитанского, в полной мере характеризуют жизненные принципы и приоритеты Владимира Шарпатова, сформированные в юности, и определившие судьбу.

"Три месяца как мы из дома, и 40 дней как здесь, - записал в своем кандагарском дневнике Владимир Шарпатов. - С утра пришел старый проповедник, чтобы обучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал ходатайствовать о нашем освобождении. Я высказал свое сомнение..."

"17 сентября. У меня постоянная головная боль. Таблетки помогают на 2–3 часа, но ведь не будешь глотать постоянно. Терплю, не показываю вида. Не дай Бог в моем возрасте попадать в подобные переделки".

Летчиком он хотел быть с детства, и считает это самым большим достижением в жизни.

В годы войны в их поселке находился госпиталь. Раненых доставляли по железной дороге, но однажды – самолетом. Это было событие не только для детворы, многие взрослые впервые увидели крылатую машину – зеленый самолет со звездой на борту.

"Мне посчастливилось, – вспоминает Шарпатов, - разрешили посидеть в командирском кресле и даже рули потрогать. На прощание командир спросил: "Летчиком будешь?" На что без раздумья ответил: "Обязательно буду!" С тех пор буквально "заболел" летным делом".

Дважды он поступал в военное летное училище, но не повезло: спецшколу и летное училище расформировали. Тогда подал заявление в училище гражданской авиации, и в 1965 году окончил его и по распределению был направлен в Тюмень. Летал на самолётах ЯК-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Имеет общий налет 16 500 часов. Занимал ряд командных должностей.

В 1991 году освоил полеты на международных линиях. Выполнял полеты в 65 стран.

3 августа 1995 года российский экипаж борта 76842, принадлежащий казанской авиакомпании "Аэростан", совершал перелет из Албании в афганский город Баграм. На борту находился официально оформленный груз – патроны к автоматам Калашникова для правительства Афганистана. Для командира экипажа Владимира Шарпатова такие рейсы давно уже стали привычными: к своим 55 годам он побывал не в одной "горячей точке" (Конго, Сьерра-Леоне). В тот день на высоте около 8200 метров командир получил команду посадить самолет. Приказ подкреплялся "соседством" в воздухе МиГа-21 с афганскими опознавательными знаками, снабженного четырьмя ракетами. Иного выхода, кроме как приземлиться, у летчиков не было. Так гражданский летный экипаж из России был взят талибами в плен, который продлился 380 дней и ночей или один год и 13 дней. Их поместили в тюремную камеру площадью 45 квадратных метров, неоднократно допрашивали талибские лидеры, в том числе и мулла Омар.

"Насчет смены религии действительно агитировали, - рассказывал Владимир Шарпатов. - Предлагали работать на них, обучать их летчиков. Взамен предлагали квартиры, возможность привезти туда свои семьи..."

"Строчки прыгали в письме –

Волновалась!

Ты ждала меня в Шардже –

Не дождалась...

Я пишу тебе опять

И не знаю,

Вновь смогу ль тебя обнять,

Но мечтаю!", - эти стихи он написал в Кандагаре и посвятил своей жене Юлии.

Но одним предложением плененный экипаж воспользовался.

"Мы сказали талибам, что самолету требуется техническое обслуживание, иначе он заржавеет, масло закоксуется, двигатели выйдут из строя. Под этим предлогом часть экипажа стала посещать самолет. Другая часть в это время находилась в заложниках", - рассказал он.

Бежать они решились только тогда, когда всем экипажем попали на борт. "Решили единогласно: будем взлетать, - вспоминает Владимир Шарпатов. - Талибы ушли на полуденную молитву. С нами оставили троих автоматчиков. Они сидели прямо у нас за спиной. После нескольких попыток двигатели запустились. Запросили "вышку", чтобы усыпить бдительность, мол, дайте порулить, в ответ тишина, все ушли на молебен. С промежуточной рулежки начал взлетать. Талибы спохватились, послали под крыло самолета две машины: "Урал" и автобус, на котором нас же привезли. Взлетная полоса кончается. Жара, двигатели полную мощность не выдают. От последней плиты самолет буквально оторвался, перескочил через колючую проволоку, убрал подкрылки и шасси... Курс – на Арабские Объединенные Эмираты. Россия потом ахнет и примет нас домой".

22 августа 1996 года был подписан Указ президента РФ о награждении экипажа. Командиру корабля Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Борис Олейник