Тюменские нефтепроводчики спасают таймырскую тундру
Бригады профессиональных спасателей АО "Транснефть-Сибирь" помогают ликвидировать последствия экологического бедствия – разлива дизельного топлива в Норильске.
Техногенная катастрофа федерального масштаба произошла в арктической зоне Красноярского края. Из поврежденного резервуара для хранения дизтоплива ТЭЦ-3 г. Норильска вылилось более 21 тысячи тонн нефтепродукта. Значительная часть попала в реку Амбарная и растеклась на десятки километров. Помощь в ликвидации последствий этой масштабной ЧС оказывают и тюменские нефтепроводчики. АО "Транснефть-Сибирь", имеющее в силу специфики производственной деятельности опыт ликвидации подобных аварийных ситуаций, оказывает активное содействие в сборе дизельного топлива.
В первых числах июня на место ликвидации последствий аварии прибыли генеральный директор АО "Транснефть-Сибирь" Виктор Бронников и главный инженер предприятия Юрий Малов. Они непосредственно на месте ЧС провели рекогносцировку и оценили, какой объем необходимого оборудования и техники потребуется для устранения последствий. В настоящее время на месте работают 102 специалиста – лучшие из лучших, спасатели, имеющие квалификационные удостоверения и опыт работы в условиях ликвидации ЧС.
Семь аварийных бригад сформированы из сотрудников Нижневартовского, Сургутского, Нефтеюганского, Тобольского, Уренгойского, Ноябрьского управлений магистральных нефтепроводов и Специализированного управления по предупреждению и ликвидации аварий. Переброска бригад завершилась 11 июня.
Наиболее рациональным вариантом посчитали организовать сбор и вылеты бригад к месту проведения работ по ликвидации последствий аварии вблизи пункта подогрева нефти на 89-м км магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе. Производственный объект расположен неподалеку от пос. Тазовский, где есть действующий аэропорт. Доставка людей и техники осуществлялась вертолетами МИ-8 и МИ-26. Перелет занял около 2,5 часов.
Как пояснил Виктор Бронников, чтобы выиграть время, было решено совместить разведку с завозом первой мобильной бригады, сформированную из числа сотрудников Уренгойского УМН. "Прибыв на место, мы совершили облет территории, в результате которого определили для себя точку с наибольшей концентрацией дизтоплива и разбили здесь городок, - уточнил Виктор Александрович. – Через два часа по прилету мы уже развернули емкости и организовали сбор дизтоплива. На тот момент нам помог дующий с северо-запада ветер, который как бы притормозил растекание нефтепродукта ниже по течению. В озеро нефтепродукт не попал".
Бригады АО "Транснефть – Сибирь" рассредоточены в шести точках, установлены 15 каскадов боновых заграждений общей протяженностью 820 метров. На каждом рубеже стоит нефтесборное оборудование. Нефтепроводчики развернули 23 емкости для сбора нефтепродукта, из них 22 – объемом по 10 кубометров, еще одна – 100 куб. м. Также в их распоряжение МЧС предоставило 40 емкостей для хранения собранного продукта, вмещающие 250 кубометров каждый. Таким образом, ограничений в емкостном парке нет.
Уже собрано в герметичные емкости 9140 куб. метров нефтепродукта. Максимально за сутки нефтепроводчикам удавалось собрать с водной поверхности до 1700 куб. метров дизтоплива. Основной объем нефтепродукта с водной поверхности русла реки Амбарная собран. По состоянию на 17 июня за прошедшие сутки силами АО "Транснефть – Сибирь" собрано 50 куб. м топлива.
"Все мы заинтересованы в общем деле, – говорит Виктор Бронников. – Все понимаем, что чем быстрее мы поднимем дизтопливо с водной поверхности, с грунта, тем меньше воздействия будет оказано на окружающую среду. Оборудование работает безостановочно. Ни одной поломки. Останавливаем нефтесборное оборудование только для проведения техобслуживания".
Задействованное в сборе нефтепродукта оборудование – российского производства, отвечает всем требованиям безопасности. Используются нефтесборщики нескольких типов, в том числе дисковые, швабровые, барабанные, пороговые. Насколько качественно работают нефтесборщики, говорят результаты исследования собранного в емкости продукта. При уровне нефтепродукта в емкости в 1,5 м высота слоя подтоварной воды составляет не более 2 см. То есть количество дизтоплива в собранном продукте составляет не менее 99%.
Бригады спасателей АО "Транснефть–Сибирь" работают в две смены по 12 часов. Несмотря на полевые условия, людям обеспечен комфорт. Работники АО "Транснефть – Сибирь" в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью, противоэнцефалитными костюмами, дезинфицирующим средствами.
В палаточном городке налажена работа столовой, персонал получает горячее питание, развернута полевая баня. Люди живут в современных удобных палатках: никаких колышков; подключается компрессор, и через 7 минут палатка с дверями и окнами установлена. Сам Виктор Александрович, как и главный инженер Юрий Малов, живет в полевом городке. Ситуация на месте по-прежнему напряженная, планерки проводятся не только днем, но и в ночное время, поэтому на сон у руководящего состава остается по 3-4 часа в сутки.
- Все знали, куда едут, и примерно представляли, что их здесь ждет, - говорит Виктор Бронников. - Задачу все понимают. Работаем с полной отдачей, круглые сутки. Но при этом мы, конечно, людей бережем.
Заместитель директора департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России, генерал-майор Владислав Гадеев дал компетентную оценку профессионализму тюменских нефтепроводчиков, отметив их слаженную работу: "Из тех компаний, кто направил своих сотрудников, работники АО "Транснефть-Сибирь" пока являются лидирующими спасателями. Спасибо за работу".
Сейчас на месте аварии предпринимаются максимально возможные меры по оперативной ликвидации ее последствий. Пока что полным ходом идет сбор дизтоплива с водной поверхности. И это только первая часть основной работы. Следующий не менее важный этап – качественная биологическая рекультивация загрязненных участков с использованием сорбентов и микроорганизмов, которые помогают разлагать остатки нефтепродуктов. Здесь уже следует подключать научные институты. На кропотливый процесс восстановления уникальной таймырской тундры потребуются годы, если не десятилетия. И остается только искренне надеяться, что этот урок будет усвоен людьми.
This browser does not support the video element.