Безымянные мечты о прекрасном райском саде: познакомиться с тюменской домовой росписью приглашает "Дом Машарова"
Далее в сюжете: Бухарский сад появится в Тюменском районе в Год культурного наследия
Мечты о прекрасном райском саде, счастливой жизни, хорошем урожае и благополучии — так описывает элементы тюменской домовой росписи мастер Ольга Отраднова. Увидеть образцы уникального местного промысла, расцвет которого пришелся на конец XIX — начало XX века, можно на выставке "Тюменский цвяточек" в музее "Дом Машарова".
Из истории тюменской домовой росписи
Ремесленников, проживавших в селах вдоль реки Кармак в Тюменском уезде, называли красильщиками — тюменскими либо кармацкими. Промысел был отхожим — мастера, как правило целыми артелями, выезжали в другие деревни и расписывали дома зажиточных крестьян от пола до потолка.
"Это были декоративные сюжеты — невероятные фантазийные деревья с раскидистыми ветками. Основной композицией было древо жизни, состоящее из двух крестов. Встречаются цветы, взятые из народной фантазии, хотя чем-то и похожие на настоящие. Они выражают мечту о прекрасном райском саде, о счастливой жизни. Есть в росписи птицы — голубки, совушки", — рассказывает Ольга Отраднова.
По словам мастера, такое украшение жилища — это что-то вроде дизайнерского ремонта тех времен. Красильщик делал всё в одной стилистической концепции, цветовой гамме, продумывал все мелочи.
Основной прием тюменской домовой росписи — двухцветный мазок. На один край кисти брался яркий цвет, на другой — белый, и одним свободным, легким движением выводился тот или иной элемент. Еще одно название такой техники росписи — свободно-кистевая, по получившемуся изображению понятно, что мастера не пользовались заготовленными контурами. Имена ремесленников до нас не дошли, свои работы они не подписывали.
Краски ремесленники делали сами. Основа краски — олифа, которую получали, вываривая льняное масло. В олифу добавлялись натуральные пигменты — малахит, уголь, глину, кость, охру, ржавчину. Чтобы перетирать исходные материалы, использовались краскотерки. Один из таких инструментов можно увидеть на выставке.
Тюменской домовой росписи в Тюмени нет
Поскольку промысел был отхожим, то и образцов домовой росписи в Тюмени и ее окрестностях практически не осталось. Больше всего домов, расписанных тюменскими мастерами, сохранилось на Урале. Большое собрание росписи представлено в музее-заповеднике в селе Нижняя Синячиха Свердловской области.
Основа выставки в музее "Дом Машарова" — расписные прялки, которые на территории тюменского региона еще встречаются.
"Красильщик, когда приезжал в деревню, расписывал дом, и иногда хозяйка заказывала роспись всех предметов. Прялок сохранилось относительно много, потому что это был предмет, который сопровождал женщину на протяжении всей ее жизни", — отмечает Ольга Отраднова.
На выставке в музее "Дом Машарова" представлены предметы из коллекции Ольги Отрадновой, Музея истории крестьянского быта в деревне Насекина и фондов Тюменского музейно-просветительского объединения. Познакомиться со старинным тюменским промыслом можно до середины июня 2022 года.
Влада Нерадовская