Информполитику в условиях "культуры отмены" обсудили на ПМЭФ
Во время "культуры отмены" медиасреда перестает быть площадкой для рациональной медиакоммункации и становится рупором фейков. Об этом сообщила заместитель генерального директора АО "Газпром-медиа" Юлия Голубева на пленарной сессии "Культура отмены: беспрецедентные вызовы для медиаотрасли. Информационная политика стран в эпоху постправды" на ПМЭФ-2022.
Медиасреда сегодняшнего дня, сформированная глобальными кризисами, требует переформатирования – власть больше не может позволить себе не идти на цифровой диалог со своими гражданами. Первый заместитель генерального директора АНО "Диалог" Ленар Файзутдинов рассказал, что в условиях беспрецедентной отмены "русской культуры" необходимо доносить объективную информацию до наших соотечественников по всему миру. "Государство, не просто должно иметь право присутствовать в социальных сетях, а с точки зрения сегодняшних вызовов, государство обязано быть активным в интернете на всех уровнях с точки зрения и закона, и духа времени", – добавил он.
Для этого на ПМЭФ подписано соглашение о сотрудничестве между Россотрудничеством и АНО "Диалог Регионы", благодаря которому 97 Русских домов в 80 странах мира подключат к информированию всего русскоговорящего сообщества об общественно-значимых процессах: "У России есть огромный шанс отстоять свою повестку в социальных сетях. Мы можем эффективно противостоять "культуре отмены", если аккумулируем свои инфоресурсы и обратимся к аудитории других стран на базе нашей инфраструктуры", – подчеркнул Ленар Файзутдинов.
Отменить коммуникацию власти и общества, а также саму русскую культуру не получится, уверен ведущий телеканала RT Питер Лавелль: "Это сравни ампутации одной из конечностей, если вы пытаетесь отменить культуру России. Сегодняшние попытки "отмены" – это часть идеологии, которую регулируют элиты, но их нарратив абсолютно не контекстуализирован".
В условиях таких абсурдных попыток СМИ нет никакого смысла менять редакционную политику, считает первый заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" Сергей Кочетков: "Сейчас инфопоток настолько манипулируется, туда "вбрасывается" столько информации, что даже политики и журналисты теряются в этом потоке. Наша задача как качественной прессы – задумываться, выдерживать паузу и затем уже отвечать".
Сложнее с точки зрения коммуникаций противостоять языку постправды, для которого важнее не факты, а их эмоциональная интерпретация, из-за чего транслирование фейков становится обыденной частью информповестки. "В марте, когда пошла эмоциональная волна – крайне важно было транслировать уверенность и определенность, чтобы снять эмоциональное напряжение общества. Тогда мы совместно с "Нацприоритетами" запустили Объясняем.РФ, чтобы дать четкое понимание, как на самом деле все устроено и работает, ответить на все актуальные вопросы, особенно в моменты кризисов", – отметил первый заместитель генерального директора АНО "Диалог" Ленар Файзутдинов. Он добавил, что "Диалог" запустил еще один инструмент противодействия распространению фейков – первый в России фактчекинговый сервис "Лапша" с функицей отправки пользователем информации на верификацию: "Там мы собираем фейки, анализируем их, собранная нами группа фактчекеров их разоблачает. Таким образом, мы выступаем одним из ключевых операторов работы с недостоверной информацией".
Победой на этом поле "коммуникационного сражения" станет для нашего общества волевое решение не отменять то, что отменяют другие, – об этом рассказал писатель и сценарист Александр Цыпкин: "Нам нет необходимости импортозамещать все, что производится за рубежом. И нам ни в коем случае не нужно проявлять ту же агрессию, которая транслируется в соцсетях. Мы должны формировать среду, в которой верховенствует закон, а не отмена культуры".