Эксперт: полноценного специалиста невозможно подготовить за 4 года
Технические специальности и точные науки требуют обучение специалиста не менее 5 лет. Практика, по словам президента ассоциации перевозчиков Ростовской области Магомеда Дарсигова, показала, что за 4 года подготовить полноценного специалиста, особенно в высокотехнологических отраслях, так нужных сейчас российской экономике, невозможно.
"Мы должны готовить специалистов, которые будут способны обеспечить технологический суверенитет страны, - подчеркнул он, выступая на онлайн-площадке "Экспертного клуба России". - Поэтому в основу новой системы высшего образования должны быть положены интересы национальной экономики России".
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, потому что, как утверждали ее сторонники, возникла необходимость в проведении реформ и поиске современной и востребованной системы образования, появилась потребность в усилении уровня компетенций, востребованных в мире, появился запрос общества на открытие границ, сближение с другими странами.
Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.
Поэтому Болонская конвенция об образовании в России все эти годы оставалась постоянным предметом для споров. Самым главным недостатком назывался диплом бакалавра. Многие работодатели воспринимают этих специалистов, как людей с неоконченным высшим образованием. Хотя в самой системе их оценивают как специалистов широкого профиля. Российские вузы, несмотря на участие РФ в Болонском процессе, всё равно не особо котируются на западе. А значит, у выпускников продолжают возникать вопросы и трудности с признанием дипломов. Очень много критики вокруг самого процесса обучения. Специалисты считают, что стандартизация знаний, введение тестирования и кредитной системы плохо сказывается на развитии критического мышления учащихся и их способности думать.
Отмечается отсутствие полноты и системности знаний. Так как студенты сами должны выбирать обучающие курсы, на которые они будут тратить свои силы и время, они часто выхватывают лишь часть знаний вместо комплексного подхода. В идеале за этим должен следить куратор, который присматривает за студентом с первого курса и помогает ему составлять грамотную программу обучения.