Рубрика: Общество

Материал для портрета Ремезова скульптор Распопов нашел на дровяном складе

Далее в сюжете: Тюменский микробиолог помог в расследовании деятельности американских биолабораторий на Украине

Материал для портрета Семена Ремезова тюменский скульптор Николай Распопов нашел на задворках дровяного склада железнодорожной станции. В этих неуклюжих капах – древесных наростах, неизвестно откуда привезенных в Тюмень, художник увидел основу для своей будущей работы.

Из капов получают очень необычную, одну из самых ценимых за красоту, древесину со сложной текстурой волокон. Разнообразие текстуры обусловлено условиями произрастания деревьев, равнинной или горной местностью. Это делает рисунок капов неповторимым и разнообразным.

"На голову Ремезова ушло три капа, - вспоминал позднее Николай Васильевич. - Тяжелые штуки, еле притащил из дровяного склада железнодорожной станции. Мне кажется, что именно этот материал позволил мне выразить всю мощь Семена Ульяновича Ремезова, первого сибирского архитектора, выдающегося деятеля науки и культуры". Эта скульптура стоит сейчас в красном здании (бывший физфак) Тюменского государственного университета.

Требовательность скульптора Распопова к выбору материла для очередной работы отмечали все, кто был знаком с художником.

"Что до необычности материала, так на то ты и художник, чтобы искать новые формы, материалы и воплощения. Увидел сегодня какую-то маленькую деревянную закорючку, она приласкала твое внимание, и ты уже ее не забудешь. А потом, возможно, родится интересная идея. Скульптура вообще значительно сложнее, чем о ней думают. В живописи, условно говоря, одна точка, а в скульптуре их — миллионы. И соединяет их любовь", - писал скульптор впоследствии.

This browser does not support the video element.

Николай Васильевич Распопов родился 26 декабря 1932 года в деревне Усалка Ярковского района Тюменской области. Член Союза художников СССР с 1965 года. Почетный гражданин города Тюмени (с 2016 года). Работал в станковой, монументальной, декоративной скульптуре, а также в формах мелкой пластики. В 1954-1978 трудился в Тобольских художественно-производственных мастерских Тюменского отделения художественного фонда РСФСР. Преподавал в художественной студии при Доме пионеров в Тобольске (1956-1957). Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок, трех персональных выставок.

Работы скульптора искать не надо. Они выходят из мастерской и остаются жить на улицах городов и сел. Всякого, въезжающего в Тюмень по Ялуторовскому тракту, встречает скульптура "Летящая", которая давно уже стала своеобразным символом города. Еще одним символом Тюмени горожане считают памятник ушедшим на фронт выпускникам — "Прощание".



"Не последняя работа, скажу без ложной скромности. Мне кажется, что горожане ее любят. Но далась она нелегко, - рассказывал художник. - Приходили ко мне потом ровесники тех выпускников, которым казалось, что я изобразил их одноклассника или их друга, или сестру в этой скульптуре. Плакали в мастерской... Так скажу, не надо как-то особенно хвалить себя и свои работы, достойная вещь сама за себя скажет".

В областной филармонии нельзя не заметить бюст великого композитора Алябьева и певца Юрия Гуляева, а в Тюменской научной библиотеке — бюст Менделеева.

Бывший прокурор Ленинского района, дважды прокурор Тюмени (награжден медалью Павла Ягужинского (первый генерал-прокурор, назначенный Петром I), медалью "Ветерана прокуратуры"), бывший судья и заместитель председателя Арбитражного суда Тюменской области, занесен в "Книгу почета судей и работников судебной системы Тюменской области", преподаватель, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин ИГиП ТюмГУ Валерий Афанасович дружил с Николаем Распоповым.

"Часто вели беседы в его мастерской об искусстве и о жизни. Николай Васильевич как бывший кузнец обладал физической силой. Он показывал мне свои работы с первоначального макета, а затем во время работы, всегда прислушивался и ценил дружеские замечания. Обычно художники не показывают работы до окончания даже своим коллегам, а мы с ним обсуждали многие нюансы, особенно когда он работал над скульптурой десятиклассников, не пришедших с войны", - рассказал он.

Николай Распопов учел предложение Евгения Афаносовича по изменению шарфика на скульптуре "Прощание".

Мастер не успел завершить одну из своих работ – скульптуру судьи в мантии, прототипом которой стал Валерий Афаносович. "Когда я перешел на работу в суд, то Николай Васильевич решил сваять меня в судейской мантии, я принес ее ему. Голову в пластилиновом варианте он мне показывал, но, к сожалению, не успел закончить ее", - вспоминает Валерий Евгеньевич.

Среди работ Николая Распопова - памятники поэту-сказочнику П. П. Ершову (1972–1982), Ермаку (1982), памятник первопроходцам Уренгоя "Земля Тюменская" (1975–1995); рельефный фриз "Река времени" для фасада Запсибкомбанка (1991), скульптурный бюст Б. Щербины, памятник первооткрывателю тюменской нефти Ф. Салманову (2009); архитектурно-скульптурный комплекс "Четыре столетия Тобольска" (2007), монумент "Жизнь за правду" в Тобольске (2016).

Борис Олейник