Продукты питания продаются лучше, если они тюменские
Тюмень. Ассортимент товаров на прилавках магазинов значительно увеличится. Россия взяла курс на вступление в ВТО, пусть на "льготных условиях", но тем не менее. Со временем крупные иностранные производители представят свои товары на российском рынке - поставка продуктов питания станет выгодной, поскольку присоединение страны ко Всемирной торговой организации предполагает снижение пошлин на ввоз продукции. К примеру, пошлина на импорт молочной продукции снизится на 5%, на рыбу на 7%, на зерно на 5%.
Российский рынок, по признанию экспертов, достаточно перспективен для иностранных производителей, так как уровень покупательской способности достаточно высок, а культура потребления "правильных" продуктов практически не сформирована. Среднестатистический покупатель ориентируется на низкую стоимость продукта и яркую упаковку, а вкупе с широкой рекламной кампанией, с привлечением известных деятелей искусства, успех в продвижении того или иного товара обеспечен.
Отток потребительского спроса к зарубежным товарам, в том числе и к продуктам питания, наблюдался лет 10 назад. На фоне отсутствия на рынке широкой линейки продовольственных товаров, россияне активно закупались "ножками Буша", относительно недорогой колбасой и сладостями, но тогда выбора практически не было, сейчас есть. За последние годы российские товаропроизводители "подтянулись", во многих регионах налажены собственные производства, открывались и расширялись фермерские хозяйства, перерабатывающие производства.
Тюменская область не стала исключением, скорее наоборот. Акцент сделан на обеспечение жителей региона собственными продуктами питания. Не смотря на то, что регион относится к зоне рискованного земледелия, активно велась работа по увеличению пашни, строились мини- и мегафермы, завозился высокопродуктивный скот. В настоящее время регион обеспечивает необходимым сырьем не только себя, но и другие субъекты. Пока есть "проволочки" по производству говядины, но и здесь имеются свои "точки роста" - работа не останавливается ни на минуту. Не отстают от производственников и переработчики.
Сыграть на опережение
Но, вместе с развитием собственных производств необходимо вести просветительскую работу среди населения, рассказывать о преимуществах местных продуктов, разъяснять какое сырье было использовано и по каким технологиям изготовлен продукт. С экранов телевизоров, на страницах газет видные ученые-врачи не раз подчеркивали, что здоровье человека напрямую зависит от качества продуктов, которые входят в рацион.
Если пару десятков лет назад увидев на этикетке товара надпись ГОСТ, можно было смело его приобретать, зная, что он изготовлен в соответствии с высокими требованиями и строгой рецептурой, то в настоящее время сориентироваться в многообразии товара сложно, а со вступлением России в ВТО станет еще сложнее, поскольку, как предполагают эксперты, на рынок зайдут совершенно новые иностранные производители, да, их товар будет безопасен для употребления, но полезен ли? Что будет с местными производителями, смогут ли они "удержаться на плаву" или канут в лету и страна будет полностью зависеть от зарубежных поставок? Этими вопросам сейчас задаются многие.
Взаимодействие с местными товаропроизводителями, вопрос адаптации потребительского рынка к достаточно жестким конкурентным условиям - эти темы в приоритете у регионального правительства, рассказал заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь. "Продвижение продуктов региональных товаропроизводителей, содействие в поиске новых рынков сбыта - это как раз то, на чем мы хотим сосредоточить усилия", - отметил он.
В условиях жесткой конкуренции каждое из предприятий пытается "застолбить" рыночную нишу, сделать свою продукцию предельно узнаваемой. Немалую лепту в эту задачу внесла акция "Покупаем тюменское"
"Первоначальная идея этой акции как раз заключалась в том, чтобы сыграть на опережение. Сформировать предпочтения потребителей Тюменской области в пользу товаров местных сельхозпроизводителей. Нужно признать, что в целом нам это удалось. Это не столько акция, которая тиражирует информацию о местной продукции, сколько полноценный проект, имеющий вполне внятный и очевидный экономический эффект, причем выраженный в достаточно серьезных показателях", - подчеркнул Сергей Дегтярь.
Серьезные экономические показатели наглядно подтверждают цифры, так, только в Тюмени доля местной продукции составляет 43%. Ежегодно фиксируется увеличение поставок региональных товаропроизводителей на полки магазинов, а это свидетельствует о росте объемов производств.
Местное молоко, творог, колбасу можно купить не только в магазинах шаговой доступности, но и в крупных торговых комплексах. Администрация города ежегодно заключает соглашения с такими гигантами как "Мегамарт", "Лента", "Перекресток". Документ предполагает реализацию продукцию местных сельхозпроизводителей от 10% до 20% в общем товарообороте. Но и здесь, по утверждению властей, есть резервы. "Тот потенциал, который демонстрирует местный рынок, те ниши, которые на сегодняшний день еще не заняты, необходимо занимать. Для этого, местным сельхоз-товаропроизводителям нужно сосредоточить усилия", - подчеркнул заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.
В большинстве муниципальных образований региона количество торговых площадей превышает нормативные показатели, а это означает, что торговля активно процветает. Ежедневно, жителям и гостям области продается товаров на сумму более 619 млн рублей. "Это достаточно серьезный финансово-экономический резерв, который должен быть в полной мере использован местными товаропроизводителями", - считает Сергей Дегтярь.
В то же время у жителей региона есть возможность выбрать где именно "отовариваться" - будь то крупный супермаркет, рынок либо маленький магазин рядом с домом. Места, как говорится, хватит всем, негативные ожидания, что с приходом сетевого ретейла небольшие магазины исчезнут, не оправдались. Если первый сегмент выигрывает за счет большого оборота, вторые сориентировались на своего потребителя.
Активное развитие конкурентоспособных производств
Для того, чтобы упростить задачу покупателям и стимулировать производителей улучшать качество в регионе ежегодно проводится конкурс "Лучшие товары и услуги Тюменской области".
"Уже второй год подряд конкурс "Лучшие товары и услуги Тюменской области" мы проводим "заточив" под вступление России в ВТО. Элемент узнаваемости и конкурентоспособности товаров взаимосвязан между собой. Этот конкурс позволяет не только узнавать большому кругу потребителей о наших производителях и продукции, но и стимулирует производителей постоянно улучшать качество. Отбор ведется очень жесткий, но постоянно растущее число участников (а это не только новые предприятия, которые подают заявки на конкурс, но и "старички" расширяющие ассортимент) демонстрирует то, что наши предприниматели не занимаются самоуспокоением, а постоянно развиваются", - отметил Сергей Дегтярь.
Поддержка местных товаропроизводителей не в коем разе не означает выдавливание других игроков с рынка. Отнюдь, они должны быть заинтересованы в улучшении качества своего товары, здоровая конкуренция лишь стимулирует развитие. "Наша идеология - мы не ограничиваем доступ и реализацию иногородних либо импортных товаров. Мы оказываем содействие в продвижении продукции местных товаропроизводителей. Очень корректно. В то же время формируем культуру потребителя. За два года реализации проекта "Покупаем тюменское" замечаний от антимонопольной службы не было. Мы действуем в рамках закона", - подытожил заместитель губернатора.
Еще одной площадкой, где можно будет приобрести товары местных производителей, и не только гигантов, но и небольших компаний, станет экорынок. Это совершенно новое для Тюмени, да и области в целом, направление. Предполагается, что в эту нишу войдут мелкие хозяйства, которые из-за низких объемов не могут выйти на региональный уровень, но их продукция интересна жителям, к примеру мини-пекарни или же компании специализирующиеся на сборе дикоросов.
В ближайшее время на сайте информационного агентства "Тюменская линия" будет размещен цикл материалов о поэтапном производстве молочной и мясной продукции, о ценообразовании на эти продукты, а также советы потребителям от независимых экспертов.
Екатерина Исаева